12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабченкова Оксана Алексеевна1065
Россия, Курская обл., г.Железногорск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
2

Система визуальной поддержки в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО


ПрезентацияPPTX / 7.8 Мб

/data/files/w1681844306.pptx (Презентация)ГМО учителей-логопедов ДОУ

СЛАЙД 1 «Система визуальной поддержки в коррекционной

работе учителя-логопеда»

Учитель-логопед: Бабченкова О.А.

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно федеральному образовательному стандарту в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач является формирование навыков коммуникации.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную образовательную модель (в т.ч. детей с РАС, которые все чаще поступают в наши дошкольные организации), способствует более продуктивному обучению и социализации, тем не менее, необходимо проводить ряд дополнительных специальных коррекционных мероприятий с целью улучшения качества коррекционно-образовательного процесса.

В связи с этим возникает необходимость выбора методов и приемов, которые способствуют положительной динамике в преодолении речевых нарушений у данной категории воспитанников.

Так, в прошлом году мы прошли обучение в Московском Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Данный центр является структурным подразделением Московского государственного психолого-педагогического университета. Нас познакомили с системой комплексной помощи детям с РАС.

Мы с Вами прекрасно знаем, что в силу как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития воспитанников с ОВЗ, построение коррекционной работы более результативно на основе наглядности (или визуализации). Визуализация в коррекционной практике не является инновацией, но, несмотря на это, формы, методы и приемы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются, что мы и увидели в ФРЦ в Москве. Мы «взяли на вооружение» опыт работы специалистов и стали активно применять в своей практике в работе с детьми с ТНР, ЗПРР, РАС, в том числе с поведенческими нарушениями, с детьми, которые проявляют на занятии нежелательное (проблемное) поведение. С данной системой мы вас сегодня познакомим.

СЛАЙД 2 Предлагаю присмотреться к нашему взрослому миру. Мы ежедневно и постоянно опираемся на так называемые подсказки, т.е. визуальную поддержку – на работе, дома , в свободное время. Календари, ежедневники, дорожные знаки, вывески и указатели,  списки продуктов для похода в магазин и прочее-прочее-прочее. И если мы в определенный момент остались без ежедневника под рукой, либо пришли в магазин, а список покупок оставили дома, мы испытываем дискомфорт, тревожность и снижение настроения.

СЛАЙД 3 А теперь представьте, как может быть важна такая поддержка для ребёнка с ОВЗ, только вступающего в большой мир. В следствии того, что ребенок не знает, что его ожидает впереди, какое занятие будет, какое задание предстоит выполнить, когда следует закончить одно задание, чтобы приступить к другому, что от него требуется в тот или иной момент времени он испытывает чувство страха, чувство повышенной тревожности, что в свою очередь, приводит к проявлению у него нежелательного поведения ( вплоть до срыва коррекционного занятия).


СЛАЙД 4  Любое поведение ребенка, в том числе ребенка с ОВЗ, можно условно разделить на 3 типа: желательное, нежелательное, и нормальное - обычное поведение.

Желательное поведение: ребенок сел на занятие, выполнил предложенные задания, мы его хвалим.

Нежелательное - ребенок пообещал, что сядет на занятие, будет заниматься, выполнит задания. НО он не сел… Педагог выражает отрицательные эмоции, делает замечания ребенку и как следствие мы получаем : плач, крик, истерики, т.к. ребенок показыает нежелательное поведение.

Когда же дошкольник ведет себя обычно, то есть все делает как полагается, мы этого не замечаем, т.к. ничего плохого он не сделал. И в этом состоит наша ошибка, нормальное СЛАЙД 5 поведение особенного ребенка нужно вознаграждать. Ведь в этом случае мы , специалисты, даем ребенку возможность понять, что он все сделал правильно и это отражается на будущем поведении.



Зачастую, для нас, самым простым способом отреагировать на нежелательное, проблемное поведение СЛАЙД 6 ребенка выступает агрессия, замечания, иногда и крик. Однако данный вид реагирования не является продуктивным.

Наша с Вами задача – правильно реагировать и в дальнейшем предупреждать нежелательное, проблемное поведение ребенка с ОВЗ на логопедическом занятии.

СЛАЙД 7 Решить данную проблему нам помогает системА, которую мы активно начали использовать в своей практике, и рекомендуем Вам с целью профилактики и коррекции нежелательного поведения дошкольников с ОВЗ на логопедических занятиях. Что, в свою очередь, положительно отразится на динамике коррекционной работы.

СЛАЙД 8 Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Визуальный способ предоставления информации:

- помогает родителям концентрировать и удерживать внимание детей

-помогает предоставлять информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро ее понять

-проясняет вербальную информацию

-дает возможность представить ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения

- обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения

-помогает при смене активностей или местоположения

- Учит последовательности действий во времени


СЛАЙД 9 В работе с детьми зрительная поддержка помогает педагогу

тратить меньше времени на повторение требований и инструкций;

снижать необходимую для ребенка степень помощи;

быть более последовательным в процессе обучения и в использовании языка для вербальных инструкций;

заранее планировать изменения.


СЛАЙД 10 Наглядный материал, который используется при разработке визуальной поддержки – карточки с рисунками, логотипами, компьютерными изображениями, СЛАЙД 11 различными знаками, также фотографии, реальные предметы и письменный язык - все зависит от вашей фантазии. Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с возрастом ребенка.

СЛАЙД 12 ЧТО ЖЕ В СЕБЯ ВКЛЮЧАЕТ СИСТЕМА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

- визуальное расписание дня (режим дня);

- визуальные пошаговые инструкции и правила;

( визуальные подсказки); полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации. 

Визуальные подсказки помогут позитивно справляться с различными повседневными ситуациями.

СЛАЙД 13-планшет «сначала-потом»;это визуальная последовательность из двух изображений, сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.

- визуальные системы поощрений; Воодушевляет ребёнка сделать что-то приятное, положительное.

СЛАЙД 14 - «Шкала поведения»: помогает ребенку контролировать свое поведение.









Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.