Статья на тему «Проблемы, опыт и пути решения дистанционного обучения обучающихся»
Проблемы, опыт и пути решения
дистанционного обучения обучающихся.
Последние пару лет мир преподнес жителям нашей планеты сюрприз в виде короны вируса. Практический каждый день мы стали слышать вокруг себя такие слова как пандемия, локдаун, вакцинация. С приходом короны вируса изменилось многое во всех отраслях. Все чаще мы слышали, что после пандемии мир уже не будет прежним, практически во всех сферах жизни. К сожалению это касается и образования. Чтобы у человека была возможность зарабатывать на жизнь или же продолжать получать образование, была внедрена дистанционная форма работы и обучения. Конечно же внедрение дистанционного обучения было срочным и необходимым, но того требовала сложившаяся ситуация. Мы, педагоги, в кротчайшие сроки стали осваивать совершенно новый для нас вид деятельности. Для взаимодействия учителя и обучающихся между собой на расстоянии и полноценного и эффективного внедрения, расширения образовательного процесса, нужны были технологий или другие средства, предусматривающие интерактивность. Наиболее предпочтительными являлись технологии видеоконференций в режиме реального времени. Многие из нас вначале использовали платформу Zoom для проведения онлайн уроков и консультаций для обучающихся и их родителей. Позже нас познакомили с образовательной платформой TEAMS. Эта программа стала ведущей, главной платформой в реализации образовательного материала. В своей работе, я использовала сначала платформу ZOOM, а после ознакомления с TEAMS, я решила использовать данную образовательную платформу, поскольку возможности работы на этой платформе разнообразней и доступней. Естественно были и задания по учебникам и рабочим тетрадям. Во время дистанционных занятий, учитель сталкивался с такими проблемами, как демонстрация обучающимися различных материалов, не относящихся к теме урока, записи в чатах. В каждом классе находились такие ученики, которые воспринимали онлайн урок, как средство выражения своего так называемого «творчества», относились весьма несерьезно. Как быть в таких случаях? Я всегда старалась перевести это в шутку, давала задание подготовить к следующему уроку сообщение по теме материала, который демонстрировали обучающиеся. После этого обычно такой проблемы в классе больше не возникало.
Еще одну проблему, которую мне хотелось бы выделить – это нежелание обучающихся получать знания. В каждом классе были дети, которые добросовестно и вовремя выполняли задания и присутствовали на всех онлайн уроках. Как правило, это дети, которые и при очной форме обучения показывают стабильные высокие результаты. У других были самые разнообразные причины: начиная от «у меня не было интернета» до банального «мама не разбудила, я проспал». В такой ситуации необходимо формировать сознательную потребность в дистанционном обучении начиная с начальных классов. Это должны быть элементы домашнего задания, индивидуальные задания на различных онлайн - платформах (Якласс, РЭШ, Фоксфорд и т.д.). Для того чтобы занятия на дистанте не стали стрессом для обучающихся и родителей, на занятиях внеурочной деятельности я показываю обучающимся как работать и выполнять задания на тех или иных платформах. Все должно проходить постепенно и стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Дистанционное обучение, это развитие способностей к самообучению и никак не противоречит ФГОСам нового поколения.
Конечно, в дистанционном обучении всем приходилось непросто: и учителям и детям и родителям, поскольку для всех это было новшество и это новшество надо было осваивать. Учитель получал обратную связь от своих учеников практически 24 часа в сутки по электронной почте, в различных мессенджерах, отвечал на звонки взволнованных родителей и проводил консультации о том, как зарегистрироваться на платформе, какие кнопочки нажать. У меня в классе есть многодетные семьи, у которых всего один компьютер, а детей четверо. Хорошо выручали телефоны, которые есть у всех. При обучении дистанционно необходимо наличие персонального компьютера и доступа в Интернет, нужна хорошая техническая оснащенность, но не все ее имеют.
Еще одна проблема: как предотвратить, или устранить списывание с решебников и ГДЗ домашних заданий, которые задает учитель? И данным видом деятельности наши дети владеют в совершенстве! И здесь самый простой алгоритм работы: все контрольные и самостоятельные работы составляю сама и обучающиеся знают, что нигде на просторах интернета не найдут ответы, а придется думать самим.
Дистанционное обучение все еще нуждается в доработке. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. Отсутствует постоянный контроль над ними, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
Дистанционное обучение – это новое в школе, а все новое – интересно. Полностью же заменить традиционное обучение дистанционное не в силах, но может служить хорошим дополнением.