Доклад «Использование тифлоприборов в работе учителя – логопеда коррекционной школы - интерната»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края
школа – интернат № 3 г. Армавира
Использование тифлоприборов в работе учителя – логопеда коррекционной школы - интерната.
Учитель – логопед Кострова Ольга Ивановна
Свое выступление хотелось начать с цитаты Стива Джобса: «Мы находимся здесь, чтобы внести вклад в этот мир. А иначе – зачем мы здесь?» Эти слова с полной уверенностью можно отнести к человеку, имя которого свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Это Брайль Луи (1809 – 1852) - французский тифлопедагог и изобретатель системы чтения для слепых, которая названа его именем. В возрасте трех лет он перенес бытовую травму (поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз), и мальчик ослеп. Получив студенческую стипендию, в 1819 переехал в Париж, где поступил в Национальный институт для слепых подростков - учебное заведение, где впоследствии стал работать преподавателем. Там же познакомился с Шарлем Барбье, изобретателем системы чтения для слепых, которую Брайль усовершенствовал и дополнил, превратив в то, что стало универсальной системой чтения для людей, пораженных слепотой. Данная система, названная в честь ее изобретателя шрифтом Брайля, состоит из 63 знаков, которые имеют от одной до шести точек и которые, будучи рельефно вытесненными на бумаге, позволяют читать с помощью осязания. Подобным образом знаки, составляющие систему, которую Брайль обнародовал в 1829 и 1837, адаптированы и к музыкальной грамоте. В последние годы своей жизни заболел туберкулезом, а после смерти был похоронен в местечке, где родился. В 1952 его останки были перевезены в Париж и захоронены в Пантеоне, усыпальнице выдающихся людей.
В России первая попытка создать русский алфавит на брайлевском шрифте была сделана в 1861 году 17 летним слепым дворянином Денисом Оболенским. Окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством слепых, был создан российским тифлопедагогом Трумбергом Е.Р., с участием директора Дрезденского института слепых – г-на Бютнера.
Азбука слепых продолжат играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями. Но в настоящее время помимо прибора для письма по системе Брайля применяют и другие устройства.
Я решила ознакомить вас с другими приборами, которые использую в своей работе, поэтому тема моего доклада звучит так: «Использование тифлоприборов в работе учителя – логопеда коррекционной школы – интерната 3 - 4 вида».
Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем: уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения; создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых; расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве; сделать их труд высокопроизводительным и экономически эффективным; облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха. Тифлотехника имеет следующие основные разделы:
производственная тифлотехника;
тифлотехника культурно-бытового назначения;
школьная тифлотехника; ее цель – обеспечить технические условия для общего, политехнического и профессионального образования и разностороннего развития умственных и физических способностей слепых детей и молодежи; повысить качество учебной работы (усовершенствовать содержание и методы обучения); снять ограничения в развитии предметной и пространственной ориентировки учащихся, повысить их самостоятельность и активность в учебной работе, изыскать технические средства для улучшения подготовки учащихся к жизни и труду.
По способам восприятия сигналов слепыми и назначению тифлоприборов последние можно разделить на три большие групп:
приборы, основанные на замещении зрительных функций путем использования звуковых, кожных, кинестезических сигналов. Сюда относятся приборы для письма, для рельефного рисования и черчения; способы, повышающие скорость осязательного чтения, пишущие машинки, измерительные инструменты, измерительные счетные приборы, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; рельефные карты, схемы, таблицы и т. п. средства, обеспечивающие безопасность труда и облегчающие управление машинами и станками. К ним относятся разнообразные приспособления, устройства для автоматической остановки станков, для облегчения установки и съемки обрабатываемых деталей, различного рода фиксаторы, направляющие, ограничители, позволяющие обрабатывать объекты при строго определенном их положении и соблюдать при этом необходимую точность обработки, например эксцентриковые зажимы;
приборы, устройства и специальное оборудование, обеспечивающие усиление функций зрительного анализатора, охрану и рациональное использование остаточного зрения. Сюда относятся специальные осветительные установки для учебных помещений, специальные парты, классные доски, оборудование рабочих мест в учебных мастерских и на производстве, установки для искусственного освещения в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами освещения при различных типах аномалий зрения; различного рода проекторы, облегчающие дистантное восприятие предметов; простые и удобные для пользования приборы и устройства и приспособления для рассматривания небольших объектов, для подсвечивания карт, схем, таблиц при дистантном их восприятии учащимися; различные иллюстративные средства, предусматривающие упрощение фона, и оптимальные величины изображений, яркость, контрастность, четкую расчлененность основных признаков и свойств демонстрируемых изображений; различные средства оптической коррекции, устройства для чтения книг со специальной оптикой, принадлежности для письма;
радиоэлектронные приборы, основанные на замещении зрения при помощи устройств, преобразующих световую энергию в звуковую или механическую. К этим приборам относятся различного рода фотоэлектрические сигнализаторы контактного и дистантного действия. Эти приборы позволяют слепым при использовании специального кода звуковых или тактильных сигналов опосредованно воспринимать и наблюдать световые явления окружающей действительности. В настоящее время эти приборы широко применяются в школах слепых при обучении физике, химии, биологии, географии и другим предметам.
