Занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи»
Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи.
Цель: развивать слуховое восприятие звуков с, з ;показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в слогах, слова.
Задачи:
1. Развитие артикуляторной и мелкой и общей моторики;
2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического слуха, звуко - буквенного анализа и синтеза);
3. Обогащение словарного запаса;
4. Активизация психических процессов (восприятие, внимание, память, пространственное восприятие, саморегуляция своего поведения, активизация межполушарного взаимодействия).
Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметные картинки со звуками: «С,Сь,З,Зь»; буквы С,З; карточки с картинками для определения места звука, костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Обсуждение и определение времени года, месяца, числа, дня недели. Выяснение последовательности дней недели (какой день недели сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера; какой день недели бывает между двумя другими днями).
1.1Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Зайчики- колечки- козочки» (выполнять последовательно на каждой руке). Одновременно на обеих руках выполнять упражнения «зайчики» - «козочки» и менять их положение.
1.2 Упражнение на дыхание «Горячий чай»
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы
мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я
предлагаю!
2. Повторение пройденного материала.
На какие 2 группы делятся все звуки?
Гласные и согласные.
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.
Развитие звуко- буквенного анализа.
-Прослушате слова, определить какие гласные есть в этих словах,
запишите буквы в тетрадь:
а) ЛОСЬ РЫСЬ ТИГР БАРС
- сколько гласных в этих словах;
- сколько слогов в этих словах;
- как называются такие слова (односложные);
б) ЛИСА СУРОК СЛОНЫ
- какие гласные есть в этих словах;
- сколько слогов в этих словах;
- как называются такие слова (двусложные).
- как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?
(животные).
3. Объяснение нового материала.
- Рассмотрите картинки, выделите начальные звуки.
-Сравните звуки с и з по артикуляции.
-Чем похожи эти звуки?
- В чем различие этих звуков?
-Выделите начальный звук из слов. (Логопед произносит слова,
дети называют только первый звук.)
Образец. Сок (с), сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопни-топни»
Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук – з, и топают, когда услышат – с.
Сом, вилка, рог, коса, загар, жара, нос, песок, ,коза, соль.
Динамическая пауза. Игра с мячом
Игра «Добавь слог»
Я буду произносить начала слов, а вы добавьте –са или -за
Гро…
Ро…
Ли…
Бере…
Колба…
Задание 1. Измените слова по образцу.
Глаз – глаза пояс - … автобус -….
Нос - …. заказ -… водолаз - ….
Груз – … арбуз - … совхоз - …
Трус - …. занос- … паровоз - ….
Задание 2. Развитие фонематического восприятия в предложениях
– Возьмите карточки. Отгадайте загадки.
– Что это?
– А теперь назовите слова со звуком [С] из текста загадки. И со звуком [З].
Зимой белый, Свернёшь – клин,
Летом серый Развернёшь – блин
(Заяц) (Зонт)
Спереди – пятачок, Одеяло белое не руками сделано.
Сзади – крючок. Не ткалось и не кроилось,
Посредине спинка, С неба на землю свалилось.
А на ней щетинка. (Снег)
(Свинья)
Лежит верёвка, Гладишь – ласкается,
Шипит, плутовка. Дразнишь – кусается.
Брать её опасно – (Собака)
Укусит.
Ясно? (Змея)
Физкультминутка. Координация речи с движением.
Ушки длинные у зайки, (разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат. (ладони приставить к голове, вперёд-назад)
Ушки прыгают и скачут (хлопок-кулачок на столе)
Веселей самих зайчат. (круговые движения кистями)
Задание3. Развитие умения логически мыслить и составлять словосочетания. Формирование грамматических навыков.
– Ребята, посмотрите на слова на доске. Соедините слова из 1-ого столбца со словами из 2-ого столбца, чтобы получились словосочетания. Отметить буквы С, З на доске треугольником и квадратом.
Солнечная праздник
Вкусная и здоровая стол
Праздничный земляника
Спелая поляна
Сочная вода
Разные еда
Чистая и прозрачная капуста
Весёлый сладости
Задание4. Дифференциация [С] – [З] в связной речи
– Ребята, сейчас мы с вами разыграем сценку: «Новоселье у зверей».
Детям раздаются роли и костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон, ведущий.
СЦЕНКА
Ведущий: Сегодня у зверей новоселье. Стрекоза созвала всех жителей леса на солнечную поляну.
Стрекоза: Пусть каждый принесет вкусную и здоровую еду к праздничному столу.
Зебра: Я зебра, я принесу спелую землянику.
Заяц: Я заяц, я угощу всех сочной капустой.
Слон: Я слон, я испеку для вас разные сладости.
Стрекоза: А я слетаю к озеру за чистой прозрачной водой.
Все хором: Веселый получится праздник!
Учащиеся разыгрывают сценку. Затем логопед благодарит детей и сажает их за парты.
4. Итог занятия
– Какие звуки мы различали на занятии?
– Почему эти звуки можно перепутать?
– Чем различаются звуки [C] – [З]?
– Что вам понравилось?