Статья «Дистанционное обучение. Из опыта работы методического объединения учителей старших классов в коррекционной школе»

5
0
Материал опубликован 16 October 2020 в группе


Дистанционное обучение. Из опыта работы методического объединения учителей старших классов (программа АООП, ООП(ЗПР)) в коррекционной школе.


Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). [1]

Внедрение ДО в коррекционную школу до марта 2020 г было основано на периодически возникающей необходимости (отъезд ребенка на реабилитацию) получения школьного образования для учащихся с ОВЗ, как с умственной отсталостью, так и обучающихся с ЗПР. С апреля 2020 г все коррекционно-образовательное учреждение было переведено на дистанционное обучение. Учителя организовали учебный процесс в соответствии с возможностями и желаниями родителей, рекомендациями СанПиН, расписанию уроков.

Обучение велось на основе платформ ZOOM, Discord, Skype, WhatsApp в зависимости от конкретных условий. Часть учащиеся обучались дистанционно, часть – в электронной форме. Практически в каждом классе.


Распределение электронного и смешанного (дистанционного и электронного обучения) по предметам.


t1602857307aa.gif



При электронной форме обучения учащиеся получали задания, форма которых подбиралась учителем специально для класса или отдельного ученика (например, задание по чтению могло включать тест, пересказ, выразительное чтение или чтение наизусть, рассылку видеоматериалов, специально разрабатывали наглядные материалы и задания).


Каждый учитель проявил индивидуальный и творческий подход к учебному процессу с введением дистанционного и электронного обучения.

Учитель географии подбирала игровые задания, использовала проблемный метод с использованием видеоматериалов и статистических данных.

Учитель 8б (АООП) нашла оптимальную форму для своего класса - Гугл формы в документах, использовала графический планшет.

Учитель 9б и 9в(АООП) классов создавала к урокам презентации, тестовые задания.

Учитель математики (АООП) высылала видеоматериалы по темам.

Учитель русского языка и литературы (ООП, АООП)– подбирала задания для развития письменной речи учащихся, готовила учащихся к конкурсу чтецов по литературе.

Учитель физкультуры – высылал посильные задания по физкультуре,

Учителя готовили учащихся к ОГЭ на платформе ЗУММ- отрабатывали различные виды заданий для подготовки к ОГЭ.

Учителя ПТ высылали детям подробные инструкции по выполнению заданий.

Дистанционное обучение организовывалось в соответствии с учебной программой, расписанием и особенностями развития обучающихся на основе приказа №137 Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…” 6 мая 2005 года.


В настоящее время выделяют несколько видов дистанционных технологий:

Кейс- технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов, и их рассылки для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.


ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов. Телевизионно-спутниковая технология пользуется малым спросом, поскольку является дорогой и сложной. В период пандемии этот вид ДО был организован для подготовки обучающихся к ОГЭ.

Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения школьников учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между учителем и учащимся. [2]


Дистанционное обучение в коррекционной школе наиболее оптимально организовывать на основе сетевой технологии.


Практика применения ДО показала, что оно позволяет вести обучение в оптимальном темпе для ученика, исходя из его потребностей в образовании и личностных особенностей.


При использовании ДО для отдельного учащегося максимально реализуется индивидуализация обучения, появляется возможность развивать наиболее сильные стороны учащегося, организовывать коррекционно-развивающую работу. При этом ученик продолжает обучение, не выходя из дома.


При дистанционном обучении важным моментом является общение, которое носит опосредованный характер.


В ходе урока ученики отвечают на вопросы в устной и письменной форме, выполняют различные задания (открытые и закрытые тесты, работает с текстом, рабочей тетрадью, учебником). Таким образом, урок становится более насыщенным и интересным). Изложение нового материала должно быть ёмким и кратким, структурированным. Очень важным является вовлеченность каждого ребенка в урок. Необходимо часто задавать вопросы учащимся. Для активизации познавательной активности урок должен сопровождаться ярким наглядным материалом. Особенный интерес у учащихся вызывает демонстрация изучаемых объектов из рук учителя. Возможно включение небольших видеофрагментов в урок.