При анализе условных сигналов огромную роль играют высшие психические процессы — речь и активная мыслительная деятельность. Они имеют решающее значение для развития приемов и способов опосредованной компенсации.
Целью нашего образовательного учреждения является формирование жизненной компетенции незрячих и слабовидящих детей через обеспечение качественного образования, воспитания, коррекции и компенсации их недостаточного зрительного опыта и психологических особенностей.
В школе-интернате созданы все возможности для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося и воспитанника с целью успешной социальной адаптации и интеграции в современное общество.
В школе - интернате работает логопедическая, социальная и психологическая службы.
Задачей логопедической службы является оказание специализированной помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи. Логопедическая помощь детям с депривацией зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей (в этом заключается одна из основных отличительных особенностей коррекционной речевой работы с детьми, имеющими нарушения зрения), формированию черт личности.
В работе со слепыми и слабовидящими детьми учебно-воспитательная работа строится таким образом, чтобы добиться наилучшего развития навыков устной речи, чтения и письма. При этом коррекция дефектов речи должна достигать успехов без ухудшения зрительных функций. При организации занятий с детьми со зрительной патологией учитывается возможность использования имеющегося зрения. Зная состояние зрения каждого учащегося, я подбираю дидактический материал соответствующей величины, интенсивности окраски и объемности.
Для этого проводится совместная работа тифлопедагога, логопеда и офтальмолога. Объективные сведения о степени понижения остроты зрения, о диагнозе заболевания, его прогнозе позволяют определить рекомендации в отношении дозировки зрительной нагрузки, размера шрифта для чтения, расстояния текста от глаз, а также использования средств оптический коррекции.
Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписания занятия, наличием программного обеспечения, но и хорошей материальной базой. Логопедический кабинет оснащен хорошей мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.
Охрана и рациональное использование зрения в процессе обучения.
Как известно, при сниженном зрении у детей наблюдается повышенная утомляемость. Это, в свою очередь отрицательно сказывается на их работоспособности. Чтобы предупредить утомляемость и повысить работоспособность детей, необходимо создать соответствующие гигиенические условия. К числу этих условий относятся:
повышенные нормативы освещенности;
соблюдение режима зрительной нагрузки;
использование специальных учебников и раздаточного материала с крупным шрифтом;
правильная организация учебной работы и рациональное сочетание ее с трудом и отдыхом;
использование таких дидактических приемов, которые обеспечивают включение разных анализаторов и активизируют развитие высших психических процессов (мышление, речь, воссоздающее воображение и др.)
Специальное помещение для занятий по устранению дефектов речи — необходимое условие эффективности работы логопеда. Кабинет должен быть площадью не менее 20 кв. м, с хорошей естественной и повышенной искусственной освещенностью (не менее 500 лк на поверхности рабочего стола).
Естественное освещение – боковое, левостороннее, ленточное. Рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Установлено, что при пониженной освещенности (70-150 люкс) острота центрального зрения резко снижается и, следовательно, снижается работоспособность и повышается утомляемость. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма. При чтении и письме буквы начинают казаться расплывчатыми. Их форма и конфигурация кажутся размытыми. Во время чтения и письма учащиеся напрягают зрительно – мышечный аппарат. В связи с этим нарушаются функции адаптации зрительной системы, страдает зрительная фиксация, нарушаются следящие функции глаза. Утомление зрения приводит к расстройству навыков чтения и письма, ухудшению почерка.
Согласно офтальмо – гигиеническим рекомендациям по рациональному выполнению зрительной работы слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. Это особенно важно при выполнении ими письменных работ.
