12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса27

Конспект урока учителя музыки Дозналовой Ларисы Феликсовны по предмету «сольфеджио» для 3 класса на тему: «Диссонанс и консонанс»

Удмуртская Республика, г.Ижевск, МБОУ «СОШ №52 с углубленным изучением отдельных предметов»



Тема урока: «Диссонанс и консонанс»

3 класс (второй год обучения)

Цель урока: научиться определять консонансы и диссонансы. Знать названия и обозначения интервалов. Уметь слышать и различать по звучанию к какой группе относятся интервалы.

Задачи:

Образовательная:

расширить и закрепить круг вопросов по изучаемому материалу;

знать тоновую и ступеневую величину интервалов;

определять на слух консонансы и диссонансы, используя характеристику звучания.

Развивающая:

развивать образное мышление;

развивать творческие способности учащихся, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательная:

повышать самооценку учащихся;

научить эмоциональному раскрепощению;

научить преодолевать трудности в работе с новым материалом.

Тип урока: закрепление знаний, знакомство с новыми понятиями.

Форма: коллективная, групповая.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные

Оборудование: фортепиано, магнитная доска, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.

Ход урока:

Организационный этап (2 минут)

Преподаватель: «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение I-V в тональности)

Учащиеся: «Здравствуйте» (движение по звукам трезвучия V-III-I)

Исполнение песни:

Е.Поплянова «Пора начать урок»

Колокольчик нам поет,

На сольфеджио зовет.

Слышишь звонкий голосок?

Значит, нам пора начать урок.

Привет: Дин-дон, дин-дон,

Пора начать урок.

Дин-дон, дин-дон,

Зовет нас голосок.

Учитель: Какие интервалы прозвучали во вступлении к песне «Пора начать урок»?

Учащиеся: Анализируют и дают ответ на поставленный вопрос.



Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. (2 минуты)

Учитель: Продолжаем изучать тему «Интервалы». Чтобы вспомнить названия интервалов пропоем песню:

Если ноты ходят парами,

Их называют интервалами.

И сейчас мы по-порядку вам их

С удовольствием споем.

Припев: Прима, секунда, терция, кварта,

Квинта, секста, септима, октава.

Октава, септима, секста, квинта,

Кварта, терция, секунда, прима.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (3 минуты)

Учитель: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти два интервала?

Учитель: Играет диссонанс и консонанс.

Учащиеся: Первый звучит резко, второй - красиво, ласково.

Учитель: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно, они называются – диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы. Это и будет цель нашего урока. Разберемся, какие интервалы относятся к консонансам, а какие – к диссонансам (делит доску на две части и прикрепляет таблички с названиями).

Усвоение и проверка новых знаний (13 минут)

Учитель: Делит учащихся на две команды. 1 команда – консонансы, 2 команда – диссонансы. Дает задание: прослушать и определить какие интервалы относятся к консонансам, какие – к диссонансам.

Учащиеся: слушают задание, готовят карточки с изображением животных, характеризующих интервалы.

Учитель: предлагает слушать интервалы и определять на слух звучание: резкое или благозвучное. Группа консонансов выбирает только свои интервалы и определяют какие интервалы относятся к консонансам. Группа диссонансов слушает и выбирает свои интервалы. Идет работа в группах. У каждой группы есть лист формата А3. Учитель предлагает создать мини-зоопарк. Группы презентуют свои работы и рассказывают, что у них получилось.

Для подведения итогов работы учитель предлагает доучить 2 и 3 куплеты песни про интервалы.

Второй куплет исполняет группа диссонансов:

2) Словно ежики с колючками,

Бывают интервалы злючками,

Это септимы с секундами,

Их называют – диссонанс.

Третий куплет исполняет группа консонансов:

3) А другие - очень милые,

Благозвучные, красивые.

Примы, терции, октавы, кварты,

Квинты, сексты, называют – консонанс.

Закрепление знаний (10 минут)

Физминутка. Выполнение упражнений под музыку «Три хлопка»

Учитель: предлагает поработать в тетрадях. Каждая группа строит свои интервалы от заданного звука. По завершению работы группы демонстрирует друг другу результат проделанной работы. Учитель проигрывает построенные интервалы, учащиеся определяют на слух и поют песни, соответствующие данному интервалу (Т.Ошуркова «Интервалы-это просто»).

Рефлексия (подведение итогов) 8 минут

Учитель: предлагает закрепить на доске свои мини-зоопарки под соответствующим заголовком и прокомментировать, что на них изображено и почему.

Учитель: «Наступило время подведения итогов нашего урока. Предлагаю заполнить карту самооценки.



Карта самооценивания Ф.И.______________________

Самооценка (от1до5 баллов)

1

Я понимаю, что такое консонанс и диссонанс


2

Я понимаю, какие интервалы относятся к консонансам и диссонансам


3

Я могу петь интервалы


4

Я могу слышать и угадывать интервалы


5

Я знаю названия и обозначения интервалов


6

Общая самооценка




Окончание учебного занятия (2 минуты)

Учитель: Вот и закончился наш урок. Вы все прекрасно поработали. Записываем домашнее задание: рабочая тетрадь стр.19 №26.

Спасибо за работу! До свидания!


Список используемой литература:

Сиротина Т.«Музыкальная азбука»

Ефремова Л. «Учиться интересно»

Лёхина Л. «Путешествие в страну интервалов»


Данный урок построен на сочетании как традиционных, так и новых форм работы. Особое внимание уделяется практическим заданиям с использованием наглядных материалов. Для всесторонней проверки знаний учащихся рекомендуется использовать репродуктивный метод, а для успешного выполнения практических заданий – поисковый метод.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.