12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трушкова Елена Алексеевна15
0

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Трушкова Е.А., учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Школа №1430  имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько»

Аннотация. В статье рассматривается понятие дистанционного обучения, виды, преимущества и недостатки. Дистанционное обучение - возможность многих людей получить необходимое образование.

Ключевые слова: дистанционное обучение, современное обучение, чат, Moodle

На сегодняшний день получить образование – не составит труда. Есть все возможности. Многие студенты совмещают учебу и работу или учебу в двух, а то и в трех учебных заведениях. Все это успеть «очно» невозможно. Поэтому на помощь приходит заочное и дистанционное образование. Дистанционное обучение зародилось в конце 20-го столетия, а в 21 век вошло, как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Первый университет, который начал проводить дистанционное обучение, открылся в 1969 году в Великобритании. В России подобные программы начали действовать гораздо позже – в 1997 году. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу.

В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе, в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. Сейчас благодаря Интернет- технологиям человек не только общается, но и получает образование или развивает собственный бизнес, не покидая при этом домашних стен. Фактически наука позволила человечеству преодолеть «дистанционный барьер»: стало возможным общаться и получать услуги, находясь в разных уголках планеты. Также созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. В стране появилась новая техника и средства коммуникаций, которые упрощают процесс взаимодействия людей. Теперь, чтобы быть востребованным и квалифицированным, важно идти в ногу со временем: постоянно развиваться, обучаться, осваивать новые технологии и внедрять их на практике.

В последнее время особый интерес люди стали проявлять к дистанционному обучению. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);

пересылка данных (услуги FTR-серверов);

гипертекстовые среды (WWW- серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW- документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);

ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW- сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);

видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.
В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи дистанционного образования возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им, так и другим ученикам, что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться наравне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения может решить и многие социальные, а также этические проблемы.

Если в образовательные учреждения внедрить дистанционное обучение, то в ОУ появятся следующие новые возможности:

работа с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми;

организации дистанционного контроля знаний учащихся;

работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;

оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

отработка умений и навыков;

оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;

оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;

оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.
Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;

использовать дистанционное профильное обучение;

создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;

участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;

создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);

учиться на дистанционных курсах;

использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Оценивая вышесказанное, можно отметить, что с внедрением дистанционного образования решается множество проблем как социальных, так и проблем собственно в образовании. То есть получается, что дистанционное образование многофункционально: оно помогает как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто на непродолжительный срок выбыл из учебного процесса, не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.
Также оно помогает правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность; расширить коммуникативную сферу учеников и педагогов; проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.
Дистанционное обучение свежо и современно, поэтому даже рассуждения по поводу возможной дороговизны нужно откинуть, потому как нельзя экономить на будущем, то есть на детях. Возможно, в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно-урочное образование, и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером.
У дистанционного обучения есть
преимущества и недостатки.

Среди достоинств данного способа получения образования можно отметить:

получение новых знаний в удобное для него время;

предоставление материала дистанционно, поэтому образовательный процесс не зависит от местоположения обучающегося;

студент самостоятельно задает себе темп обучения;

осваивание новых технологий и средств коммуникаций;

получение помощи в любой момент мобильность и оперативность между преподавателями и студентами;

развитие самодисциплины и самообразования;

экономия времени и денег;

мгновенный доступ к лекциям, библиотекам и иным электронным ресурсам;

получение образования независимо от социального статуса, состояния здоровья, финансового состояния и пр.

Среди недостатков дистанционного образования выделяют:

студенту необходимо правильно планировать собственное время, чтобы полноценно усваивать новый материал и получать новые навыки;

отсутствие прямого контакта с преподавательским составом и членами группы;

отсутствие индивидуального подхода, трудности в плане учета особенностей личности, ее способностей и возможностей;

постоянный доступ к Интернету;

отсутствие или малый объем практических занятий, нацеленных на реализацию теоретических основ в жизни;

далеко не всегда удается правильно и полно дать ответ письменно. Не все мысли можно уместить на бумаге.

Дистанционное обучение – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания, возраста, статуса. Этот механизм призван развивать самомотивацию и самообучение. Он идеально подходит для людей, которые пытаются совмещать работу и учебу, знакомиться с новыми технологиями и развиваться в новом направлении.

Каждый портал или образовательное учреждение предоставляет материал для обучения в рамках специально разработанной и утвержденной программы. Курс предполагает изучение лекционного материала, выполнение практических заданий и самостоятельное образования выделяют:

Чат-занятие.