При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы и др.) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света.
Стекла окон должны быть чистыми. На подоконниках не должно быть горшков с большими цветами, которые мешают поступлению солнечного света. Никаких тюлей на окнах, только короткие (сверху 1/3 окна). Необходимо предотвратить появление бликов от прямых солнечных лучей: для этого можно применять солнцезащитные козырьки, подъемно-поворотные жалюзи, раздвигающиеся шторы из легкой светлой хлопчатобумажной ткани.
Соблюдается индивидуальный подход к детям, т. е. помимо специфики речевых дефектов, учитывается характер, степень и этиология зрительных нарушений у каждого ребенка.
В зависимости от объективных данных, характеризующих воспитанников, на занятиях по коррекции речи демонстрируется иллюстративный материал определенных размеров и на определенном расстоянии от глаз, в строгом соответствии с остротой зрения. Знакомство с предметами проводится и в плоскостном изображении и в объемном с тем, чтобы при их обследовании дать возможность детям использовать осязательное восприятие.
Зоны логопедического кабинета.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет делится на несколько рабочих зон:
1. Зона индивидуальных занятий;
2. Зона групповых занятий;
3. Зона методического сопровождения педагога;
4. Зона ТСО;
5. Зона релаксации, которая находится в стадии оформления. Это уголок игровой терапии, где будут музыка, природа, мягкие игрушки и мягкая мебель, что способствует расслаблению.
6. Рабочий стол учителя-логопеда.
Работа логопеда со слепыми и слабовидящими детьми специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приемами и методами работы, применения специальных средств наглядности, учебников и учебных пособий.
В своей работе я использую следующие специальные средства обучения: лупы, рельефные рисунки, прибор – подставка «Сигма», прибор «Светлячок», прибор «Говорящая книга», алфавиты, прибор прямого чтения, прибор «Брайлевское шеститочие», прибор «Азбука – колодка», грифели, прибор для письма по Брайлю (18 строк), азбука для слепых (разборная азбука), технические средства обучения, рельефно-графические пособия.
Прибор «Светлячок».
Предназначен для подсветки контурных и силуэтных изображений, копирования рисунков, коррекции прослеживающих функций глаза. Способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребенка в зрительно-двигательной координации, хорошо влияет на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, совершенствует графические навыки.
Он представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Его рабочее поле выполнено из органического матового стекла, по длинным краям которого закреплены металлические пластинки. Эти пластинки вместе с магнитными вставками образуют систему крепления для листов бумаги.
Для приведения прибора в рабочее состояние необходимо взять два листа, один – с рисунком, а второй – чистый; совместить их и положить на рабочее поле. Затем включить прибор. Прибор готов к работе.
Прибор-подставка «Сигма».
Прибор предназначен для чтения плоского текста людьми с ослабленным зрением. Он способствует улучшению условий чтения книг, журналов и других печатных изданий.
Прибор «Сигма», имея три степени свободы, позволяет установить лицевую панель в удобном для глаз положении. Это в свою очередь уменьшает утомляемость, что необходимо для людей со сниженным зрением.
Прибор прямого чтения.
Прибор состоит из двух частей. Правая часть предназначена для письма, а левая — для чтения. Правое поле имитирует прибор для письма по системе Брайля и предназначен для записи текстов (текст накалывается обычным грифелем). Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка — по16 клеток.
Бумага для письма в этом приборе не требуется. После каждого нажатия грифелем на поле для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения, что позволяет прочитать написанную букву, слог, слово сразу же после их написания. Прибор прямого чтения используют и для развития навыков чтения незрячих с пониженным осязанием. На основе этого пособия знакомим детей с зеркальностью письма по Брайлю.
Грифель.
Предназначен для записи текстов рельефно-точечным шрифтом. Рукоятка грифеля пластмассовая, стержень металлический. Текст наносится легким нажатием.
В зависимости от предназначения имеет маркировку:
мужской: ГБ – 7;
женский: ГБ – 8.
Прибор для письма по Брайлю, 18 строк.
Состоит из двух пластин, соединенных между собой. Для удобства оснащен фиксаторами для бумаги на верхней и нижней пластине. Предназначен для записи текстов по системе Брайля. Покрытие – молотковая эмаль.
Количество строк -18.
Количество клеток в строке – 24 шт.
Как действует прибор и грифель?
