Сценарий урока развития речи в 1 классе «Дифференциация звуков [з-ж]»
13.04.2020 год
Групповое занятие 1А
Тема: Дифференциация звуков [з-ж ] в словах, предложениях, связной речи.
1. Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор:
заяц, зубр, жираф, зебра.
(Все слова начинаются на звук [З], а слово жираф — на звук [Ж].)
2. Сравнение звуков
Что общего у звуков [ з, ж]? ( согласные, звонкие)
Чем они отличаются?
при произнесении звука [з] губы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами, струя воздуха сильная, холодная.
при произнесении звука [ж ]губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, теплая.
Звук [ж] всегда только твёрдый, а звук [з ] может быть и твёрдым, и мягким.
3. Работа в тетрадях.
Спиши слова, вставляя слоги ЗА или ЖА.
сту__ гро__ лы__ Ли__ ба__ лу__ | __пах __кет __пад __кон __лить | вя__ла бе__ла фа__ны по__ры на__ла по__был | __дина берё__ бар__ __рил ка__ки стреко__ |
4.Текст с ошибками.
Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Взрослый читает текст и просит ребенка исправить ошибки, которые допущены в стихотворении.
Медвезата
Не жнали медвезата,
Что колются езата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвезатами
Вдруг медвезата в слезы:
- Езики – жанозы!
Испугались езики.
Несут щипцы и нозики.
И давай по штучке
Вынимать колючки.
5. Итог.
Групповое занятие 2А
Тема «Последовательный пересказ текста с наглядной опорой»
1.Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес к необычной птичке, а чтобы узнать, к какой, соберите слово.
Дидактическая игра «Собери слово».
Буквы : К, Л, Е, С, Т.
Дети собирают слово из букв.
- Прочитайте собранное слово.
Дети читают.
2. Подготовка к восприятию текста.
- Клёст зимует у нас, это какая птица? (Клёст - зимующая птица.)
- Какие перья у клеста? (Перья у клеста бордового цвета.)
- На что похож его клюв? (Клюв похож на изогнутые клещи.)
- Для чего клестам такой клюв? (Чтобы питаться семенами хвойных деревьев.)
- С помощью своего клюва клёст ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов.
3. Чтение адаптированного рассказа «Клесты».
- Послушайте рассказ Ивана Соколова-Микитова « Клесты».
Тишину зимнего леса нарушают весёлые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжёлые шишки и добывают из них семена. Клесты вью свои гнёзда зимою и выводят в них птенцов. Гнёзда клёстов трудно увидеть, они скрыты в густых ветках хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из0 своих глубоких гнёзд. Зато самец кормит заботливо самочку, поёт ей весёлую песенку.
4. Беседа по содержанию рассказа.
- Чем непохожи на других птиц клесты? ( Тем , что вьют гнёзда и выводят птенцов зимой.)
- С чем сравнил клестов автор рассказа? ( С красными бусами.)
- Чем питаются клесты? (Клесты питаются семенами еловых шишек.)
- Как клесты добывают семена? (Быстро и ловко теребят тяжёлые шишки.)
- Какие зимние гнёзда у клестов? (У клестов гнёзда тёплые и глубокие.)
- Где скрыты гнёзда? (Гнёзда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев.)
- Как самки высиживают своих птенцов? (Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих тёплых гнёзд.)
- Что делает самец? (Самец кормит самочку и поёт ей песенку.)
5.Игра «Договори». .
Тишину нарушают… Стайка пролетела… Быстро и ловко теребят… Клесты вьют… Гнёзда трудно увидеть… Они скрыты… Самки высиживают… Самец заботливо кормит…
6.Повторить чтение текса с установкой на запоминание и пересказ. Развитие долговременной памяти.
- Послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.
7.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.
8.Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?
- Чем необычны клесты?
Индивидуальное занятие. Звук [л] 1А
Проговорить несколько раз
Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.
Индивидуальное занятие. Звук [р] 1А
4) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в конце./h3>
Образец: мир__
вар бор бур хор шар сор | мир дар жар пир тир пар | комар загар забор базар бобёр ковёр | шахтёр костёр пионер боксёр помидор командир | офицер мундир монтёр самовар мухомор пассажир |
5) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине
Образец: пар__та
карп парк март борщ корм торт | баржа карта парта корка норка зерно | бархат фартук зоркий тормоз куртка мастер | пятёрка дёргать озёрный форточка дырчатый перчатки |