Рабочая программа учителя-логопеда

1
0
Материал опубликован 1 March 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образование

«Красносельцовский детский сад»

Рузаевского муниципального района»


 


 


 


 

Принято Утверждено

на педагогическом Приказ от _______

совете ДОУ № ________

 

Рабочая программа

Учителя – логопеда

Мирошиной Натальи Николаевны

на логопункте


 


 


 


 

Рузаевка 2018


 


 

 

Содержание

Наименование разделов

Стр.

Целевой раздел программы

 

1.Пояснительная записка

2-5

1.1.Цель,задачи и принципы реализации Программы

2

1.2.Характеристика недоразвития речи детей

3

2.Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы

6-9

Содержательный раздел программы

 

1.Направления логопедической работы

9

1.1.Диагностическая работа

13

1.2.Коррекционно-развивающая работа

14

1.3Консультативная работа

16

1.4.Информационно-просветительская работа

18

2.Взаимодействие с педагогами ДОУ

21

3.Особенности взаимодействия логопеда с семьями воспитанников

23

Организационный раздел Программы

 

1.Материально-техническое обеспечение

25

2.Организация предметно-развивающей среды

26

3.Методическое обеспечение Программы

29


 


 

Целевой раздел программы

1.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии

с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)

- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» /утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27октября 2011 г. N 2562/);

- Конвенция о правах ребенка

Логопед выявляет детей с нарушениями речи, в соответствии с коллегиальным решением ПМПк дошкольного учреждения, зачисляет их на логопункт. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.»

1.1.Цели и задачи реализации программы.

Цель и задачи по реализации основной образовательной программы определяются:

-ФГОС дошкольного образования,

-Положением ДОУ;

с учетом:

- «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014; .),

- Региональной программой для дошкольных образовательных учреждений РМ «Валдоня»,2001г.,

- Примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/О.В. Бурляева.-Саранск: Мордов. кн.изд-во, 2011.

Целью данной рабочей программы является сопровождение детей с речевым недоразвитием, посещающих дошкольное образовательное учреждение на логопедическом пункте. Построение системы коррекционно-развивающей работы логопедического пункта для детей с 5 до 7 лет (в соответствии с положением о логопедическом пункте), предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов ДОО и родителей (законных представителей) дошкольников, учет особенностей речевого и общего развития детей и обеспечение их всестороннего, гармоничного развития личности.

Задачи

Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием.

Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.

Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной общеобразовательной программой ДОО.

Разработка и реализация коррекционно – развивающей рабочей программы, организация индивидуальных и подгрупповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Содержание рабочей программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), целям и задачам образовательной программы учреждения, предусматривает соответствие всем требованиям к разработке программ дополнительного образования. Составляет на начало каждого учебного года по результатам первичного обследования детей, так как организация коррекционно – развивающей деятельности, количество и содержание будут определяться преобладающими нарушениями в структурах речевых дефектов детей, нуждающих в логопедической помощи.

Предлагаемая программа – итог многолетнего опыта учителей – логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений РФ, структура которых позволяет осуществлять логопедическую помощь детям старшего и подготовительного возраста. Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Согласно нормативам санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиНа 2.4.1.3049-13), утверждённых Главным государственным санитарным врачом, а также исходя их опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, следует уменьшить количество подгрупповых занятий и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНом (п.11.11 и 11.12).

В соответствии СанПиНом, продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни 25 минут, с деть- ми 7-го года жизни – не более 30 минут.

1.2.Характеристика недоразвития речи детей

Характеристика детей с фонетико – фонематическим нарушением речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность

к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

 Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV ур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР IV ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

Характеристика детей с III уровнем развития речи

- третий уровень характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница III уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий).

Характеристика детей с IV уровнем развития речи

Четвертый уровень речевого развития, представлен в работах Т. Б. Филичевой, характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются. Словарь у детей достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

2. Планируемые результаты освоения программы

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

чётко дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-производить элементарный звуковой анализ и синтез;

-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, -чтении стихов.

 

Содержательный раздел программы

1.Направление логопедической работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


 

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы


 


 

Фонетическое недоразвитие речи

- коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения.

ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                        

 Задача:                                                                                                            Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

               в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически   чистой, лексически развитой,  грамматически  правильной) речью.

             Виды коррекционной работы на данном этапе:                                  

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ    в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

-шипящий  Ш

- сонор Л

-шипящий  Ж

-соноры  Р,  Р'

- шипящие Ч, Щ
        Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,   «Фокус»;

для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только  индивидуально.            

2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:                                                                                                                           Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.   Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ: 

                              С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;  

                               Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

                              Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

                              Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.

