12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Налимова Татьяна Васильевна53
я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою работу
Россия, Новосибирская обл., г.Искитим
4

Дистанционное обучение: из опыта работы



НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ - 2021


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Чернореченский»

Искитимского района Новосибирской области













«Дистанционное обучение: из опыта работы»



исследовательская работа

















Работу подготовила:

Налимова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ п.Чернореченский»,

высшей квалификационной категории









п.Чернореченский

2021-2022 у.г





Оглавление



1. Введение ……………………………………………………………… 3

2. Основная часть

2.1. Дистанционное обучение. С чего начать?…………………………. 4-5

2.2. Структура дистанционного урока………………………………….. 5

2.3. Внедрение опыта ……………………………………………………. 6-7

2.4. Проблемы при организации дистанционного обучения …………. 7 -8

2.5 Результативность ………………………………………………….. 8

3. Заключение ………………………………………………………….. 9

4. Список используемой литературы ………………………………… 9

5. Приложение …………………………………………………………. 9



































Введение

В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей Министерство просвещения России рекомендовало перейти на дистанционную форму обучения на период действия ограничений. Неожиданный для всех переход на дистанционное обучение поставил педагогов перед нелегким выбором средств и методов обучения. Причем выбор этот нужно было сделать здесь и сейчас.

Как же организовать дистанционное обучение так, чтобы в нем не только выжить, но и комфортно работать, получая удовольствие от профессии и радуясь успешности учеников? Этот вопрос я задала себе с первых дней нового режима обучения.

Постараюсь ответить на этот вопрос, раскрыв тему работы: «Дистанционное обучение: из опыта работы».

Актуальность работы:

В настоящее время дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Появилось много вопросов, на которые не всегда есть ответы.

Цель работы:

Систематизировать представление о дистанционном обучении и поделиться опытом проведения уроков онлайн.

Задачи:

Выработать общие правила для работы при дистанционном обучении

Наметить перспективы деятельности в данном направлении


Методы исследования:

• теоретические

• диагностические методы (наблюдение);

• анализ и обобщение полученных данных


Гипотеза: в ходе реализации дистанционного обучения возникают определенные проблемы и существуют особые принципы обучения.


Объект исследования – дистанционное обучение в целом, как образовательная услуга.

Предмет исследования – реализация дистанционного обучения в МБОУ «СОШ п.Чернореченский»

Практическая значимость: данная работа будет полезна учителям, работающим в сфере дистанционного обучения.






Основная часть


Дистанционное обучение. С чего начать?


Нормативно-правовой основой реализации дистанционного обучения в системе общего образования является Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», принятый Государственной думой 21.12.2012

Согласно ст.16 ФЗ «Об образовании»2 №273 от 29.12.2012 дистанционное

обучение сегодня становится неотъемлемой частью современного образования.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Под дистанционными образовательными технологиями следует понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Законом также установлено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся1.

Сделаем вывод: дистанционное обучение это – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.

А каждый ли учитель, родитель или лицо занимающееся воспитанием ребёнка в совершенстве владеет информационными технологиями? Далеко нет.

Не могу сказать, что я оказалась совершенно не готова к измененным условиям организации учебного процесса, но многое пришлось переосмыслить, внести серьезные коррективы в сложившийся уклад работы. Некоторых учителей пугает такая перспектива. Однако в настоящее время существует огромный набор инструментов и образовательного контента, которые помогут педагогу в вопросе организации дистанционного обучения.

С какими вопросами сталкивается учитель при переходе на дистанционную работу?

- Не все педагоги и ученики имеют необходимый уровень знаний и умений в области компьютерных технологий.

- Не все участники образовательного процесса имеют необходимое для дистанционного обучения техническое обеспечение (мощный компьютер, веб-кабера, микрофон, высокоскоростной интернет и др.)

- Совершенно другой формат работы, которому нам необходимо еще учиться. Сложно перестроиться, не хватает живого общения.

В своей работе я хотела бы рассказать о том, как проводились уроки онлайн.

Есть много готовых ресурсов, готовых уроков, но каждому учителю хочется сохранить свою стилистику преподавания, и не всегда она совпадает с той, который предлагает готовый курс.

Самым разумным я посчитала выбор площадки, на которой можно сформировать свои уроки в своей логике и методике, затем использовать в нем как ссылки на готовые учебные материалы, так и свои учебные материалы, тем более у каждого педагога есть набор оцифрованных презентаций, видеоресурсов, учебных заданий.