Изначально лист бумаги необходимо вставить в пространство между двумя пластинами прибора. На пластине каждая ячейка соответствует брайлевской ячейке. Грифель же давит на бумагу по специальным углублениям — таким образом получают брайлевские знаки. Чтобы правильно прочитать текст, бумагу нужно перевернуть.
Азбука для слепых (разборная азбука).
Для обучения чтению и письму по системе Брайля применяется в качестве учебного пособия «Рассыпная рельефная азбука». Пособие имеет вид плоского ящика внутри, в нижней части разделенного слева направо на узкие, длинные (по ширине ящика) прямоугольные строчки. Эта часть ящика представляет собой наборное полотно для раскладки букв рассыпной азбуки и составления из них слогов, слов и коротких предложений.
Верхняя часть представляет собой «кассу». Она разделяется на клетки по числу букв алфавита, в каждой из которых помещается несколько экземпляров пластинок с определенной буквой. Буквы рассыпной азбуки изображаются рельефными точками на небольших металлических пластинках прямоугольной формы. Внизу на каждой пластинке имеется зарубка, ориентируясь на которую незрячий ученик придает правильное положение буквам при их восприятии и раскладке. Этот ориентир помогает и в различении «зеркальных» букв.
Работа с рассыпной азбукой развивает осязание, уточняет движение рук, облегчает процесс звуко – буквенного анализа и синтеза слов и тем самым подготавливает учащихся к успешному овладению чтением и письмом по системе Брайля.
Применение муляжей, чучел.
Обедненный чувственный опыт незрячих детей отрицательно сказывается на установлении связи между словом и образом предмета. У слепых детей рост словарного запаса значительно опережает рост запаса представлений. Если зрячий ребенок получает посредством зрения достаточное количество впечатлений о предметах, явлениях природы, то слепой ребенок для того, чтобы представить предмет, должен взять его в руки. Это удается ему очень редко. Поэтому коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи незрячих школьников и в своей работе я реализую один из принципов тифлопедагогики – конкретизация речи незрячих, т. е. расширение их чувственного опыта в соответствии с ростом словарного запаса.
Применяю разнообразные способы конкретизации речи незрячих, одним из которых является ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Для этого на занятиях использую муляжи и чучела. Это помогает преодолению вербализма, как одной из негативных сторон развития речи незрячих, формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся.
Технические средства обучения.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий, позволяет в значительной степени повысить эффективность коррекционно – образовательного процесса.
Большую помощь в работе оказывает специализированное рабочее место «ЭлНот 301», состоящее из ноутбука фирмы «Dell» со специальным программным обеспечением и электронной лупой «Onyx» фирмы «Freedom Scientific», которая является мировым лидером в области технологических решений для людей с нарушением зрения.
«Onyx» дает возможность рассмотреть мелкие детали, документы, рукописи легче, чем прежде. Создаются условия, обеспечивающие наиболее эффективное восприятие иллюстративных средств наглядности с целью повышения работоспособности и снижения утомляемости у детей с патологией зрения. К этим условиям относятся: яркость, контрастность, четкость воспринимаемых объектов.
Существует четыре основные позиции камеры:
- горизонтальная с поднятой линзой – для просмотра удаленных объектов;
- горизонтальная с опущенной линзой – для просмотра близко расположенных объектов;
- вертикальная с опущенной линзой – когда камера повернута вниз на объект, расположенный непосредственно на рабочем столе или на подставке монитора;
- горизонтальная и перевернутая вверх дном с опущенной линзой – когда камера повернута на вас для режима «автопортрет».
Рабочее состояние имеет следующие режимы:
изменения режима увеличения;
настройка яркости;
переворачивание изображения;
изменения режима просмотра. Цикл включает:
- черный и белый (позитив);
- белый и черный (негатив);
центрирование изображения;
На занятиях я применяю цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие пространства (узнавание и различение по голосам окружающих людей; узнавание предметов, наполняющих знакомое замкнутое пространство; узнавание звуков в природе и городских шумов; оценка степени удаленности звучащего предмета), что способствует развитию пространственной ориентации незрячих школьников; навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительности. Диск «Развитие речи. Учимся говорить правильно», разработан сотрудниками ГОУ ККИДППО Г.О.Аствацатуровым и Л.Е. Шевченко.
Отличные красочные рисунки, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая форма подачи учебного материала – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Рельефно-графические пособия.
