12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легович Светлана Ивановна180
Закончила физический факультет (кафедра ядерной физики) в Белорусском Государственном Университете им. В.И. Ленина, а также очную аспирантуру Института Ядерной Энергетики Академии наук БССР.
Россия, Московская обл., Дубна
1

Дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности, Физика и Стандартизация»

Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Колледж государственного университета "Дубна"


Методическая разработка бинарного урока «90-летие гражданской обороны РФ» по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности, Физика и Стандартизация»

Цель занятия: показать жизненную необходимость ГО, особенно в текущий момент политической обстановки в мире.

Задачи: 1. Определить роль и задачи ГО;

2. Показать важность изучения законов физики и всего естествознания в создании надежного оборонительного щита против современного оружия;

3. Рассмотреть структуру ГО на объектах экономики;

4. Предназначение и функции служб ГО.

5. Показать применение физических законов, видов излучения и формул расчета кинетической энергии, доз облучения;

6. Применение государственных стандартов при изготовлении и эксплуатации военной техники.


Гражданская оборона – это составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Основными задачами ГО являются:

Защита населения от оружия массового поражения;

обеспечение устойчивой работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени;

проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Защита населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника –главная задача гражданской обороны.

Кроме того, для защиты населения от оружия массового поражения осуществляется ряд мероприятий:

Всеобщее обязательное обучение населения способам защиты;

организация оповещения населения об угрозе нападения противника и о применении им оружия массового поражения;

защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами;

организация радиационной, химической и бактериологической разведки и лабораторного контроля;

проведение профилактических, противопожарных, противоэпидемиологических и санитарно-гигиенических мероприятий;

соблюдение режимов работы на объектах народного хозяйства и правил поведения населения в зонах радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

организация и проведение спасательных работ и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения;

проведение санитарной обработки людей, обеззараживания одежды, обуви, техники, территории и сооружений.

В рамках сложившейся политической обстановки вокруг российско-украинских отношений, когда мир поделился на здравомыслящих и откровенно враждебно настроенных лидеров западных стран, вопросы гражданской обороны особенно актуальны.

Для решения многих задач обороны, спасения, ликвидации последствий и восстановления народного хозяйства необходимы знания законов физики, химии, биологии, медицины, конкретные навыки и умения специалистов. Поэтому крайне своевременно напомнить учащимся основные виды и факторы поражающий воздействий, понятия и формулы расчета энергии разных видов излучения, расчета кинетической и потенциальной энергии взрывчатых веществ, расчета силы ударной волны, закон радиоактивного распада, законы реактивного движения и других параметров боеприпасов.

Уместно перед определением цели и задач гражданской обороны дать историческую справку о зарождении и становлении гражданской обороны как неотъемлемой части обороноспособности любого государства. Чтобы заинтересовать учащихся данным вопросом желательно рассказать о последствиях неподготовленности населения отдельных государств к оборонительным мероприятиям, когда вражеские ухищрения, уловки и прямое нападение привели к массовой гибели людей.

На первом часе занятия были определены цели и задачи гражданской обороны; необходимость создания и становление гражданской обороны на всех этапах истории нашей страны. На примере завоевания народов Америки было показано, как испанские конкистадоры, а позже и британские завоеватели победили двухтысячную армию индейцев


t1676921812aa.jpg

без боя, подарив их вождям одеяла, зараженные оспой, после чего воевать уже было не с кем, так как началась эпидемия, что может служить примером первого применения бактериологического оружия летом 1763 года. Среди индейцев племен Минго, Шауни и Делаваров бушевала эпидемия, которая унесла более 2000 жизней.

Также рассказали о применении отравляющих газов (иприт) в Первой мировой войне немцами, что имело ужасающие последствия.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года под бельгийским городом Ипр с целью сорвать наступление англо-французских войск Германия применила иприт - жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия. При первом применении иприта поражения различной тяжести получили 2490 человек, из которых 87 скончались.

t1676921812ab.jpg

Солдат, пораженный ипритом

Далее было рассказано о применении ядерного оружия Америкой во Второй мировой войне, когда генетические изменения у японского населения встречаются по сей день.


t1676921812ac.jpg

Наземный ядерный взрыв

К сожалению, сегодня арсенал вооружения многих стран гораздо обширнее, надо учитывать все виды современного вооружения и различные способы ведения боя. Активный интерес вызвали вопросы принципа действия современных электромагнитных ловушек и экранов, применяемых в военно-морских и военно-воздушных войсках. Учащиеся приводили примеры самолетов, подводных лодок и кораблей, оснащенных таким видом защиты, описывали принцип действия самолетов типа «Стелс».

t1676921812ad.jpg


Отдельным пунктом были выделены вопросы предотвращения техногенных и природных катастроф, а также ликвидации их последствий и восстановление повреждений и разрушений. На примере аварии на Чернобыльской АЭС, пожара в ТЦ рассмотрели виды поражений и действия органов гражданской обороны.


t1676921812ae.jpg

Чернобыльская АЭС после аварии

Учащиеся самостоятельно определяли факторы поражения и способы ликвидации последствий. Особое внимание было уделено профилактике и мерам безопасности при эксплуатации оборудования и аппаратных средств. Только строгое соблюдение всех стандартов изготовления, проведения ремонтных и регламентных работ, правил применения и эксплуатации может быть залогом успешной работы, которая не приведет к катастрофам, травматизму и потере здоровья людей. Международные организации по стандартизации, Национальная система стандартизации РФ и Госстандарт РФ четко определяют все нормы и требования во всех областях деятельности человека, что согласуется с задачами и функциями гражданской обороны.

ГОСТы и своды правил по гражданской обороне


ГОСТ Р 42.0.01-2000. Гражданская оборона. Основные положения.

ГОСТ Р 42.4.03-2015 Защитные сооружения гражданской обороны

ГОСТ Р55201-2012 Порядок разработки перечня мероприятий по ГО при проектировании объектов капитального строительства

Свод правил СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне

Свод правил СП 264.1325800.2016 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства

СП 88.13330.2014 Защитные сооружения ГО

СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по ГО


Преподаватель колледжа Легович С.И.

5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.