V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.  

Лексические и грамматические упражнения.                                                          Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.    

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные(поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной  и речевой деятельности детей.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило,  объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Содержание подгрупповой работы  отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

           Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФНФФН, ОНР IV ур.р.

 6-го года жизни,  разделено на 3 периода обучения

I период  – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.

III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю (звукопроизношение + связная речь)

Всего 66 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала

           Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФНФФНР, ОНР IV ур.р.

7 года жизни разделено на 2 периода обучения

I период – сентябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю. 

II период – январь–май. 21 неделя 42 занятия –  2 занятия в неделю (звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)

Всего 68 занятий в год.


 

1.1.Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных  образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.  Полученные данные заносятся в специальную компьютерную программу, являющуюся современным эффективным инструментом  для мониторинга (Программно-диагностический комплекс соответствует ФГОС ДО: «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Издательство «Учитель», 2014). Данная программа позволяет автоматически формировать  речевые карты детей, таим образом, результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных  маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.


 

1.2.Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, ОНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения – подгрупповая,  подвижными  микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МБДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР IV ур. – 1-2 года.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

   ФН – 2  раза в неделю;

   ФФНР  – 2   раза в неделю;

   ОНР  IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики.

совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

1.3.Консультативная работа

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов ГБОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

календарно-тематического планирования подгрупп. занятий; планы индивидуальной работы; взаимодейст-вие специали-

стов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей откло-нений в рече-вом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедичес-кой работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедичес-кой работы.


 

1.4.Информационно-просветительская работа

Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

I этап

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика по Фотековой

Формирование артикуляторной базы

II этап

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка звуков

III этап

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Составляется из правильно произносимых звуков

Продолжение постановки звука, отработка звука

IV этап

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закреплени Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

е звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они)

Дифференциация звуков сходных по звучанию

V этап

Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

2.Взаимодействие с педагогами ДОУ

Задачи, стоящие перед учителем- логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

Коррекционная работа

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоление речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определения уровня речевого развития

3. Изучение результатов обследования с целью перспективного планирования работы

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого- педагогической характеристики в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6.Расширение кругозора детей благодаря использований экскурсий, прогулок, наблюдений, предметно- практической деятельности, чтению художественной литературы

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей по лексико- тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений о времени и пространстве, форме, величине и цвете

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания, коррекция звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

 

11. Обучение процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, предложений

10. Закрепление речевых навыков в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слов

11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

12. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

13. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения


 

14. Развитие диалогической речи через использование речевых, настольно- печатных игр, сюжетно- ролевых и игр- драматизация, театрализованной деятельности

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы- описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы.

15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Организация жизни и деятельности детей

1. Распределение детей на подгруппы для занятий

1. Четкое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, достаточное пребывание детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий

2. Использование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач

2. Организация педагогической среды для формирования речи детей

Создание необходимых условий

1. Оснащение и оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания и коррекционного обучения

2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку

3. Привлечение родителей к коррекционной работе

4. Направление детей на медицинское консультации (по необходимости)

4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе типовой программы

3.Особенности взаимодействия логопеда с семьями воспитанников

Формы работы

Содержание работы

Сроки


 


 


 


 

Ответственный

Консультирование

Родительское собрание

Анкетирование

Папки- передвижки

1.«Возрастные особенности детей 5-6 лет».

2. «Старший дошкольный возраст. Какой он?»

3. Анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском сад.

4. «Режим дня», «Наши занятия»

Сентябрь

Логопед

Мирошина Н.Н

Консультирование

Вернисаж

Фотовыставка

1. «Развитие речи детей в процессе наблюдения за природой».

2. «Вместе с мамой».

3. «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» (к дню пожилого человека)

Октябрь

Логопед

Мирошина Н.Н

 

Конкурс

Консультирование

Совместное мероприятие на улице

Выставка рисунков

1. «Лучшая мамина заготовка» (ко дню матери)

2. «Какие сказки читать детям»

3. Операция «Румяные щёчки!» 21 ноября Всемирный день приветствия

4. «Портрет мамы»

Ноябрь

Мирошина Н.Н

Кочкарева Н.В.

Конкурс самоделок

Выставка поделок к новому году

Родительское собрание

Консультирование

1.«Волшебные снежинки»

2.«Чудесные превращения»

3. «Речь вашего ребенка»

4.«Физкультура – ура!»

(игры с мячом)

Декабрь

Логопед

Мирошина Н.Н

Агеева А.Д.

Мирошина Л.А

Газета

Консультирование

Папка-передвижка

Выставка рисунков

1. «Как я встретил Новый год».