Картинки играют большую роль в развитии нармально видящего ребенка. Однако обычные, даже цветные картинки малодоступны незрячим детям с остаточным зрением и совсем недоступны тотально слепым учащимся. Развитие тактильной чувствительности у слепых детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Для работы с незрячими детьми используются рельефные изображения (рисунки, чертежи, схемы).
Пособие для исправления звуков «л» и «р» (для незрячих).
Пособие включает в себя дидактический материал для закрепления звуков «л» и «р», загадки и предложения.
Логопеды, работающие со зрячими детьми, при автоматизации звуков опираются в работе на зрительное подкрепление, показывают специально подобранные картинки на тот или иной исправляемый звук. Таким образом, в работе по усвоению звуков участвуют слуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы. Отсутствие зрительного подкрепления у незрячих детей приводит к механическому повторению за логопедом нужных для закрепления звука слов, что осложняет и замедляет процесс закрепления звука. Кроме того, механическое повторение может снизить интерес ребенка к занятиям, что также отрицательно сказывается на темпе работы. Поэтому в своей работе при автоматизации поставленных звуков использую рельефные картинки, что помогает более быстрой автоматизации поставленных звуков.
Пособие состоит из 13 больших карт:
- 4 карты со словами, в которых имеется звук «л»;
- 2 карты – с мягким звуком «Л»;
- 6 карт со словами, в которых имеется звук «р»;
- 1 карта – с мягким звуком «Р».
Каждая большая карта представляет собой подобранные рисунки, в названии которых имеется звук «л» и «р» в различных фонетических группах. На каждой большой карте имеется 5 рисунков и свободная клетка. Свободная клетка расположена в различных местах. Это сделано для того, чтобы не было у учащихся механического запоминания в размещении рисунков на картах. Рисунки и, следовательно, соответствующие им слова на картах подобраны так, чтобы закрепляемый звук находился в начале, середине и в конце слова.
Кроме того, для каждой большой карты в пособии имеется 5 разрезных карточек с рисунками, которые соответствуют рисункам большой карты, 5 разрезных карточек с загадками и предложениями к этим рисункам.
Для удобства работы с пособием в комплекте имеется деревянный планшет для закрепления больших карт.
Работа с пособием может проводиться разнообразно, в зависимости от задач, которые ставятся на занятии.
Рельефно – графические рисунки.
Картинки играют большую роль в развитии нармально видящего ребенка. Однако обычные, даже цветные картинки малодоступны незрячим детям с остаточным зрением и совсем недоступны тотально слепым учащимся.
Наиболее актуальными являются две проблемы:
- научить ребенка понимать картинки;
- вызвать у него интерес к ним.
Но наличие рельефной картинки под пальцами ребенка не обеспечивает понимание ее содержания. Незрячему ребенку научится понимать рельефный рисунок гораздо сложнее, чем его нормально видящему сверстнику научится понимать рисунки с опорой на зрение. Но научить понимать рельефные картинки надо обязательно. Если ребенок научится «читать» рельефные рисунки, то ему гораздо легче будет понимать иллюстрации в учебниках и повысится интерес ребенка к занятиям.
В рельефных рисунках, как правило, используются различные линии: сплошные, пунктирные, точечные. Каждая линия несет свою смысловую нагрузку. Некоторые рельефные пособия приспосабливаю к зрению учащихся для развития бисенсорного восприятия.
Перед вами издание сказки Г.-Х. Андерсена «Свинопас» и русской народной сказки «Колобок» издательства ООО «ИПТК «Логос» ВОС», которое содержит плоскопечатный текст крупным шрифтом, его брайлевский вариант, а также рельефные рисунки на прозрачной пленке, совмещенные с плоскостными цветными иллюстрациями. Наличие цвета позволяет детям, имеющим остаточное зрение, использовать и руки, и глаза. А это делает восприятие более полным.
Ручная лупа представляет собой вставленную в оправу двояковыпуклую линзу. Ручную лупу надо держать близко к глазу, а объект приближать к лупе до тех пор, пока не будет получено четкое увеличенное изображение. Более всего повышает эффективность чтения использование ортоскопических строчных луп от 0,05 до 4-кратного увеличения. Такие лупы позволяют при чтении сразу обозревать целую строку. В результате скорость чтения увеличивается в 1,5 – 2 раза. Ортоскопические лупы 4-кратного увеличения дают положительный эффект в 80 % случаев при очень низком зрении (от 0,05 до 0,1). Расстояние от глаз до тетради или книги при использовании ортоскопических строчных луп увеличивается с 5-12 см до 17-25 см.
