12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Солдатова47

Дискуссия «Что труднее: просить прощения или прощать?»

Цель:

подготовка старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимость другого;

научиться выражать свою точку зрения на проблему, выслушивать мнение другого; подбирать аргументы в защиту своей позиции.

Ход дискуссии

Введение в дискуссию

Ведущий:

Начать дискуссию я хочу с чтения стихотворения И.Северянина «Высшая мудрость».

Я испытал все испытанья,

Я все познания познал,

Я изжелал свои желанья,

Я молодость отмолодал.

Давно все найдены, и снова

Потеряны мои пути…

Одна отныне есть основа –

Простить и умолять: «Прости!»…

- Как вы думаете, в чем, по мнению поэта, заключается «высшая мудрость»?

- Приглашаю вас к разговору на тему «Что труднее: просить прощения или прощать?».

Мы постараемся найти ответ на этот вопрос, выслушивая мнение друг друга, выражая свою точку зрения, подбирая сильные и слабые аргументы.

Регламент проведения нашей дискуссии – 20 минут. Обращаю внимание на то, что участники дискуссии должны придерживаться правил поведения, не забывая о том, что своё мнение нужно излагать ясно и кратко. Для того, чтобы отследить, как соблюдаются нами правила ведения дискуссии, я предлагаю сейчас определить тех, кто будет это отслеживать. Итак, у нас 5 правил, за соблюдением каждого будут наблюдать 2 человека.

Основная часть

Ведущий:

Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно.

- Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки.

- Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. (Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить. Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы. Возникают сомнения в существовании справедливости. Жизнь меняется в отрицательную сторону…)

- А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?

- …Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то.

- А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик? (Гнев, агрессию, боль, чувство вины. Жажду примирения. Он переоценивает существующую справедливость или себя самого).

- А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама?
(Предстоит налаживать отношения).
- Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»? Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делать этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят оба? (Примирения. Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить…)

- Итак, что труднее: просить прощения или прощать?

Как считаете вы? Пожалуйста, выскажите свою точку зрения.

Подведение итогов

Ведущий:

- Да, ответить однозначно на этот непростой вопрос нельзя. Прощение – сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций. И…

Не забудьте, что жизнь коротка, а минуты бесценны,

Что в песочных часах золотой убегает песок,

Не забудьте, что даже кумиры уходят со сцены,

И родным, и любимым, и нужным назначен свой срок. 

Загляните в глаза и проникните в душу,

Если сердце тревожит печаль, дайте волю слезам,

Научитесь прощать, понимать и внимательно слушать,

Торопитесь любить, чтоб когда- нибудь не опоздать.

 

- Итак, давайте оценим, получилась ли у нас дискуссия. Прошу высказаться оценщиков, как были соблюдены правила ведения дискуссии.

- Попрошу высказаться участников. Перед вами вопросы. Пользуясь ими, составьте самоотчёт:

- Что я чувствовал во время дискуссии?

- Что или кто мне мешал?

- Что нового я узнал для себя?

- Если я почувствовал увлечённость, то почему?

- Если оставила равнодушным, то чем я это объясняю?

- Как смогу использовать приобретённый в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

- Спасибо за активное участие.

Опубликовано в группе «Лаборатория педагогического мастерства»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.