Дистанционная коррекционная работа учителя-логопеда
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №51 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г. ГАТЧИНА
Статья
«Дистанционная коррекционная работа учителя-логопеда»
Материал подготовила
Учитель-логопед
Гаврилова Полина Юрьевна
Июнь 2020
Мир образования стремительно развивается и предъявляет педагогу, в том числе учителю-логопеду, новые требования. В современном учебном заведении невозможно обойтись без новых образовательных технологий, этого требует и профессиональный стандарт педагога. Одно из требований заключается в том, что учитель будущего прекрасно владеет компьютером, разбирается в социальных сетях, умеет использовать источники информации.
Развитие современных информационно-коммуникативных технологий предоставляет педагогам дошкольных образовательных организаций широкие возможности для применения не только традиционной формы обучения детей (на занятиях при посещении детского сада), но и организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение дошкольников осуществляется по ряду причин (в праздничные дни, в случае карантинов, длительной болезни ребенка, невозможности посещать детский сад из-за низких климатических температур в отдельные дни и т.д.), а отдельные элементы дистанционного обучения сочетаются с традиционным посещением детьми детского сада (например, дистанционная проектная деятельность детей в выходные дни). Поэтому, цель дистанционного обучения – предоставление обучающимся возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания с использованием электронных образовательных технологий.
Дистанционное обучение дошкольников осуществляется с применением разнообразных коммуникационных средств: социальных сетей (например, ВКонтакте или Инстаграм), месенджеров (например, WhatsApp), а также с применением сайта образовательной организации, телефонной связи и иных средств.
Несомненно, использование электронных образовательных технологий открывает новые возможности перед учителем-логопедом: обмен опытом, участие в сетевых конференциях, форумах, вебинарах, конкурсах, использование Интернет-ресурсов на занятии, ведение собственных веб-страниц, использование электронной почты, дистанционное обучение.
Основные преимущества электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: Свобода доступа — обучаемый занимается практически в любом месте. Способ обучения позволяет педагогам и обучающимся находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах и странах. Гибкость обучения — продолжительность изучения темы слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности, может возвращаться по нескольку раз к отдельным занятиям, может пропускать отдельные разделы, затем возвращаться и т.д. Доступ к учебным материалам осуществляется в любое время суток. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной.
Основным минусом в логопедической работе дистанционной школы является удалённость контакта, дистанция с воспитанником (ведь в работе логопеда необходим как раз прямой и непосредственно личный, часто тактильный, контакт с ребёнком, например, при постановке звуков). Другая проблема – отсутствие технического оснащения у воспитанников, многие семьи не имеют дома не только принтера, н и компьютера, пользуются телефонами с низким разрешением. Некоторые родители не зарегистрированы в социальных сетях. Поэтому не всегда удаётся наладить качественную обратную связь. Ещё одной проблемой становится развитие коммуникативных навыков детей, их желания и умения общаться со старшими и со своими сверстниками, а также формирование у учащихся адекватной самооценки.
В целом, созидательно-положительных моментов в логопедической работе в условиях дистанционного образования необыкновенно много. Чуть более подробно хочется остановиться на специфике использования Интернет-ресурсов в логопедической практике, которая, на мой взгляд, даёт необыкновенный простор творческой деятельности не только логопеда, но и ребёнка и заключается в:
возможности включать в состав учебных материалов и логопедических занятий аудио- и видеоинформацию, игры и игровые упражнения, в том числе, в онлайн режиме;
возможности постоянного доступа к Интернет-ресурсам, позволяющим использовать информационно-методический и учебный материал, основанный на гипертексте;
возможности детей (и их родителей) осуществлять интерактивное взаимодействие с образовательной средой (логопед размещает соответствующую информацию для родителей и детей, оперативно изменяет, дополняет и обновляет этот материал, который является всегда доступным дополнительным компонентом логопедической просветительской и коррекционно-развивающей деятельности). При составлении календарно-тематического планирования очень удобным оказалось использование Google- таблиц, в которые включено планирование групповых занятий с детьми с учетом режимных моментов. Составляется таблица совместно всеми специалистами (учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) и воспитателями. Задания даны в виде ссылок на сайты с играми, упражнениями и дидактическим материалом (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1FkVWf0OUb0gUk_w--fgtLk7ciuhdiO4iXXELFO_X6lA/edit#gid=0). Особенно много полезной информации с наглядно- дидактическим материалом на сайте дефектология.проф (https://www.defectologiya.pro/games/).
При организации дистанционного обучения дошкольников логопед отправляет видеоматериалы, осуществляет непосредственное общение с детьми по видеосвязи, получает обратную связь в виде фото и видеоотчетов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такой подход обеспечивает эмоциональную связь детей и логопеда, вовлеченность ребенка в процесс обучения и коррекции.
Таким образом, дистанционное обучение дошкольников является формой обучения, которую необходимо применять для поддержания непрерывности образовательного процесса, прежде всего, в ряде ситуаций, когда временно невозможно посещение ребенком детского сада. Но, к сожалению, дистанционное обучение по ряду причин доступно не для каждой семьи.
Проведение дистанционных занятий – принципиально творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных особенностей детей, достигаются ощутимые результаты обучения дошкольников с речевыми затруднениями.
1. Гурьев С.В. Современное дистанционное обучение. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 118 с.
2. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Юрайт, 2020. – 392 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – 25 ноября.
https://infourok.ru/statya-distancionnoe-obuchenie-doshkolnikov-4292007.html
https://www.defectologiya.pro/games/