Дистанционное обучение с Яндекс.Учебником (из опыта работы)
Дистанционное обучение с Яндекс.Учебником
(из опыта работы)
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Образовательные интернет-ресурсы сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса и могут использоваться для достижения самых разных целей обучения.
С цифровым образовательным сервисом Яндекс.Учебник учителя нашей школы работают уже 2 года. Когда в 2018-2019 учебном году нам предложили принять участие в проекте «ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ЯНДЕКС.УЧЕБНИК В ПЕРМСКОМ КРАЕ», мы конечно же активно включились в работу: познакомились с функционалом сервиса, зарегистрировали учеников, провели родительские собрания, познакомили родителей с проектом, и они нас поддержали.
Яндекс.Учебник - современный инструмент, который очень экономит время учителя. Это огромная база заданий и упражнений по русскому языку, математике, а теперь и по окружающему миру для начальной школы, и всё это совершенно бесплатно! Карточки удобно разбиты по категориям, и можно выбирать готовые наборы карточек, или составлять свои наборы. Также можно эти карточки давать всему классу, или группам учеников, или отдельным ученикам, выстраивая индивидуальные образовательные траектории. Карточки проверяются моментально автоматически, показывая учителю статистику, а детям результат. Есть задания, как для отработки навыков, так и для проверки знаний, причём задания очень качественные. Я не встречала ошибок в заданиях. Кроме того, задания Яндекс.Учебника формируют предметные и метапредметные умения. Задания на развитие функциональной грамотности преподносятся комплексно, с заранее продуманной методической линией.
Один из главных плюсов платформы - это удобный и понятный интерфейс. Запутаться практически невозможно. Нажимаешь "Математика", "создать занятие", выбираешь тему, подбираешь упражнения. Ничего лишнего.
Замечательно, что все задания сервиса соответствуют ФГОС и подходят для любой программы, а учитель получает детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику. В любой момент в журнале можно узнать, сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность. Для учителя это очень удобно! Эта аналитика позволяет понять, как усвоил тему каждый ребенок и весь класс в целом, скорректировать, а затем подобрать задания на укрепление тех или иных тем, отработать их в индивидуальном порядке.
Кроме того, функционал Яндекс.Учебника – это отличный способ сделать уроки более яркими, интересными используя интерактивную доску в классе, поэтому использовала задания платформы для фронтальной демонстрации на уроке или ребята на планшетах и смартфонах в течение 10-15 минут выполняли задания по определённой теме.
Здорово, что функционал платформы постоянно обновляется. Сейчас мы имеем возможность задавать домашнее задание, составляя его из заданий по той теме, которую изучали на уроке или можем провести контрольную работу, собрав её из банка заданий. От обычного занятия они отличаются тем, что время на решение заданий ограничено.
Все мы прекрасно знаем, в весенние каникулы стало известно о переходе на дистанционное обучение в 4 четверти. И снова Яндекс.Учебник пришёл на помощь педагогам – появились видеоуроки и чат. В период дистанционного обучения - это единственный сервис, который не подвёл и работал без перебоев. 6 апреля, в самый первый день дистанционного обучения, была колоссальная нагрузка на платформы, но в Яндекс.Учебнике урок прошел без проблем со стороны сервиса. В целом видеоуроки на Яндекс.Учебнике достаточно удобно проводить, легко разобраться, как пользоваться инструментами при трансляции. Что важно для меня ― это не видеоконференция. На мой взгляд, для начальной школы это плюс, т. к. мы не тратим время на дисциплинарные моменты, обговариваются только правила работы в чате. Ничего лишнего. Сама форма работы дисциплинирует: дети слушают, просматривают презентацию с комментарием, выполняя задание. Коллеги также отметили, что во время видеоуроков их не перебивали ученики. И ученики, соответственно, не отвлекались на одноклассников. Учителям также понравились голосовые сообщения. Удобство в том, что не все могут быстро напечатать, а через голосовое сообщение можно быстро ответить на вопрос, а чат позволяет учителю постоянно находиться на связи с детьми и получать мгновенную обратную связь. Очень удобно, что в интерфейсе учителя есть таймер, который позволяет правильно организовать урок. А в чате можно оставлять реакции на сообщения ― эту функцию удобно интегрировать в образовательный процесс: например, предложить детям с помощью разных реакций проголосовать, какая буква пропущена в слове. Это позволит заинтересовать детей, сфокусировать их внимание на уроке и вовлечь в обучение. Также в чате можно обмениваться файлами: например, учитель может выслать дополнительные материалы для изучения, а дети ― свои письменные работы. После проведения урока прямо на Яндекс.Учебнике можно выдать детям домашнее задание
Да, сейчас с точностью можно сказать, что Яндекс.Учебник помог педагогам пережить дистант. Автоматическая проверка - очень облегчала работу учителей. Конечно, учителя давали и работы в письменном виде, но поработать в Яндекс.Учебнике было разрядкой и для детей, для учителей.
