Дистанционное конкурсное движение –полноправная составляющая образовательного процесса

2
0
Материал опубликован 21 November 2016 в группе

Министерство Образования Донецкой Народной Республики

Дистанционное конкурсное движение – полноправная составляющая

образовательного процесса.

(Подготовила – Писанец Н.Г., учитель английского языка

 МОУ «Школа №3 города Докучаевска»)

2016-2017 учебный год

г. Докучаевск

Раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся одна из основных целей новых стандартов в образовании. Всем нам хорошо известно, что творческий процесс - это воспитание любви к делу, стремление к познанию нового, возможность испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческой деятельности вырабатываются настойчивость, любознательность, целеустремленность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы. У каждого ребёнка есть способности и таланты. От природы они любознательны и полны желания творить, открывать для себя что-то новое. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Считается, что, олимпиады, конкурсы, проекты - одна из наиболее эффективных форм поиска и отбора одаренных детей.

В XXI веке образование стало одним из важных критериев благосостояния общества. Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.

Большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Мир стремительно меняется. Время требует от нас постоянного совершенствования, новых подходов, навыков и технологий к обучению и развитию учащихся. Одной из приоритетных задач школы является воспитание успешного, конкурентоспособного выпускника.

Постоянное самообразование позволяет не отстать от быстро меняющегося мира и быть на гребне современного знания. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

Толковый словарь русского языка определяет самообразование, как приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы и без преподавателя.

Обучение вне школы происходит в системе дополнительного образования (неформальное обучение): в кружках, секциях, лабораториях, клубах. Но здесь так же, как и в формальном обучении присутствует педагог, обязательная образовательная программа, расписание. С появлением интернета возможности неформального обучения школьников расширились, появились социальные сети, дистанционные мероприятия. Именно они могут помочь ребенку реализовать стремление к самообразованию: вне стен школы и без преподавателя. И вот одним из инновационных факторов развития в образовании стало дистанционное конкурсное движение, которые выражается в виде олимпиад, викторин разного уровня, которые можно найти в Интернете.

Интернет открыл нам огромные возможности для реализации и проявления творческой активности школьников в различных направлениях. На его страницах можно найти множество дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсов. Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставляют равнодушными детей. Именно участие наших детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала.

Конкурсное движение - инновационный фактор развития в образовании. Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Именно сегодня набирает силу разнообразное конкурсное движение на разных уровнях, начиная со школьного, заканчивая дистанционными конкурсами международного уровня.

Дистанционные мероприятия для школьников сегодня стали неотъемлемой частью образовательного процесса и превратились в самостоятельное направление – Дистанционное конкурсное движение школьников (ДКДш), со своими типами, видами и правилами.

Начало ДКДш было положено в 90-х годах XX века, когда в образовательные учреждения всего мира пришел Интернет. В развитии ДКДщ можно выделить два основных этапа: переход от очного к дистанционному конкурсу и от дистанционного к массовому дистанционному конкурсу.

Этап I. Переход от очного конкурса к дистанционному конкурсу.

В «доинтернетовский» период появилось и активно развивалось олимпиадное движение школьников: школьные, городские, региональные этапы. И только лучшие из лучших становились участниками областных и республиканских олимпиад школьников. И вот именно в этом нам помогает дистанционное конкурсное движение. С появлением Интернета и дистанционных мероприятий возможность стать участником даже международного конкурса появилась у каждого школьника.

К 2010 году дистанционное конкурсное движение школьников стало полноправной составляющей образовательного процесса.

Основные особенности Этапа II:

 Школьники и учителя, хотя бы один раз, участвовали в ДКДш.

 Появились организации, проводящие конкурсы регулярно.

 На сайтах отделов образования появился раздел – Дистанционные конкурсы.

И вот когда количество участников в конкурсе выросло до нескольких тысячи тогда речь зашла уже о Массовых Дистанционных Обучающих Конкурсах (МДОК), которые открыл новые возможности для самообразования школьников.

Массовый дистанционный обучающий конкурс (МДОК) – это конкурс, организованный особым образом, в котором конкурсные задания:

 являются мотиваторами для самообразования;

 позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию участника.

Средой обучения в МДОК являются сайт/блог/вики-среда, а дополнительные материалы и информационный контент находятся в сети Интернет.

С добавлением в конкурсные задания дистанционного конкурса обучающего компонента, изменилась их направленность с соревновательной траектории на соревновательно-обучающую.