При проведении урока важно понимать, на сколько ученик включен в занятие. Ясную картину можно получить при установлении постоянной вербальной связи, при постоянном контроле за ходом выполнения заданий. Наиболее быстрой формой связи для отслеживания выполнения письменных заданий является предоставление учителю фотографий работы. Демонстрация выполненного задания через веб-камеру из-за низкого разрешения камеры становится невозможной.

В практике ДО обратная связь осуществлялась через использование электронной почты, телефона.

Учащиеся могут получать различные задания: письменные задания, тесты, задания в рабочих тетрадях, интерактивные задания (LearningApps.org)  отвечают на задания тестов, выполняют письменные упражнения, присылают видео с подготовленными устными ответами, чтением стихотворений наизусть.

При электронной форме обучения к занятиям разрабатываются презентации, подбирается видеоматериал (например, на сайте «Интернет-урок), система заданий, тренажоры. Учителя осваивают возможность создания видеоуроков и внеклассных мероприятий:

Классный час «Любимые праздники на Руси. Покров». https://askchtn.mskobr.ru/obrazovanie/distancionnoe_i_e_lektronnoe_obrazovanie/klassnyj_chas_pokrov_videourok/

Классный час «Как не стать жертвой террористов?» https://askchtn.mskobr.ru/obrazovanie/distancionnoe_i_e_lektronnoe_obrazovanie/vneklassnoe_zanyatie_kak_ne_stat_zhertvoj_terrorizma_videourok

Опыт работы показал возможным проведение общешкольных мероприятий, привлечение учащихся конкурсам и творческим акциям.


Недостатки дистанционного образования

Достоинства дистанционного образования

Рабочее время учителя удлинилось за счет больших временных затрат на подготовку учебных материалов, их рассылку, проверку заданий, систематизацию, дополнительных консультаций онлайн к урокам. Учителя получали выполненные задания от учащихся в вечерние часы, через несколько дней.


Со временем задания становились все более и более индивидуализированными. Учителя более полно реализовали индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.


Технические сложности (пропадала связь во время уроков, технический сбой подключения к уроку, в режиме демонстрация экрана не видно всех учеников) у всех учеников есть достаточное материальное обеспечение и качественная связь.

Постоянная поддержка некоторыми родителями своих детей.

Сокращение времени урока по техническим причинам и требованиям СанПиН влияли на качество занятия.


Средний балл поднялся по математике, русскому, чтению, информатике, географии, ОСЖ, музыке учителей МО.


Учащиеся не могли открыть файлы, которые посылал учитель (проблемы решались).


Учителя освоили новую технологию дистанционного и электронного обучения.

Невозможно увидеть процесс выполнения заданий по русскому языку и математике так, как это происходит в классе - своевременное выявление трудностей и возможность индивидуальной корректировки процесса освоения нового знания, отсутствие моментальной обратной связи тормозит работу, сказывается на качестве работы). Вопросы, которые вызывали трудности решались впоследствии через индивидуальные консультации и объяснения по аудио или видеосвязи через вотсапп, Зумм.


Удалось преодолеть адаптационный период, найти оптимальные способы взаимодействия.

Большая нагрузка на глаза (подготовка материалов и проверка заданий по каждому уроку в электронном формате, некачественные фотографии выполненных работ).




Учителя постоянно поддерживали связь с родителями и старались создавать оптимальные условия обучения.


Нет живого общения с детьми

Все участники образовательного процесса сохранили здоровье


Динамика успеваемости





t1602857307ab.gif




t1602857307ac.gif


Вывод: за время дистанционного обучения средний балл по большинству предметов поднялся.


Общие выводы


Дистанционное обучение потребовало больших временных затрат.


2. Сильное влияние оказывает отсутствие живого общения и контроля процесса усвоения знаний во время уроков с письменными работами (русский язык и математика).


3.Трудности составляли техническое обеспечение учебного процесса у учащихся, качество связи, а также то факт, что обучение учащиеся одного класса осуществлялось в разных формах.


Участники образовательного процесса сохранили жизнь и здоровье.

Успеваемость по большей части предметов не снизилась, а поднялась или осталась на прежнем уровне.

Учителя значительно усилили индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, освоили новые технологии



Используемые материалы:

Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации  http://www.openclass.ru/node/289858 

https://studbooks.net/2208116/informatika/tehnologii_distantsionnogo_obucheniya



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.