Статья «Дистанционное обучение на уроках информатики обучающихся 7–9 классов»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Ермолина Н.Ф., учитель информатики, г. Архангельск
«Дистанционное обучение на уроках информатики обучающихся 7-9 классов ГБОУ АО АСШИ № 2»
Совсем недавно, в целях соблюдения профилактических мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции 2019, образовательные организации были вынуждены переводить учебный процесс в on-line и off-line – форматы. В век высоких технологий на первый план выходят электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Под дистанционными образовательными технологиями подразумеваются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
Существует множество интересных форм организации дистанционного обучения, такие как чат-занятия в on-line режиме, веб-занятия, компьютерные телеконференции. Но, прежде чем приступить к дистанционному обучению, необходимо учитывать такие нюансы:
– необходимость в высокой скорости соединения Интернет,
– техническое оснащение средствами коммуникации обучающегося, педагога,
– исходить из возможностей, современной и удобной электронной информационно-образовательной среды всех участников образовательного процесса.
Так я столкнулась с наиболее распространенными трудностями:
- не все обучающиеся 7-9 классов нашей школы имели свои смартфоны с возможностью свободного выхода в Интернет (компьютеры или ноутбуки были у десятой части обучающихся),
- выбор наиболее подходящей платформы, для выдачи материала уроков по информатике,
- недостаточно продвинутый пользовательский уровень гаджетами, Интернет-ресурсами, низкая заинтересованность к выполнению заданий.
Для преодоления выше перечисленных моментов, для поддержания интереса, внесения разнообразия наполняемости урока информатики я использовала смешанную методику дистанционного обучения: off-line выдача материала урока и on-line общение для пояснения непонятых обучающимся моментов, обсуждение ошибок для повышения результатов. Следует отметить, что и педагоги находились дома при ведении процесса обучения, что некоторым образом ограничивало и усложняло задачу преподавания, разъяснения материала предмета.
Поддержка обучающихся осуществлялась посредством дистанционного взаимодействия с учителями и администрацией, была реализована на платформе наиболее распространенного приложения, которое использовали все обучающиеся и их родители – Вконтакте.
Для получения более детального пояснения материала урока я использовала краткое структурированное пояснение к уроку, ссылками на файл или веб-страницу направляла обучающихся на необходимый электронный ресурс. Продумывала разноуровневые задания, индивидуальные мини-проекты по выбранной теме с целью повышения мотивации обучающихся к выполнению заданий.
Активно использовала электронные образовательные ресурсы:
1) БИНОМ ЛАБОРАТОРИЯ http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7-9 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
2) Ютуб - https://www.youtube.com
3) Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
4) Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей: https://learningapps.org
5) Видеофайлы сайта Инфоурок
Существует удобная система оценивания работ и тестовых заданий Mytest, при том, что успешность выполнения задания проверяется автоматически и педагогу не требуется для этого тратить время.
Представляю пример одного урока информатики в дистанционном формате с обучающимися 7 класса:
С приходом инновационных технологий ситуация упростилась и усложнилась одновременно. Успешность реализации уроков зависела от нескольких факторов, в том числе и от эффективности разработанных и подобранных материалов урока; продумывания разноуровневых заданий с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся; от взаимодействия с обучающимися (обратной связи).
Пройдя это испытание, я солидарна с мнением большинства педагогов – никакие высокие технологии не смогут заменить преподавание предмета в привычном режиме, личностное общение педагога и обучающегося.
Используемые информационные источники:
Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во НексПринт, 2010.
https://www.losev-it.ru/articles/18-distancionnye-formy-obuchenija-informatike.html