МДОК способствует формированию культуры самообразования школьника, создает условия для раскрытия самобытности и уникальности каждого участника, повышения его интеллектуальной компетентности, а именно:

 

 Формирует навыки к самообразованию, так как для ответа на задание требуются дополнительные источники.

 Учит планированию учебной деятельности и рациональному распределению времени.

 Развивает умение работать с различными источниками информации.

Дистанционный конкурсы - это не только обучение, но и обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей необходимы особые средства. Такими средствами могут стать задания, в которых участники смогут проявить себя, которые покажут их индивидуальные способности даже при коллективном выполнении заданий обучающего характера. Главный вопрос, какими должны быть дистанционные мероприятия, чтобы помочь самообразованию школьников? Правильно подобранное содержание конкурсных испытаний побуждает ученика расширить свои возможности и способности в изучении учебного предмета, повышая тем самым уровень самооценки (способствуя переосмыслению своих возможностей), выводя учащегося на новый уровень личностного развития.

Дистанционное конкурсное движение школьников - это разные типы конкурсов: дистанционные олимпиады и конкурсы, предметные недели, дистанционные викторины, марафоны, турниры знаний и т.д.

Дистанционный конкурс – увлекательная и эффективная форма занятий, любой школьник может принять участие в международном конкурсе, имея лишь компьютер и доступ к сети Интернет. Именно возможность объединить детей разных стран делает дистанционные конкурсы уникальными. Эти конкурсы помогают углубить знания по разным школьным предметам. Ученики с удовольствием выполняют занимательные задания конкурсов. Но включиться в дистанционное конкурсное движение, решаются не все. В каждой школе есть учителя, которые привлекают учащихся к различным конкурсам. В нашей школе эта работа проводится системно. Создаются благоприятные условия для привлечения учащихся и родителей в участии различных дистанционных олимпиадах и конкурсах. Конкурсы учат детей искать и находить информацию из разных источников. Развивается сотрудничество «учитель-ученик-родители». Можно сказать, что дистанционная работа объединяет семью и повышает ее творческий и культурный уровень.

Образовательные возможности конкурсов, олимпиад, проектов огромны: ученик развивает свой интеллектуальный потенциал, совершенствует навыки научного поиска и научных исследований, развивает творческое мышление, память, интеллект, воображение. Главное преимущество дистанционных конкурсов, то, что они доступны для всех желающих из разных уголков страны. Разнообразие дистанционных конкурсов увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится. Здесь ему помогает учитель. Если вначале мы принимали участие во всех конкурсах, то сейчас учителя приняв участие, изучив задания, уже выбирают по содержанию предлагаемых конкурсов. Информацию обо всех, интересующих вас дистанционных мероприятиях можно было оперативно найти на сайтах.

Некоторые задания дистанционных конкурсов имеют творческий характер. Под творческим заданием подразумеваются задания, содержащие вопрос, или проблему, для разрешения которой нет однозначно правильного ответа. Оценивается: определение пути решения, ход рассуждений, вывод.

Немаловажную роль занимает конкурсное движение в работе и развитии педагога. Дистанционные конкурсы направлены на совершенствование профессионального мастерства учителей. Развивая учащихся, учитель самосовершенствуется сам. С целью развития творческих способностей учащихся, повышения качества преподавания постоянно проводятся конкурсные состязания, создавая тем самым здоровую конкурентную среду. Следует отметить, что конкурсное движение способствует и росту профессиональных качеств педагогов, побуждают учителя работать не в одном, а нескольких творческих направлениях. Это является хорошим стимулом для роста результативности труда педагогов. Как учитель английского языка, я систематически принимаю участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. С удовольствием принимаю участие в дистанционных вебинарах. Это неоценимая помощь в подготовке к аттестации учителя, а также мощнейший мотиватор профессионального роста. Кроме того, участие в ДКД педагогов позволяет учителю собрать хорошее портфолио.

Творческая самореализация педагогов – процесс непрерывный и потенциально бесконечный. Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Существуют различные варианты сотворчества учителя с учащимися :

 учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог – «премьер»);

 учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог – «дирижер»);

 учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог – «зеркало»);

 учитель создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог – «режиссер»).

Немаловажным является и тот факт, что участие в конкурсном движении позволяет учащимся и педагогам не только проявить себя, развить свои таланты, но и способствует созданию имиджа образовательного учреждения на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой конкуренции.

