Конспект зачетного урока «Дизайн - это искусство»
Дизайн – это искусство
Учитель - У нас сегодня заключительный урок. На предыдущих уроках мы знакомились и осваивали некоторые элементы дизайна в современных стилях декоративного искусства. Итак, подведем итоги и дадим определение дизайну. Что означает слово дизайн?
Ученики - это рисунок, узор, искусство, красивые вещи, творческая деятельность.
Учитель – Дизайн направлен только на красоту или чтобы вещь долго прослужила нам.
Ученики - Вещи должны не только красивыми, но и удобными, долго прослужили людям.
Идет слайд1.
Дизайн – это искусство творить прекрасное из того, что нас окружает.
Дизайнер – это художник, который знает, как сделать дальнейшее пользование этими предметами приятным и комфортным для вас.
Учитель - Давайте вспомним, когда в истории появилось слово дизайн?
Ученик - Слово дизайн появилось впервые около 4 века назад и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «дезинго интеро» означало- рождение у художника и внушенная Богом идея_ создания произведения искусства.
Учитель - Оксфордский словарь 1588г. Дает значение этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». В сентябре 1969г. На конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение: Идет слайд 2.
Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так с точки зрения изготовителя.
Учитель:
Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Вильелли воскликнул: «Дизайн всеобщ!»
Идет слайд 3.
«Дизайн стремиться охватить все аспекты окружающей среды»
Учитель -
И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.
Идет слайд 4.
«Дизайн как творческий можно разделить на:
Художественный Дизайн.
Техническая эстетика.
Учитель - Для дизайна актуально множество направлений.
Идет слайд 5:
«Объектом дизайна может стать любое новое техническое промышленное изделие в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение».
Учитель - Перечислите примеры в каких сферах социальной деятельности человека наиболее широко применяется дизайн?
Ученики – Интерьер в квартире, в одежде, в ландшафте среды,в промышленных изделиях и. т. д.
Учитель - Итак из всего сказано ясно что дизайн можно подразделить на отрасли:
Идет слайд 6:
«Отрасли дизайна.
Промышленный дизайн.
Дизайн среды.
Графический дизайн.
Ландшафтный дизайн.
Архитектурный дизайн.
Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.
Учитель:
Давайте посмотрим примеры в каких отраслях применяется дизайн.
Идут слайды с объяснением учителя.
Учитель: Какие характерные качества нужны для дизайнера?
- Талатливые, трудолюбивые, хорошо рисовать.
-Инструмент, которым дизайн преобразует мир? (У взрослых - это не так заметно чем у ребенка.
-Фантазия.
Давайте посмотрим, как у одного школьника развито воображение.
Идет Ералаш 2мин. 53сек.
Учитель - Как вы считаете можно назвать народных мастеров дизайнерами?
Ученики: Да они рисовали фантастические цветы.
Учитель -Например в Полхов-Майданском промысле что придумали?
Ученики – Они придумали цветы как тюльпаны, шиповник
и розы.
Учитель - В мезенской росписи что нового придумали?
Ученики – Мастера рисовали в два цвета: красным и черным. Орнаменты были графическими.
Учитель - А чем отличается Хохломская роспись от других?
Ученики – В Хохломской росписи золотая краска появилась в орнаменте.
Учитель - Используя старые традиции из разной среды обитания, представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир,- старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее. В конечном итоге появились 2 стиля современного искусства- это Ар Деко и Ар нуво.
Давайте рассмотрим эти 2 стиля и дадим им характерные черты? Начнем с Ар Деко, когда он возник?
Ученик - Ар деко возник в 1906г., но достиг расцвета между 1925 и 1935г.То есть этот стиль развивался между 1 и 2 Мировыми войнами.
Учитель - Ар деко был так же известен как «джазовый модерн», для которого характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с элементами стиля модерна, кубизма и экспрессионизма.
Идет слайд 7.
«Ар Деко – «модернизм» стиль эклектического дизайна.
Характеристика:
- форма, цвет дизайна важнее, нежели укрощающий орнамента.
- предпочтение отдается абстрактным, стилизованным мотивам вместо натуральных.
- используются яркие цвета.
Идет показ работ.
Учитель - Представителями этого стиля являются Тамара де Лемпицка, Рене Лалик, Вильям ванн Алекс, Раймонд Гуд и Паул Маншит. Экзотический и яркий стиль Ар деко – самый загадочный стиль 20-ого столетия. Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa – коллекцию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях ар деко.
Учитель - Когда возник стиль ар нуво и чем он отличался от стиля ар деко?
Ученик - Возник во второй половине 19-ого века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства. Его лозунг: «Назад к природе!»
Ученик - «Это стиль природы. Здесь большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, превращению в фантастические цветы»
Ученик - «Можно увидеть смешение элементов разных стилей Востока, как Китая и Японии, так и искусство Ирландии, Византии».
Учитель - Из всего этого сделаем вывод, что ар нуво – Идет слайд 8:
«Ар нуво – « новое искусство» - это стиль природы, стиль цветов и женщин.
Характеристика:
- отказ от прямых линий и углов.
- стилизованные растительные узоры, фантастические цветы.
- смешение разных стилей.
Показ слайда работ Ар нуво и объяснение учителя:
Этот стиль природы, стиль цветов и женщин. Его орнаменты основаны на волнистых, изгибающихся линиях, напоминающих лилии, волны, ирисы, орхидеи. Прародителем классического орнамента ар нуво был Уильямс Моррис – английский ремесленник и художник. Именно он впервые применил принцип художественного единства всех элементов предметно – пространственной среды. Новый стиль возник одновременно во многих европейских странах. Источником идей для художников ар нуво была природа, а наиболее распространенной темой стали бутоны – как символ зарождающейся жизни.
Учитель - Теперь давайте рассмотрим другой слайд 9 на котором есть предметы быта, выполненные в два стиля дизайна в декоративно-прикладном искусстве и назовем их.
Идет слайд.
Учитель: прежде чем приступить к работе давайте встанем и сделаем зарядку. Идет физкультурная минутка.
Учитель – На прошлом уроке вы каждый спроектировали на небольших изделиях в стиле Ар Деко и Ар нуво. Прежде чем приступить к работе каждый из вас расскажите какой стиль декоративного дизайна вы нарисовали и чем он вам понравился?
Ученики рассказывают о своих работах.
Учитель – Приступаем к работе. Катя раздай краски и кисти.
Идет самостоятельная работа учеников. (при самостоятельных работах идет музыкальное оформление) Итоговая аттестация.
Учитель – Все вы справились с работами и в конце подведем итог.
Идет слайд 10.
«Дизайнерство объединяет в себе искусство видеть прекрасное и тонкое чувства вкуса – то, что, безусловно, есть в каждом из нас.»