Конспект зачетного урока «Страна технология» для 5 класса
Пояснительная записка к презентации
Первый урок по технологии в 5 классе
УМК Н. В. Синица, В. Д. Симоненко «Страна технология»
Учитель: Дьякова Александра Васильевна.
Тема: «Страна технология»
Цель урока: Знакомство учащихся с курсом предмета «Технология» в 5 классе.
Задачи урока:
Образовательные:
ознакомить учащихся с предметом «Технология», с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда;
сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места.
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, умение работать самостоятельно;
выделять главное в сказанном, прочитанном, увиденном;
способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления;
Воспитательные:
воспитывать любовь к рукоделию, прививая навыки культуры труда и аккуратности;
содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;
Планируемые результаты:
Предметные:
Способствовать запоминанию основной терминологии
Способствовать формированию и развитию умений и навыков выполнения ручных работ.
приучать к аккуратности при выполнении ручных работ
Метапредметные: формируемые УУД
Регулятивные УУД (организация собственной деятельности):
выявление готовности к уроку
освоить теоретические знания техники ручного шитья
восприятие и осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
формирование умения учиться высказывать своё предположение, формулировать свои мысли в устной форме
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения слушать и понимать других, работать в парах, в группах
отличать верно, выполненное задание от неверного
осуществлять самоконтроль
совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке
Познавательные УУД (умения результативно мыслить и работать с информацией):
активное слушание учителя
активизация имевшихся ранее знаний
развитие и углубление потребностей в учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и т.д.
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
делать выводы в результате совместной работы учителя и класса
Коммуникативные УУД (умение общаться и взаимодействовать с людьми)
активное слушание собеседника;
строить высказывания понятные для собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения.
слушать и понимать речь других, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;
учиться работать в паре, в группе
Личностные УУД:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Оборудование и материалы: учебники, тетради, письменные принадлежности, карточки - задания, презентация, образцы работ, инструктажи по охране труда.
Тип урока - урок освоения новых знаний
Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая
Методы: словесные - беседа, дискуссия; наглядные - демонстрация
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Приёмы, УУД |
1. Организационный момент |
Активация учащихся. |
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? |
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Посмотрите на экран. (слайд № 2). Что вы видите? Правильно, это различные материалы. Что можно с ними сделать? Девочки старших классов на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия! К тому же, эти поделки занимали призовые места на конкурсах в нашем районе. Давайте посмотрим на них (слайд № 3-10). Красиво? Можно их назвать мастерами своего дела? Думаю, у вас также есть желание стать настоящими мастерами своего дела? Новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно! Не желаете ли узнать, что это за предмет? С чем мы познакомимся? Какие задачи поставим перед собой? Чему научимся? |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. |
Регулятивные: целеполагание; планирование. |
3.Актуализация знаний. |
Выявить уровень знаний и систематизировать их. |
Попробуйте отгадать мои загадки:
Шагает мастерица По шёлку да по ситцу.
У иголочки подружка К ней привязана за ушко. След в след за нею ходит Узорчики выводит… (нитка)
Тут и там, везде есть я, и такая разноцветная... Из меня одежду шьют, на диван обивку вьют. Кто такая догадались? (ткань)
На чем мы пишем что-нибудь, На чем мы любим рисовать, Что можно скомкать и согнуть И даже трубочкой свернуть? А ну, попробуй угадать! (бумага)
Есть он жидкий, есть он твердый, есть горячий и холодный. Белый есть и есть прозрачный, отгадаешь однозначно, Если расскажу, что он все соединит кругом… (клей)
Ребята, а как мы назовем человека, который сможет сделать из всех этих материалов поделку? Правильно. Мастер. Знаете ли вы, что когда вы что – либо делаете, вы становитесь мастером, создателем чего – либо нового, эксклюзивного… |
Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: осознание своих возможностей. |
4.Первичное усвоение новых знаний. |
Организовать осмысленное восприятие новой информации |
Давайте заглянем в энциклопедию и узнаем, а кого называют мастером? Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло. Стать мастерами вам поможет предмет «Технология». Давайте опять обратимся за помощью к энциклопедии. Что такое «Технология? Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») —совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве. С чем мы должны еще сегодня познакомиться? Правильно, это наш учебник. Прочитайте, кто является автором. Авторы: В. Н. Синица, В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. Внизу, под обращением стоят какие-то знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения. Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения. Давайте откроем раздел «Содержание». Посмотрите, сколько нового нам предстоит изучить, сколько всего освоить. Теперь перейдем к вашему рабочему месту. Что же это такое? Рабочее место закрепляется за каждым на целый год. За ним вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке. Самое основное, что необходимо соблюдать в мастерской – это правила безопасности. А теперь совершим небольшую экскурсию в мастерской, с указанием опасных факторов. Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать! Задание: вставить пропущенные слова в правилах (слайд 11-13).
