Доклад «Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Доклад «Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Учитель технологии МОУ ООШ с.Калдино
Федоровского района Саратовской области
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии между учителем и учащимися. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителя;
работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
при заочной (экстернатной) форме обучения;
выполнение проектов и исследовательских работ;
работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Содержание обучения можно определить как, процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При выборе содержания для дистанционного обучения целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на обучения ученика, который может находиться на большом расстоянии, или иметь особый временной график жизнедеятельности, и физиологическую невозможность обучаться традиционно и др. причины.
Методы обучения при дистанционном обучении: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. В своей работе я использую: объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение, демонстрационный материал.
При проведении дистанционных занятий используются средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, презентации, аудио материалы, видео материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры.
Контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью дистанционного обучения. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым. Для того чтобы обучение достигло своей цели. Необходимо при его разработке учитывать дидактические особенности и структуру дистанционного обучения.
Результативность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов и педагогического опыта, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая организация дистанционного обучения в процессе его использования является приоритетной. В процессе обучения находится самостоятельная познавательная деятельность учащегося. Важно, чтобы учащийся научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, ученик с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности учащихся в сети предполагает использование новых педагогических технологий стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом обучении метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с учителем-координатором, так и с другими учителями, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к учителю в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
Успешное создание и использование дистанционных уроков должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных уроков необходимо принимать во внимание, что основные компоненты деятельности учителя, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах дистанционного обучения. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения .
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. В настоящее время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.
Главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ ДО.
Видеолекции (of-line), on-line лекции (Skype технологии);
Видеоконференции (of-line, on-line), форумы, дискуссии;
Платформы https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/, https://home-school.interneturok.ru/
Чат (видеочат) – занятия (консультации, текущее оценивание, деловые игры, итоговое оценивание) – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия (WhatsApp) проводятся, когда все учащиеся имеют одновременный доступ к чату.
Вебинары (on-line семинары, тренинги, практические занятия) – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и синхронным характером взаимодействия учеников и учителя.
Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.