Данный формат предполагает, что доступ к учебному материалу имеют все учащиеся группы и педагоги. В этом случае преподавателю удобно разъяснить тему единожды для всех, ответить на все интересующие вопросы. Этот вариант взаимодействия возможен только онлайн, когда присутствуют все студенты или их большинство. Обычно преподаватель заранее определяет время чат- занятия.

Веб- занятие.

Данный вид обучения подходит как для синхронного, так и для асинхронного варианта получения информации. Студенты могут присутствовать онлайн, или изучить материал в свободное от работы время.

Телеконференция.

Данный вид взаимодействия обучающихся с преподавателями происходит на основе электронной почты. Он особо популярен в европейских странах. Студенты регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.

Телеприсутствие.

Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет». Обучающийся находится вне аудитории, но у него создается ощущение, что он присутствует на обычной лекции или занятии в ВУЗе. Самой популярной разновидностью этого метода обучения является видеоконференция, когда преподаватели и студенты общаются на расстоянии и видят при этом друг друга.

Наиболее распространенный «способ» создания системы дистанционного обучения долгое время состоял в том, чтобы перевести учебные материалы в HTML-форму и разместить их на сайтах учебных заведений. Сейчас все участники рынка согласны с тем, что одного только доступа к учебному материалу через интернет не достаточно для того, чтобы говорить о полноценной обучающей системе. Очевидно, что обучение предполагает не просто чтение учебного материала, но также активное его осмысление и приложение полученных знаний на практике.

Как известно, «активность» осмысления подразумевает возможность задать дополнительные и уточняющие вопросы преподавателю, следовательно, такую возможность должна обеспечивать и СДО, в том числе и за счет формы построения материала, который должен как бы «провоцировать» вопросы. При этом синхронный учебный курс должен быть рассчитан на предоставление ответов в режиме реального времени, а асинхронный — на максимальную оперативность преподавателя.

«Практическое приложение» знаний может быть реализовано в виде прохождения тестов или выполнения более сложных заданий. В обоих случаях результаты выполнения теста или задания должны быть проверены — либо автоматически, либо непосредственно преподавателем.

Онлайновый учебный курс, в отличие от презентации или сайта, не просто обеспечивает доступ к информации, но также предусматривает интерактивное взаимодействие слушателя с преподавателем, контроль получаемых знаний и накопление информации о процессе обучения. Статистика по результатам процесса обучения является важной составляющей СДО, поскольку позволяет преподавателям и кураторам контролировать активность обучаемых и сам учебный процесс.

Команда по разработке учебного курса, как правило, включает три группы специалистов:

специалисты в предметной области — носители знаний по учебному курсу, который переводится в онлайновую форму;

специалисты по переводу материалов учебного курса в онлайновую форму;

специалисты по поддержке СДО.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) (https://moodle.org/) Moodle - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах - это дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами.

Преимущества Moodle:

распространяется в открытом исходном коде - возможность “заточки” под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;

Ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;

широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.

возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную)

полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио)

соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;

программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб- страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса.

К таким элементам относятся:

Wiki, который позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.

Анкеты. Этот элемент предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.

Глоссарий. С помощью него создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.

Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.

Опрос. Одно из его применений - проводить голосование среди учеников. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.

Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.

Тесты. Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).

Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок. Для курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе, где за выбранный промежуток времени преподаватель может увидеть новых зачисленных студентов, новые сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса.

Кроме того, на странице блогов можно детально просмотреть, какие действия выполнялись в курсе различными участниками. В Moodle активно используется e-mail-рассылки копий сообщений с форумов, отзывов учителей, есть возможность отправки e- mail сообщений произвольной группе участников курса.

Web-сайт Moodle бесплатно оказывает пользователям платформы качественную поддержку. Этому способствует многочисленное российское сообщество пользователей данной системы.

Список литературы и интернет – ресурсов.

1. Гусев Д. А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
2. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А.  Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М.: "Академия", 2006.
3. Вайндорф- Сысоева М. Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде (ДО)

4. Введение в проблематику дистанционного обучения
https://www.distance-learning.ru/db/el/7EEF8DFAD10899CFC3256C840052529E/doc.html

5. Рынок систем дистанционного образования
https://www.cnews.ru/reviews/free/edu/it_russia/

Автор: Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. , РГПУ им.А.И Герцена



Дата проведения: 15 декабря 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.