1. На урок приходить вовремя. 2. В учебную мастерскую входить только со звонком. 3. На урок приходить подготовленным: а) с собой иметь письменные принадлежности, дневник, тетрадь, учебное пособие; б) спецодежда (халат, фартук, очки). 4. После звонка занять своё рабочее место. Соблюдать дисциплину во время урока. 5. Своё рабочее место содержать в чистоте и порядке. Не загромождать проходы сумками и портфелями. 6. Соблюдать правила пожарной безопасности. 7. Соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы. 8. Соблюдать правила поведения в учебной мастерской. 9. Соблюдать правила электробезопасности: а) запрещается самовольно вкл/выкл центральный электрощит; б) запрещается использовать электроустановки без разрешения учителя; в) запрещается использовать бытовые электроприборы без разрешения учителя (выжигатели, телефоны, дрели и т.д.) 10. По территории мастерской передвигаться только шагом, не менять рабочее место без разрешения учителя. 11. Инструменты и приспособления использовать только по назначению. 12. Во время урока запрещается: а) разговаривать; б) находиться вне рабочего места; 13. По окончанию практической части урока: а) убрать рабочее место и мастерскую; б) инструменты и приспособления положить на место или сдать учителю; в) готовое изделие или заготовку сдать учителю на проверку. 14. Обо всех правонарушениях сообщать учителю.
Первый раздел, который мы с вами начнем изучать – это один из самых интересных, и называется он …, правильно – Кулинария (слайд № 14). На этих уроках, мы с вами должны овладеть необходимыми навыками для работы с различными продуктами, посудой.
• Правила приготовления блюд; • Свойства продуктов.
• Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
Для подачи готовых блюд на стол нужна столовая и чайная посуда, столовые приборы.
|
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.
Ответы детей.
Запись в тетрадях.
Ответы детей.
|
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5. Первичная проверка понимания. |
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. |
Мы сегодня много узнали, давайте проверим себя, хорошо ли мы усвоили полученный материал? |
Выбирают самостоятельно варианты работы. |
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. Познавательные: применять полученные знания. |
6. Первичное закрепление. |
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. |
ЗАДАНИЕ: назвать правильно виды столовых приборов (слайд № 20-22). |
Осуществляют учебные действия по намеченному плану. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. |
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. |
Проверка задания. |
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Организовать обсуждение и запись домашнего задания |
1. Повторить правила. 2. Нарисовать интерьер мастерской по теме: «Какой бы я хотела видеть школьную мастерскую».
|
Записывают домашнее задание |
Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
9.Рефлексия деятельности |
1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
я научилась… было интересно… теперь я могу… было трудно… меня удивило… мне захотелось… в дальнейшем мне….. Дорогие девочки, я хочу, что бы все умения и навыки, которые вы приобрели, на уроках доставляли вам радость и обеспечивали успешность вашей работы сейчас и в будущем. Желаю, что бы вас всегда благодарили ваши близкие и родные, за домашние дела, сделанные с любовью и прилежно. |
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Приложение 1
1. На урок приходить вовремя.
2. В учебную мастерскую входить только со звонком.
3. На урок приходить подготовленным: а) с собой иметь письменные принадлежности, дневник, тетрадь, учебное пособие; б) спецодежда (халат, фартук, очки).
4. После звонка занять своё рабочее место. Соблюдать дисциплину во время урока.
5. Своё рабочее место содержать в чистоте и порядке. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
6. Соблюдать правила пожарной безопасности.
7. Соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы.
8. Соблюдать правила поведения в учебной мастерской.
9. Соблюдать правила электробезопасности: а) запрещается самовольно вкл/выкл центральный электрощит; б) запрещается использовать электроустановки без разрешения учителя; в) запрещается использовать бытовые электроприборы без разрешения учителя (выжигатели, телефоны, дрели и т.д.)
10. По территории мастерской передвигаться только шагом, не менять рабочее место без разрешения учителя.
11. Инструменты и приспособления использовать только по назначению.
12. Во время урока запрещается: а) разговаривать; б) находиться вне рабочего места; в) сдувать стружку с верстака.
13. По окончанию практической части урока: а) убрать рабочее место и мастерскую; б) инструменты и приспособления положить на место или сдать учителю; в) готовое изделие или заготовку сдать учителю на проверку.
14. Обо всех правонарушениях сообщать учителю.
1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
• Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
• Проверить исправность кухонного инвентаря.
• Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
• Включить вытяжную вентиляцию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
• Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик.
• Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки.
• Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
• Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком. • Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
• При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
• Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
• Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
• Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
• При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.
• При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
• В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
• Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
• Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
• Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
• Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.
Страна технология
PPTX / 20.55 Мб
Презентация к уроку "Страна технология"