Урок развития речи на тему «Дифференциация звуков [Л’] – [Й]»
Тема: «Дифференциация звуков [Л’] – [Й]».
(дисграфия)
учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й], определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й], с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.
Развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля.
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать навыки словообразования.
Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: картинки (лейка, фрукты), цветовая линейка для игры “Светофор”, графические профили звуков [Л’] – [Й].
Ход занятия:
Организационный момент.
Дефектолог. – Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
- Вспомните по порядку названия всех месяцев.
- Вспомните названия месяцев осени (зимы, весны, лета).
- Какое время года вам больше всего нравится, почему?
О сновная часть.
1) Введение в тему
- Что видите на этой картинке? (Лейку)
- Для чего используется лейка?
- Какие звуки в этом слове произносятся мягко? [Л’ и Й]
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
- Да, сегодня мы будем учиться различать и выделять звуки [Л’] – [Й] в словах.
- Запишите сегодняшнее число и тему занятия: звуки [Л’] – [Й].
- Запишите слово: ЛЕЙКА
- Выделите изучаемые буквы зеленым кружком.
2) Уточнение и сравнение произношения звуков [Л’] – [Й]. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили (на доске).
- Уточним и сравним произношение звуков [Л’] – [Й].
- Когда мы произносим звук [Л’] - губы растянуты в улыбке. Кончик языка поднимается вверх и касается бугорков. Язык напряжен, голосовые связки работают.
- Возьмите зеркало и произнесите звук [Л’].
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [Л’]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- Звук [Л’] - согласный, мягкий, звонкий.
- При произношении звука [Й] – губы растянуты в улыбке. Кончик языка прижимается к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой. Голосовые связки работают.
- Возьмите зеркало и произнесите звук [Й].
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите долго звук [Й]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- Звук [Й] - согласный, мягкий, звонкий.
- Таким образом, сделаем вывод, что оба звука согласные, мягкие, звонкие.
3) Воспроизведение чистоговорок по “цепочке”
Дефектолог. – Повторите за мной по “цепочке” чистоговорки:
Ай-ай-ай – приближается трамвай Ой-ой-ой – приходи скорей домой Ей-ей-ей – спеть красиво ты сумей Яй-яй-яй – неужели ты лентяй? | Аль-аль-аль – он согласен на медаль Ель-ель-ель - на полях метет метель Юль-юль-юль – на окно повесим тюль Оль-оль-оль – в супе вкусная фасоль Ыль-ыль-ыль – за околицей ковыль |
4) Чтение слогов (с доски): ай, ой, уй, эй, ый, ий, яй, ей, ёй, ля, ле, лё, лю, ли
Диктант слогов: ай, аль, ля, ой, оль, лё, ый, иль, ли, яй, ий, лю, ле;
Игра “Хлоп и топ”
Дефектолог. – Поиграем в игру “Хлоп и топ” и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [Л’] – [Й]. На слова со звуком [Л’] – хлопаете, со звуком [Й] – топаете.
(мой, тюль, тюльпан, йод, йог, лайка, йогурт, капель, пыль, цель, Аля, юный)
Игра “Светофор”. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
Дефектолог. – Сейчас поиграем в игру “Светофор”. (Слайд1).Назовите картинки.
Сначала выберите слова со звуком [Л’], размести справа (лиса, педаль, клетка, пальма, килька, валенки), затем со звуком [Й] (йод, каравай, майка, йогурт, трамвай), размести слева.
Определите место звука в слове.
Списывание с доски.
Дефектолог. – В следующем задании нужно списать слова, вставить пропущенные буквы Л-Й, выделить мягкие согласные звуки [Л’] – [Й] зеленым цветом. Найдите “лишнее” слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Крем_ь, _е_ка, у_е_, _е_те;
_ине_ка, семе_ка, нак_е_ка, на_е_ка;
Ию_ь, деяте_ь, я_цо, е_и;
Физминутка «За малиной».
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем. Солнышко высоко, а в лесу тропинка. Сладкая ты моя, ягодка-малинка. | Дети водят хоровод, взявшись за руки Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды Встают лицом в круг, тянутся руками вверх Наклоняются и пытаются достать пол Идут по кругу, взявшись за руки |
Игра “Приготовим кисель из ягод и фруктов”. (Слайд 2.)
Дефектолог. – Перед вами картинки. Назовите их.
Дефектолог. – Как мы назовём это одним словом? (Ягоды, фрукты).
Дефектолог. – Для того чтобы приготовить вкусный кисель, повар добавляет в него ягоды или фрукты. Из чего приготовлен кисель, тем и называют. Например, кисель из смородины – смородиновый, из малины - …, из клубники - …, из груш - …, из слив - …, из апельсинов - … . Допиши слова правильно, выделим в словах изучаемые звуки зеленым цветом.
Упражнение “Путаница”. Составление предложений с данными словами.
Дефектолог. – Даны предложения, но слова в них перепутались. Составьте правильные предложения.
Малиновый, мама, джем, сварила.
Чай, Лена, земляничный, пьёт.
Любит, чай, бабушка, пить, лимоном, с.
Торт, магазине, в, продают, сливой, со.
Сок, я, люблю, апельсиновый.
Запись предложения на слух.
Дефектолог. – Послушайте предложение: «Ольга Алексеевна любит наблюдать за маленькими лебедями».
- Кто любит наблюдать?
- Что делает Ольга Алексеевна?
- За кем любит наблюдать?
Послушайте предложение еще раз.
- Сколько слов в предложении?
- Назовите по “цепочке” это предложение.
- Помните, что имена и фамилии людей пишутся с большой буквы.
- Прочитаем предложение, разделив слова на слоги.
- Запишите это предложение по памяти.
- Выделите в словах изучаемые звуки зеленым цветом.
Итог занятия.
Дефектолог. – Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам.
презентация
Дифференциация звуков Ль-Й
NOTEBOOK / 539.26 Кб