За время самоизоляции родители стали нашими главными помощниками: они разбирали с детьми новые темы, помогали с домашними заданиями и техническими вопросами. Здорово, что родители имели возможность наблюдать за успехами своих детей, это тоже помогало в работе.
Дети второго тысячелетия с пелёнок окружены цифровыми технологиями. Смешанное обучение — это подход, который совмещает очное обучение с учителем и обучение с использованием цифровых технологий. Особенность подхода заключается в том, что ребёнок во многом сам выбирает время, место и темп обучения. Это развивает его навыки саморегуляции, учит делать осознанный выбор и быть ответственным. Личность ученика играет здесь большую роль: учитываются его цели, индивидуальные особенности. Учитель помогает выстроить путь к этим целям, и у ребёнка появляется личная заинтересованность.
При смешанном обучении больше внимания уделяется самостоятельной работе. Ребёнок учится сам добывать информацию, оценивать её достоверность, анализировать и систематизировать её. А в классе появляется больше времени на обсуждение и групповую работу. Все эти навыки — критическое мышление, работа в группе, коммуникативные и организационные навыки — необходимы для жизни в современном мире.
За период дистанта коллеги поняли принципы работы логики смешанного обучения с использованием ресурсов Яндекс.Учебник. Попробовали те модели, которые они могут успешно включать в учебный процесс, например, модель перевернутого класса.
В конце дистанта я попросила детей и родителей заполнить отзыв о работе в Яндекс.Учебнике, и вот , что они написали.
На вопрос, нравится ли вам работать в Яндекс.Учебнике, 88% ребят ответили – очень нравится. Оценили пользу работы на сервисе для своей учёбы – 94% обучающихся. При оценке актуальности функционала Яндекс.Учебника – в большинстве были выбраны ответы: актуально и очень актуально. Также детям и родителям было предложено прокомментировать работу на сервисе в целом: её плюсы и минусы. Среди несомненных плюсов были отмечены: доступность, удобство работы в любое время, увлекательные обучающие задания, бесплатность, статистика.
Хочется отметить, что сервис не стоит на месте и методисты «Яндекс Учебника» постоянно пополнят темы новыми карточками с заданиями, которые можно использовать не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, к примеру задания «Математического кружка». Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель», разработанная специалистами Яндекса, помогает учителям освоить навыки и практики преподавания, необходимые для обучения детей в современном мире. Это полезные статьи, вебинары, онлайн-курсы повышения квалификации и мероприятия для педагогов. Все материалы — это готовые практики, которые можно сразу применять в работе.
Для детей также проводятся различные интерактивы: олимпиада «Я люблю математику», «Культурный марафон», а в конце учебного года, когда ученики особенно устали от дистанционного обучения, разработчики предложили межпредметный квест «Здравствуй, лето!».
В конце учебного года учителя на почту получили подробный отчёт о работе в Яндекс Учебнике. Благодаря подробной статистике можно понять, повторению каких тем следует уделить особое внимание в следующем году, а также какие индивидуальные особенности учеников стоит учесть в будущем. К примеру, скорость выполнения заданий и количество использованных попыток помогут сделать выводы о мотивации ребёнка, его индивидуальном темпе работы, способности к концентрации внимания. Всё это может стать основой для персональных рекомендаций.
Итак, грамотное использование возможностей сервиса Яндекс.Учебник в начальной школе способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению уровня комфортности обучения, познавательной активности и инициативности младших школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности, созданию ситуации успеха, повышению мотивации и уверенности в себе, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний учащихся.
Цифровой образовательный сервис Яндекс.Учебник является эффективным инструментом для получения знаний младшими школьниками при изучении начального курса учебных предметов. Спасибо за внимание!
Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/KGdW4bp5cffi-A
Пролубщикова Наталья Владимировна
Надежда