Статья «Традиции и новаторство. Опыт использования образовательных онлайн-ресурсов в средней школе»
Сахарова О.Е.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Центр «Динамика»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Традиции и новаторство. Опыт использования образовательных онлайн-ресурсов в средней школе.
Надо быть необычайно креативным человеком, чтобы с искренней радостью принять необходимость внедрения в практику своей устоявшейся системы работы какие-либо серьёзные новшества. Пусть не обижаются на меня коллеги, но я считаю, что учителя к этой категории людей не относятся. Учитель консервативен по призванию: мы оттачивает программы, методики, конкретные задания; мы маленькими шагами идём по пути выбора формы работы, способной принести плоды; найдя верный тон и логичное обоснование своих действий, мы стараемся закрепить успех, повторяя и оттачивая их до мастерства. Мы не готовы «ухнуть с головой в прорубь» серьёзных преобразований, ибо за нами стоят дети. И в этом наша сила, ведь педагогика держится на стабильности. Доказательства? Да, вот, например, такое: лишь чёткие, постоянные, проговариваемые «правила игры» дают возможность получать от неё удовольствие. Если ты знаешь, что, играя в прятки, нельзя кричать из укрытия, то есть шанс стать победителем. Если ты понял структуру выполнения, скажем, морфемного разбора, то ты имеешь шанс получить пятёрку. Если ты знаешь, как научить детей видеть корни с чередованием, зачем тебе искать новый способ объяснения?
Несомненно, условия современности диктуют внедрять в практику работы школы новые методики, технологии, и даже – о страшное и малопривлекательное слово! – инновации. Там, где живут небожители от педагогики, очень любят всё новенькое и свеженькое, ведь это доказывает важность и значимость их деятельности. Но давайте будем честными: большинство учителей пожимает плечами, вникая в суть всех этих «новейших» педагогических технологий или методик. Согласитесь, мы часто слышим такую фразу или сами её произносим: «Да мы всегда так делали, только не называли это красивыми «нерусскими» словами!» И в этом реальная сила: мы уже умеем делать то, что нам преподносят как новое. И поворчав, мы выучиваем слова «проект», «частично-поисковая деятельность», «фишбоун», «кластер», «критическое мышление», «музейная технология» и проч. И работаем дальше, понимая, что лет через 10 придут новые слова, а мы всё так же будем учить детей включать интуитивное слушание для постановки знаков препинания при причастных оборотах.
И так могло бы продолжаться и дальше, если бы не свалившееся на нас дистанционное обучение на фоне пандемии. Уже много было сказано о том, как резко учителям и школьникам пришлось перестраиваться и учиться тому, что, казалось, никогда не понадобится. И нет смысла повторяться. Зато, на мой взгляд, есть смысл сказать судьбе спасибо за это труднейшее испытание, так как оно дало реальный толчок к развитию и освоению новых методик, форм, способов обучения. Многое из того, что открылось тогда, продолжает работать и теперь.
У нас с ребятами прижилась работа с ЯндексУчебником (5-6 кл.) и на сайте Скайсмарт.ру (8-11 кл.). Они во многом похожи, поэтому проанализирую работу с ними в целом.
Работать на этих сайтах достаточно легко, у них очень понятный интерфейс, но при этом можно найти обучающие видео и рекомендации по пользованию сайтами.
Огромные плюсы для учителя – это выбор заданий и их автоматическая проверка. Есть возможность составить задание из различных разделов, то есть включить в материал по изучаемой теме и задания на повторение.
Сервисы предлагают задания самых разных форматов (найди сходство, вставь буквы или звуки, укажи соответствие, распредели по группам, обобщи, определи тип, составь сам и пр.)
Работы проверяются автоматически, но учитель имеет возможность увидеть ход работы, выбираемые ребёнком варианты. Очень удобно потом те задания, которые вызвали затруднения у класса, разобрать на уроке. Хорошо то, что с теми же или с аналогичными заданиями можно составить потом ещё блок работы. Таким образом, удаётся закрепить материал.
Иногда выставленная автоматическая отметка не соответствует системе оценивания работы учителем, но, имея доступ к работе ученика, её можно выставить в соответствии с привычными для ребят нормами.
При подборе заданий учитель видит, сколько времени потребуется на их выполнение у среднестатистического ученика, поэтому легко корректировать объём работы. При желании можно установить режим контрольной работы и ограничить время выполнения здания.
Когда ученик заканчивает работу и отправляет её на проверку, на почту приходит сообщение об этом.
Ребята любят этот вид домашней работы. Они избавлены от скучного переписывания, время выполнения задания из-за этого значительно сокращается. Материалы, которые предлагаются ребятам, очень часто современны, интересны и понятны детям.
Мои ребята из 6 и 7 классов получили удовольствие, написав онлайн-диктант в ЯндексУчебнике. Для диктанта были составлены интересные современные тексты, которые прочитал молодой исполнитель, хорошо знакомым детям – певец Feduk.
Сейчас в образовательной среде очень много внимания уделяется вопросам развития навыков функционального чтения. Оба сервиса предлагают небанальные тексты, которые могут заинтересовать ребят или дать им новую информацию для размышления. Например, мы с восьмиклассниками работали с текстом, рассказывающем о правилах подготовки к походу. Типология заданий к текстам разнообразна. Тем, кто уже знаком с требованиями, предъявляемыми к учащимся создателями PISA, международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, известно, что при оценке уровня функциональной грамотности школьников должны использоваться не только текстовые материалы, но и рисунки, диаграммы, схемы. Учителю достаточно сложно подобрать их, да и распечатать потом их бывает проблематично. И поэтому чрезвычайно удобно воспользоваться заданиями такого типа, предложенными в ЯндексУчебнике и в рабочей тетради Скайсмарта. Найти такие задания в Skysmart очень легко, они выделены в отдельный блок заданий – Подготовка к тестированию PISA.
Для старшеклассников в Skysmart есть большая подборка заданий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Хороши они тем, что учитель выбирает тип задания, а ученики получают каждый своё предложение или подборку слов, то есть полностью исключается списывание или совместная работа. А ведь не секрет, что ребята порой готовы схитрить ради сокращения объёма работы.
Важно и то, что оба сервиса предлагают ребятам возможность самостоятельной работы, при том не только предметной. Есть задания по профориентации, проводятся марафоны. Мои ребята с увлечением преодолели задания Культурного марафона ЯндексУчебника, а знатоки истории – марафон на Skysmart, посвящённый Великой Победе.
Стоит уточнить, что задания и в ЯндексУчебнике, и на сайте Skysmart есть по большинству предметов, изучаемых в школе, а не только по моим любимым русскому и литературе. Поэтому я иногда даю своим ребятам те задания по математике, при выполнении которых требуется не только уметь считать, но и внимательно читать текст задачи. Так что в этот момент испытываю лёгкое чувство гордости, ибо включаю в свою работу с классом интегрированное занятие.
Опыт знакомства с этими двумя сервисами оказался для меня интересен. И если вы, коллеги, ещё не познакомились с ними, я искренне вам советую не откладывать на потом и поучиться работать на этих сайтах уже сейчас, пока у нас есть хоть небольшая, но передышка, называемая каникулами.
Спицына Любовь Ивановна