Структура дистанционного урока


Дистанционный урок - это такой же урок, он стоит в тематическом планировании. Учебное занятие может быть уроком получения новых знаний, уроком закрепления знаний, контролирующим и др. Поэтому у него должны быть такие же составляющие, как и обычного урока.


1.мотивационный блок

2. учебно-информационный блок

3. инструктивный блок

4. блок обратной связи

5. коммуникативный блок


Мотивационный блок при д.о имеет особенную важность. Ребенок находится от нас на расстоянии, он учителей не видит, кроме этого, дома много отвлекающих факторов, поэтому мы должны его мотивировать на выполнение заданий.

Учебно-информационный блок – самый важный блок. Он включает в себя учебную информацию, практические задания, ссылки на образовательные ресурсы.

Инструктивный блок – ребенку важно понять, что он должен выполнить, в какой форме представить выполненное домашнее задание (прикрепить файл, отправить фотографию или др.)

Блок обратной связи – учащийся должен осознавать, что он не один, учитель всегда на связи.

Коммуникативный блок – учащийся может задать вопрос, получить быстрый ответ. Этот блок позволяет учащемуся чувствовать, что учитель рядом, что он готов ему помочь.





Внедрение опыта


Долго я выбирала платформу для осуществления видеокоммуникации с обучающимися в синхронном режиме. Смотрела видеоуроки для учителей, читала отзывы и предложения по дистанционному обучению. Остановилась на Zoom.

Для организации онлайн-уроков и для взаимодействия учителей - учеников- родителей наиболее эффективной, на мой взгляд, является платформа Zoom.

Zoom – сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Этого вполне достаточно (рекомендации Роспотребнадзора о продолжительности урока на дистанционном обучении – 30 минут). Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий, обучающиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета или с телефона.

Плюс в том, что слушателям, учащимся, необязательно регистрироваться в системе, можно просто пройти по ссылке, которую я формировала к каждому уроку. Ссылки я размещала в группах по классам в ВК.

Для этого заранее в ВК были созданы закрытые группы по классам. В каждой группе на стене к каждому уроку размещались видеофрагменты или презентации, конспекты уроков, домашние задания. Если ученики не смогли присоединиться к уроку в режиме онлайн, то они могли самостоятельно просмотреть видео (их я брала из свободного доступа в Интернете), поработать с презентацией. В индивидуальных сообщениях я объявляла отметки, размещала индивидуальные задания, отвечала на вопросы обучающихся. Также задания дублировались в ЭШ. Учащиеся, не имеющие возможность заниматься онлайн и выходить в ВК, отправляли задания в ЭШ и своевременно получали отзыв на выполненнык работы.

Работать в ZOOM удобно тем, что мероприятие можно запланировать заранее. Данную платформу я использовала для проведения уроков для обучающихся 6-х, 7-го,10-го классов.


Представляю фрагмент работы в zoom.



Понравились возможности этого сервиса, которые привычны были и до дистанционки: демонстрация видео и презентаций. Хорошей опцией для уроков русского языка является возможность пользоваться доской: можно было работать с орфограммами, подчеркивать члены предложения и др. Использовала эту опцию при организации фронтального опроса, так как и у учеников был к ней доступ. Очень полезной оказалась функция «поднятая рука», она позволяла сохранять дисциплину на уроке.

Микрофоны у ребят отключались, чтобы не появлялись лишние шумы, вопросы школьники могли задавать в чате конференции или после поднятия руки. После работы с теорией шло обсуждение с ребятами. Вот здесь-то нужны были микрофоны.



Кроме этого своей работе в условиях дистанционного обучения я использовала следующие образовательные платформы и сайты:

https://resh.edu.ru /, российская электронная школа

Особенно понравились ребятам виртуальные экскурсии в музеи писателей. В период самоизоляции и отсутствия возможности посещения культурно-развлекательных мероприятий важно восполнить потребности ребят в приобщении к произведениям культуры и искусства. В уроки включала задания по работе с музыкальными произведениями, чтением художественной литературы, рассматриванием репродукций картин, посещением виртуальных музеев, библиотек, экскурсий.

https://interneturok.ru /,

К сожалению, многие уроки – платные, требуется абонемент. Но я увидела ссылку: Вниманию учителей! Чтобы в любое время получить абонемент бесплатно, отправьте скан справки с места работы на email: info@interneturok.ru.