Прибор «Говорящая книга».
«Говорящие» книги – существенная информационная среда для слепых и слабовидящих людей, в силу различных причин, не воспринимающих плоскопечатные издания. А также для людей, потерявших зрение, особенно в преклонном возрасте, которым трудно освоить азбуку Брайля. Кроме того, она также недоступна и тем, у кого помимо зрения имеются травмы рук, потеря чувствительности пальцев. Решением этой проблемы и становится так называемая «говорящая» книга. «Говорящая» книга является озвученной литературой на специальных носителях информации: аудиокассетах, дисках, флэш-картах, которое может быть дополнено музыкальными и звуковыми иллюстрациями. Содержание фонограммы эквивалентно тому или иному печатному произведению.
Прибор «Говорящая книга» состоит из:
- тифлофлэшплеера для воспроизведения цифровых «говорящих» книг на флэш-картах;
- флэш-карты с записанными книгами в специальном защищенном тифлоформате, обеспеченным криптозащитой, которая позволяет исключить возможность их прослушивания на обычных флэш-плеерах и компьютерах, что соответствует требованиям законодательства РФ в области авторских прав (ст.1274 ГК РФ). Каждая такая флэш-карта (тип SD, емкость от 2 Гб и более) упакована в специальный пластиковый контейнер, содержит от 2-х до 8-ти произведений общим объемом звучания 40-80 часов;
- сетевого шнура;
- наушников (монофонических);
- ремня для переноски аппарата.
Лицевая панель представляет собой решетку из мелких отверстий, за которой расположен динамик.
На верхней панели находится 16 кнопок. В верхних углах корпуса-скобы для крепления ремня переноски.
На правой торцевой стороне аппарата – гнездо для флэш – карты (узкая вертикальная щель-гнездо картридера); под ним гнездо для наушников.
На левой торцевой стороне аппарата – гнездо для подключения сетевого шнура.
Все кнопки управления (16 кнопок) расположены на верхней панели аппарата.
Они разделены на 4 группы:
Группа кнопок регулировки скорости и громкости.
Эта группа находится с правой стороны клавиатуры и состоит из 4 кнопок, объединенных попарно.
2. Группа кнопок управления воспроизведением.
Эта группа содержит 4 кнопки, расположенные левее от кнопок изменения громкости и скорости.
3. Группа кнопок навигации.
Слева от кнопок управления воспроизведением находятся четыре кнопки, расположенные в виде креста.
Верхняя и нижняя кнопки предназначены для выбора режима перехода: переход по книгам или переход по фрагментам книг.
При нажатии на правую кнопку происходит переход на следующий фрагмент текущей книги или следующую книгу.
При нажатии на левую кнопку происходит переход на предыдущий фрагмент.
Группа кнопок дополнительных функций.
Эта группа кнопок находится в левой части клавиатуры аппарата и состоит из 4 самых маленьких кнопок, расположенных в виде квадрата.
В настоящее время наиболее крупным производителем «говорящих» книг является ИПТК «Логос» ВОС. Книги издаются за счет федеральных средств, для библиотек и школ они бесплатны. Если библиотека нуждается в дополнительных экземплярах, то есть возможность их купить.
Использование мною вышеперечисленных тифлоприборов при проведении коррекционно – логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития учащихся более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
Используемая литература:
В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Основы тифлопедагогики», ВЛАДОС, 2000г.
Волкова Л. С. «Дефектология». – М., «Просвещение», 1989 г.
«Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова, ВЛАДОС, 1997г.
М.И. Земцова, А.И. Каплан, М.С. Певзнер «Дети с глубокими нарушениями зрения». – М., «Просвещение», 1967г.
Б.К. Тупоногов «Основы коррекционной педагогики» ». – М., «Просвещение»,
2004г.
В.И. Белецкая «Искусственное освещение в школах для слабовидящих». – М., Педагогика,1974 г.
В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева «Охрана зрения слабовидящих». – М., «Просвещение»,1982 г./data/files/l1532273730.pptx (Использование тифлоприборов в работе учителя – логопеда кор)
Татьяна Геннадьевна
Дементьева Ирина Михайловна
Кострова Ольга Ивановна