Материалы V Межрегионального Круглого стола
«Инновационная деятельность профессиональных образовательных организаций»
Шитик Татьяна Вацлавовна,
Острешко Мария Николаевна
ОИВТ (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ»
СП СПО Омское командное речное училище
им. капитана В.И. Евдокимова, г. Омск
e-mail: sobolevska-1965@mail.ru
e-mail: masha_ostreshko@mail.ru,
Техническое обеспечение образовательного процесса
В связи с огромным количеством предприятий, применяющих в своей работе сложные электрические машины, механизмы и системы, техники-электромеханики сегодня очень востребованы на российском рынке труда. Выпускники, получившие эту специальность, на судах работают электромеханиками, третьими помощниками механиков по электрооборудованию либо судовыми электриками.
Специалист техник–электромеханик обеспечивает безаварийную и надежную работу электрооборудования всего судна, машин, механизмов устройств. В это понятие входит и доскональное испытание техники перед сдачей ее в эксплуатацию, и организация грамотной работы судовой команды, и точное соблюдение всех разработанных инструкций и технологий. Таких специалистов готовим мы в Омском институте водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ» структурное подразделение СПО по специальности 180407.51 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Для курсанта-электромеханика можно выделить такие слагаемые успешной работы как: хорошие теоретические знания, самодисциплина и практический опыт, который курсанты начинают накапливать в стенах нашего Материалы V Межрегионального Круглого стола «Инновационная деятельность
профессиональных образовательных организаций» учебного заведения со второго курса. За время обучения по ФГОС курсанты проходят два вида практики: учебную и производственную, что позволяет качественно закрепить теоретические знания. Практику будущие электромеханики проходят, как правило, на судах и судоремонтных заводах.
Электромеханик больше, чем кто-либо другой, причастен ко всему передовому, что внедряется на производстве и в судостроении. Он первый, кто принимает новую машину, изучает ее устройство, принцип действия, вводит в эксплуатацию, устраняет различные неполадки, а порой и аварии. Этих специалистов по праву называют универсалами.
Практические занятия с курсантами наши преподаватели проводят в различных формах в соответствии со специфическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин и с использованием технического обеспечения.
Целью этих занятий мы ставим:
помочь курсантам в систематизации, закреплении и углублении знаний теоретического характера;
научить обучающихся приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;
научить их работать с книгой, схемами, пользоваться справочной и научной литературой согласно Государственному стандарту;
формирование умений курсантов учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.
В системе профессиональной подготовки курсантов в нашем учебном заведении практические занятия с использованием мультимедиа занимают большую часть времени, отводимого на обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации Материалы V Межрегионального Круглого стола «Инновационная деятельность профессиональных образовательных организаций» специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения обеспечивают развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление, речь курсантов, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным
средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия с использованием презентаций по изучаемым дисциплинам должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и функцию профессионального контроля роста обучающихся как творческих работников.
Занятия наших преподавателей представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых преподнесены в презентациях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы, сколько нужно задач и какого типа, как их расположить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить и многое другое – в организации обучения далеко не праздные.
Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, наши преподаватели стремятся к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.
На своих занятиях преподаватель высшей квалификационной категории Егоров Евгений Александрович, ведущий дисциплину «Электрические машины», в своих презентациях сначала излагает теоретическую часть изучаемого предмета. Он знакомит курсантов с основными законами электротехники, устройством электрических машин, рассматривает их принцип действия, физические процессы, протекающие в электрических машинах, их характеристики и возможные режимы работы, рассказывает принцип построения механических характеристик, возможные способы соединения Материалы V Межрегионального Круглого стола «Инновационная деятельность профессиональных образовательных организаций» обмоток статора. А в практической части занятия показывает возможные варианты соединения обмоток статора в звезду, треугольник. Ставит перед курсантами задачу подключения обмоток электрических машин разными способами, осуществляет запуск электрических машин с помощью различных систем управления. На судах электрические машины являются основными потребителями электрической энергии – до 70 %. С помощью их производится
жизнеобеспечение судна, грузовые и технологические операции. Поэтому считаем необходимым качественно готовить курсантов по специальным дисциплинам и особое внимание уделять практическому этапу обучения (применение знаний на практике).
Опыт работы преподавателя высшей квалификационной категории Корешкова Анатолия Леонидовича показывает, что применение в проведение практических занятий мультимедиа дает курсантам возможность решать логические задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действий, данных на лекции, для осмысления и закрепления в памяти. У Анатолия Леонидовича разработаны тестовые задания по всем изучаемым темам. Такие задачи помогают контролировать правильность понимания курсантами отдельных вопросов изученного материала небольшого объема (как правило, в пределах одной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, предложенному на лекции.
Затем содержание учебных задач усложняется. При решении этих задач обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действий, но и дать анализ целесообразности того или иного способа его выполнения, высказать свои соображения, относящиеся к анализу условий задачи, выдвигаемых гипотез, полученных результатов. Этот тип задач по отдельным вопросам темы должен давать возможность развивать умения и Материалы V Межрегионального Круглого стола «Инновационная деятельность профессиональных образовательных организаций»
навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у курсантов и слушателей.
В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется с таким расчетом, чтобы их решение требовало в начале отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем полностью продуктивной (творческой). Как правило, такие задачи в целом носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения материала темы или курса.
Выстраивая систему задач постепенно возрастающей сложности, преподаватель А.Л. Корешков добивается усвоения курсантами наиболее важных методов и приемов, характерных для данной учебной дисциплины.
Наши педагоги Егоров Евгений Александрович, Острешко Николай Константинович осуществляют свою педагогическую деятельность не только на учебных занятиях, в рамках учебного заведения, но и во время прохождения курсантами плавательской практики, накапливают материал, необходимый им как преподавателям для улучшения преподавания, выявления «узких мест». Это позволяет концентрировать силы в том направлении, какое требует сейчас современный рынок труда, чтобы наши выпускники были на нем конкурентоспособны. Во время навигации преподаватели снимают фильмы, показывая в них пути решения различных рабочих ситуации. Это обучающие фильмы, в которых показано не только оборудование судна, но и возможные поломки и пути их устранения. Во время производственной практики и в первые годы после выпуска консультируют выпускников нашего учебного заведения, способствуют успешному их трудоустройству на работу, будучи лично знакомы с руководителями судоходных кампаний.
Результатом такого подхода к построению практического занятия и в целом практической деятельности считаем то, что выпускники нашего отделения востребованы везде и умеют работать в команде. Они занимают руководящие должности: Вишнягов Михаил Геннадьевич занимает должность Материалы V Межрегионального Круглого стола «Инновационная деятельность профессиональных образовательных организаций» директора Объ-Иртышского филиала Российского Речного Регистра, Петухов Антон Валерьевич является главным энергетиком Омского судоремонтного судостроительного завода, Нагибко Анатолий Анатольевич – главный энергетик судоходной компании ООО «Селена-С», Лоскутов Сергей Эдуардович – старший эксперт Омского участка Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра.
Список источников
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003, 2004.
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов / И.А. Колесникова и др. М.: Академия, 2005.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2001, 2002.
5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004.