Урок развития речи в 1 классе «Дифференциация звуков [з] – [ж]»
16.04.2020 год
Групповое занятие 1Б
Тема « Дифференциация звуков [з] – [ж]
Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А как только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (Жук)
- Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
-Когда услышите слово, в котором есть звук [ З ] хлопните в ладоши, звук [ Ж ] –топните ножкой .
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Дифференциация в слогах.
- Повторите за мной .
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
- Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.
- Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.
Дифференциация в словах.
Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК
Игра «Измени слово».
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал
Игра «Назови ласково».
Друг – дружочек
Рог - ….
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..
Дифференциация в предложениях.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.
- Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________
- Молодцы! И последнее упражнение. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З, Ж.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.
Групповое занятие. 2В
Тема «Различение л - м
Ход занятия:
Прочитай слова, распредели слова по столбикам по количеству слогов. Подчеркни букву л одной чертой, букву м – двумя чертами.
Лампа, молоко, лапа, лимон, летать, мороженное, молния, мама, смена, полка, ловушка, лягушка, луковица, помело, поляна, мул, лом, лёд, лиса.
Поменяй слоги местами. Выполни упражнение устно.
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем.
Прочитай слоги парами и по три.
ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл
Выбери подходящее слово из скобок, запиши предложения в тетрадь.
Чтоб полы покрыть, нам нужен…
Чтобы сад украсить, мы посадим…(лак, мак).
Кто бы нам порезал…
Резать лук такая… (мука, лука).
Итог занятия.
- Какие буквы мы сегодня учились различать?
- Мы учились различать буквы Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
- Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?
Индивидуальное занятие для ребенка, обучающегося на дому.
Проговорить речевой материал несколько раз. (20 минут в день)