Статья «Особенности коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении»
Садова Ирина Валерьевна
учитель-логопед
первая квалификационная категория
ГБОУ школа №922 г. Москва
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда
в дошкольном образовательном учреждении
Тезис к публикации: в статье раскрываются особенности коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении, основные задачи и этапы.
Реалии современного мира указывают на то значительный рост числа детей со средними и тяжелыми нарушениями речи. Этот факт обуславливает разработки и создания образовательного процесса, который будет содержать в себе комплексную коррекционно-развивающую программу.
Такая программа, вовлекать в себе не только работу педагог - ученик. Необходимо проводить целостную работу с семьей ребенка, другими учителями и даже представителями администрации. Только такой подход к решению проблемы позволит снизить число детей, страдающих нарушениями речи.
Координационные обязанности учителя-логопеда.
В условиях ГБОУ - учитель-логопед координирует всё коррекционно-развивающую работу с детьми. В его основные задачи входит:
Создание программ и материалов для обогащения словарного запаса детей;
Создание программ и материалов для подготовки к обучению грамотности детей;
Создание условия для развития связной речи ребенка;
Создание грамотной и структурной фонетической системы языка;
Тренировки навыков произношения;
Тренировки навыков восприятия и слуха;
Развитие коммуникативных навыков у детей.
Коррекционно-развивающая работа логопеда.
Логопед должен вести всестороннюю работу с воспитателями;
Провести работу с музыкальным преподавателем на предмет создания методики темпо-ритмической организации речи;
Провести всестороннюю работу с родителями, с объяснения особенностей развития речи у ребенка;
Проработать с преподавателем физической культуры программу развития мелкой моторики у детей, и также общего физического состояния.
Использование речевой карты ребенка.
Речевая карта ребенка - документ, в котором отображаются все выполняемые с ним упражнения и результаты проведения коррекционно-развивающей работы. Сведения, находящиеся в карте необходимы для ознакомления родителями ребенка, воспитателями и администрации дошкольного учреждения. А также, в случае необходимости, речевая карта ребенка будет передан в другой учреждение в случае смены детского сада.
Проведение коррекционно-развивающих занятий.
Действия логопеда в отношении ребенка, направлены на коррекцию нарушений речевого аппарата у детей. Для этого проводятся индивидуальные, подгрупповые или фронтальные групповые занятия.
Занятия нацелены на развитие у ребенка лексико-грамматических категорий согласно тематическому планированию. Увеличивается словарный запас, формируется дикция и четкость произношения звуков, слогов и слов в целом. Развивается функции словообразования и связной речи. Также дети учатся составлять различные по сложности предложения на описании демонстрации речи, личного опыта, пересказа мультипликационных фильмов или книжных рассказов.
Помимо коррекционно-речевой работы, на занятиях проводится подготовка детей к грамоте и письменности. Преподаватель, согласно выработанной методике следить за детьми, и доносить необходимый объем информации учитывая их индивидуальные особенности. Фокусировка внимания на таких детях необходима.
Индивидуальные занятия нацелены на более глубокую проработку коррекционных мер, которые невозможны на подгрупповой и фронтальных занятиях.
Используются различные виды гимнастик:
Дыхательная;
Артикуляционная;
Пальчиковая.
Проводится коррекция произносимых ребенком звуков речи, проводится автоматизация звуков во время произношения. Формируются фонематические процессы и слоговая структура слова.
Закрепление полученного результата.
Для закрепления полученного результата, все отработанные методики, повторяются не только во время проведения индивидуальных и групповых занятий, но и во время обыденных моментов. Именно поэтому методика работы детьми, имеющими нарушения речи и работы речевого аппарат продумывается заранее и так необходимо вовлекать в этот процесс весь круг взрослых людей, которые постоянно или периодически контактируют с ребенком. Также по окончанию дня, преподаватель логопед, записывает задания, необходимы для выполнения дома. Они могут включать в себя
Только комплексная, всесторонняя работа с по коррекции речи у детей, позволит, решить эту проблему.