2.«Одежда и здоровье детей»

3. «Наблюдение в природе зимой»

4. «Зимние забавы»

Январь

Мирошина Н.Н

Мирошина Л.А

Кочкарева Н.В.

Акция

Папка-передвижка

Фотовыставка

Физкультурное развлечение

1. «Поможем пернатым друзьям» (изготовление кормушек для птиц)

2. «Отец как воспитатель»

3. «Мой папа самый лучший»

4. «Папа, дедушка и я – спортивная семья».

Февраль

Мирошина Н.Н

Кочкарева Н.В.

Консультирование

Папка-передвижка

Стенгазета

Анкетирование

1. «Прогулки и их значение»

2. «Роль развивающих игр для детей 5-6 лет»

3. «Мамины помощники»

4. «Игра и ребёнок»

Март

 

Мед.сестра

Мирошина Н.Н

Мирошина Л.А

Памятка

Газета

Консультирование

Памятка

1. «Особенности весенней дороги»

2. «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»

3. «Советы Айболита» («Закаливание в саду и дома», «Поливитамины для детей», «Здоровье начинается со стопы», «Питание в детском саду», «Как одевать ребенка в садик?», «Нужные прививки».)

4. «Воспитание у детей интереса и любви к книге»

Апрель

Мирошина Н.Н

Мед.сестра

Мирошина Л.А.

Анкетирование, папка – передвижка

1. «Что и как читаем дома?», 2. Азбука поведения на природе: «Учите видеть красоту природы»

Май

Мирошина Н.Н

Организационный раздел Программы

1.Материально-техническое обеспечение

 

Паспорт логопедического кабинета

Учитель-логопед

первой квалификационной категории

Мирошиной Натальи Николаевны

(фамилия, имя, отчество)

Логопедический кабинет, площадь составляет 18 кв. м, хорошо освещён, пригоден для логопедической работы – индивидуальной и групповой.

Оснащение:

1 шкаф для наглядных пособий и специальной литературы;

письменный стол для логопеда;

3 парты для детей;

2 больших стула;

6 детских стульчиков;

раковина (1 штука);

настенное зеркало, закрытое шторкой;

7 зеркал для индивидуальной работы;

магнитная доска;

мольберт;

наборное полотно с буквами;

логопедические зонды (15 штук), спирт, вата, чистое полотенце, салфетки;

массажные зонды (5 штук);

шпатели (16 штук);

деревянные (разовые) шпатели;

металлические тарелки (8 штук);

пластмассовые тарелки (6 штук);

пластмассовые стаканчики (8 штук);

подставка для настольного календаря;

подставка для канцелярских предметов;

подставки для тетрадей (4 штуки);

ножницы;

корзинки (3 штуки);

домики для развития звукового анализа (5 штук);

- ящик для картин (1);

ковёр напольный (1);

цветы в горшках и кашпо (3 штуки);

дидактический материал ;

специальная литература.

2.Организация предметно-развивающей среды

- Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены методические рекомендации к проведению занятий, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии.

I. К нам пришел гость:

1) он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;

2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;

3) гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

II. Идем в гости

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей (оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр).

III. Мы пришли в гости:

1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

IV.Посылка

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или его имя выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

V. План

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например, «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

VI. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)

Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки от киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение по пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

VII. Поле чудес.

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

VIII. Стройплощадка.

Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной строит дом (детский сад, школу, или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девыти деталей, в зависимости от возраста ребенка).

IX. Проявляющаяся картинка.

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно проявляя изображение. Это может быть подарок для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

X. Цирк.

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; а попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

XI. Занятие- сказка.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания ( замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по доржке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

 

3.Методическое обеспечение Программы.

1.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- СПб – Издательство «Детство-Пресс», 2003

2. Самоучитель по логопедии. М. Полякова. Москва 2008.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (I, II, III части). – М.: Гном-Пресс, 1998.

5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная Пресса, 2003.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

8. Уроки логопеда Е. Косинова. Москва 2011.

9. «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДА ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

10. Уроки логопеда. Н. С. Жукова. Москва 2007

11. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подгото вительной группе для детей с ФФНР» (I II III периоды). Москва, «Гном и Д», 2000

12. Т.В.Туманова «Исправление звукопроизношения у детей». Дидактический материал. Москва, «Гном и Д», 2000 30. Т.А.Ткаченко «Правильно произносим звуки р и л». Логопедический альбом для детей 4-8 лет. Екатеринбург, «Книгомир», 2011

13. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Р». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

14. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Рь». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

15. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Л». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

16.З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей». С.-П., «Детство-Пресс», 2000

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.