Наша школа также стала не исключением в использовании дистанционного конкурсного движения. Ежемесячно наши дети принимают активное участие по всем предметам, которые преподаются у нас в школе. Что же касается непосредственно предмета «Английский язык», в основном мы участвуем в дистанционных олимпиадах, организованные Центром «Мега-талант», «Знаника», «МакМиллан», «Меташкола», ……Почему мы отдаем предпочтение именно этим образовательным сайтам? Все мы знаем, что дистанционные олимпиады платные, поэтому не каждый позволит себе поучаствовать в такого рода мероприятиях, но олимпиады, проводимые этими ДКД-центрами, предоставляют возможность каждому учащемуся принять участие в, отвечающему его интересам, возможностям и способностям, мероприятии. Но, надо отдать должное, сами задания очень интересные, красочные, имеют свой уровень сложности для каждой ступени, поэтому нашим детям очень нравится принимать участия в таких конкурсах, олимпиадах, проектах разного уровня и направления, так как они считают, что это развивает их интерес, повышает любознательность.

Алгоритм всей работы по участию в ДКД очень прост. В начале учебного года составляется весь перечень дистанционных конкурсов, чтобы не пропустить участие в них. Ребята дома с родителями отмечают понравившиеся конкурсы. Мы делаем сводную таблицу и нам видно - кто, когда, в каком конкурсе принимает участие. Только в этом учебном году мы сделали заявку на участие в пяти дистанционных мероприятиях по английскому языку для обучающихся:

 Мега - Талант-2016 – 5

Знаника – 9

 Лингвистер – 12

 МетаШкола - 26

 Макмиллан - 1

Затем обучающиеся, пожелавшие принять участие в том или ином дистанционном мероприятии приступают к выполнению заданий непосредственно на сайте организаторов, либо скачивают задания для выполнения, сканирования и отправки решений по указанному электронному адресу.

По окончании каждого конкурса каждому участнику был выдан именной сертификат, который ребята обязательно сохранят в папке портфолио.

В процессе участия в конкурсах и выполнения конкурсных заданий у ребят были различные эмоции – это и радость от выполненного задания бурная фантазия, желание добиться поставленной цели.

Таким образом, дистанционное конкурсное движение позволяет всем участникам процесса стать успешными, креативными, функционально грамотными. А учителям - быть мобильными в развитии учащихся на современном этапе. Принимая участие в различных дистанционных мероприятиях и учитель, и ученик заинтересованы в результате своего труда.

Хотелось бы поделиться опытом работы по проведению дистанционного обучения и организации работы по привлечению учащихся школы в дистанционных конкурсах. Как правило, в конкурсах участвуют лучшие, но мы даем возможность проявить себя всем учащимся с разным уровнем подготовки.

Статистика участия обучающихся нашей школы в дистанционных конкурсах такова. За последние годы мы с учащимися приняли участие в следующих конкурсах (в скобках указано количество сертифицированных участников):

 Мега-Талант - 5 (4)

 Знаника - 9 (8)

МетаШкола - 26 (2)

Макмиллан - 1 (0)

Таким образом, современное дистанционное конкурсное движение сегодня стало неформальным обучением школьников и неотъемлемой частью образовательного процесса. Массовые дистанционные обучающие конкурсы (МДОК) это не просто ресурс для самообразования. Это дирижер для самообразования, определяющий направление, шаги, ориентиры, источники. Конкурсы мотивируют ученика познавать новое и неизведанное, самосовершенствоваться, а педагога – искать новые пути активизации познавательной активности учеников. У школьников с МДОК появилась еще одна увлекательная возможность: участвуя в конкурсе получать новые знания вне школы, вне урока, самостоятельно.

Дистанционные олимпиады, конкурсы, проекты по своей природе можно считать уникальными – они объединяют не только ученика и учителя, но и огромное количество людей из других городов и стран. Они нужны для раскрытия потенциала всех учеников общеобразовательного учебного заведения. Ребятам нравится соревноваться с другими детьми из городов республики , России и стран ближнего зарубежья. Такая коммуникация стала возможна благодаря новым дистанционным технологиям.

Об эффективности такой реализуемой инновационной технологии, как ДКД, можно судить по востребованности данного вида деятельности среди обучающихся и педагогов, а также по полученным результатам, являющимся мощным мотиватором для движения вперед. А пока мы можем лишь предполагать, каким вырастет поколение наших детей, каким будет наше общество в будущем и всеми доступными нам средствами, включая в том числе и ДКД, влиять на становление нашего будущего поколения – поколения созидательных, творческих, интеллектуально-развитых, конкурентоспособных личностей.

Благодарю за внимание!

Комментарии
Комментариев пока нет.