Воспользовалась этим предложением и стала пользоваться этим сайтом в полном объеме.

https://rybakovteacherlab.ru/

В библиотеке сайта «Педагогические практики для дистанционного и онлайн-обучения» https://rybakovteacherlab.ru/ представлены интересные обучающие материалы по разным предметам. На платформе вы можете быстро сконструировать урок, создавать игровые механики для вовлечения учеников в образовательный процесс, а также автоматизировать процесс проверки домашний заданий учеников. Но здесь нужно иметь более глубокие знания в цифровом образовании.

Skysmart

Googl disk

Пользовалась сервисом Google disk (облачное хранение файлов). Не все файлы могли прикрепиться в ЭШ, поэтому давала ссылку детям на этот сервис. Там они могли прослушать файлы с аудиозаписями, просмотреть презентации, выполнить тестовые задания и др.


Проблемы при организации дистанционного обучения


При организации дистанционного обучения я столкнулась со следующими трудностями и проблемами:

1) Проблемы формирования мотивация учеников.

При дистанционном обучении у детей возникала иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока. Возможность безнаказанно списать сильно снижала мотивацию получения действительно прочных знаний.

2) Сложности в организации деятельности учащихся.

Я привыкла ходить между партами и смотреть, все ли ученики включены в учебную деятельность. Для меня важно видеть глаза учеников. При дистанционном обучении не всегда понимаешь, как организовать контроль над классом. При проведении видеоконференций, многие ссылались на отсутствие камер, вставляли различные аватарки, и визуального контроля не происходило.

3) Проблемы с технологическими решениями.

Мне пришлось в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты. Возникла необходимость объяснять принципы их работы ученикам, родителям. Слабый Интернет или его отсутствие, неимение компьютеров существенно усложнили организацию обучения в онлайн режиме.

4) Проблемы управления временем.

Значительно больше времени стало уходить на проверку работ обучающихся.



Далее, считаю, что нужны определенные правила.


1.Единая платформа для ученика и учителя. В идеале, когда все учителя пользуются одной платформой. Зачастую один учитель отправляет задания в эш, другой в ватсапп классному руководителю, третий в зум и т.д. Тогда деятельность ученика осложняется, т.к ему приходится пройти определенный квест, чтобы найти задание, а потом и комментарий к нему.

2.Фиксированное время публикаций дистанционных заданий. Например, в 9-00 у ученика уже есть список заданий, тогда он сможет распланировать свою учебную деятельность в течение дня. Так, ученик планировал с утра заняться математикой, далее подготовить доклад по музыке и т.д. Но вот в 11-00 на него свалилось задание по литературе, в 11-20 – по истории, в 11-50 – по физике. И всё, что запланировал ученик, провалилось. Это всё это создает для ученика лишний стресс, который мы должны минимизировать при переходе на новые формы работы.



2.5 Результативность

Во время дистанционного обучения мне было очень важно, чтобы ученики освоили образовательную программу в полном объеме. Несмотря на дистанционный режим, планку я не снижала, ведь поменялся только формат обучения, но не содержание. Учителя также продолжали проверять знания, а ученики получать отметки. Когда ученики начинали получать плохие оценки, то понимали, что учеба продолжается.

Итоги учебной четверти: общая успеваемость составила 96 %, качественная – 58%. Динамика по сравнению с итогами 1-й четверти: снизилась общая успеваемость, но повысилась на 4 процента качественная успеваемость. Тем, для кого и очное обучение давалась сложно— дистант, однозначно, стал проблемой. Я считаю, что итог дистанционного обучения во 2-й четверти удовлетворительный. Конечно, таких результатов удалось достичь только благодаря слаженной работе всех участников образовательного процесса: педагога, родителей и учащихся


Заключение

Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой. В нашей школе педагоги активно используют возможности дистанционного обучения. Так, учителя английского языка также проводили уроки онлайн в системе ZOOM. Учащиеся тоже готовы к дистанционному обучению как предметов, так и различных курсов, являющихся дополнительными к базовому образованию, если обучение будет строиться на принципах гуманности, мобильности и интерактивности.

Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием.

Мир не стоит на месте и мы, учителя, должны идти в ногу со временем.





Список литературы:


1. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.3. Дистанционное образование. Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm

2. https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html



Приложение:

Презентация – инструкция по работе с сервисом ZOOM


9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.