12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дьякова Александра Васильевна23
2

Конспект зачетного урока «Страна технология»



Первый урок по технологии в 5 классе 
УМК Н. В. Синица, В. Д. Симоненко
 «Страна технология»

Учитель: Дьякова Александра Васильевна.

Тема: «Страна технология»

Цель урока: Знакомство учащихся с курсом предмета «Технология» в 5 классе.

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомить учащихся с предметом «Технология», с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда; 

сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места.

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, умение работать самостоятельно;

выделять главное в сказанном, прочитанном, увиденном;

способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления;

Воспитательные:

воспитывать любовь к рукоделию, прививая навыки культуры труда и аккуратности;

содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;


 

Планируемые результаты:

Предметные:

Способствовать запоминанию основной терминологии 

Способствовать формированию и развитию умений и навыков выполнения ручных работ.

приучать к аккуратности при выполнении ручных работ

 

Метапредметные: формируемые УУД

Регулятивные УУД (организация собственной деятельности):

выявление готовности к уроку

освоить теоретические знания техники ручного шитья

восприятие и осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

формирование умения учиться высказывать своё предположение, формулировать свои мысли в устной форме

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения слушать и понимать других, работать в парах, в группах

отличать верно, выполненное задание от неверного

осуществлять самоконтроль

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

 

Познавательные УУД (умения результативно мыслить и работать с информацией):

активное слушание учителя

активизация имевшихся ранее знаний

развитие и углубление потребностей в учебно-познавательной деятельности

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и т.д.

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

делать выводы в результате совместной работы учителя и класса

 

Коммуникативные УУД (умение общаться и взаимодействовать с людьми)

активное слушание собеседника;

строить высказывания понятные для собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения.
слушать и понимать речь других, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;

учиться работать в паре, в группе

 

Личностные УУД:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование и материалы: учебники, тетради, письменные принадлежности, карточки - задания, презентация, образцы работ, инструктажи по охране труда.

Тип урока - урок освоения новых знаний

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая

Методы: словесные - беседа, дискуссия; наглядные - демонстрация

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Посмотрите на экран. (слайд № 2). Что вы видите? Правильно, это различные материалы. Что можно с ними сделать? Девочки старших классов на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия! К тому же, эти поделки занимали призовые места на конкурсах в нашем районе. Давайте посмотрим на них (слайд № 3-10). Красиво? Можно их назвать мастерами своего дела? Думаю, у вас также есть желание стать настоящими мастерами своего дела? Новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно! Не желаете ли узнать, что это за предмет? С чем мы познакомимся? Какие задачи поставим перед собой? Чему научимся?

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Попробуйте отгадать мои загадки:

 

Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу.
Как мал её шажок! Зовётся он — стежок…(иголка)  

 

У иголочки подружка

К ней привязана за ушко.

След в след за нею ходит

Узорчики выводит… (нитка)

 

Тут и там, везде есть я, и такая разноцветная... Из меня одежду шьют, на диван обивку вьют.

Кто такая догадались? (ткань)

 

На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать! (бумага)

 

Есть он жидкий, есть он твердый, есть горячий и холодный.

Белый есть и есть прозрачный, отгадаешь однозначно,

Если расскажу, что он все соединит кругом… (клей)

 

Ребята, а как мы назовем человека, который сможет сделать из всех этих материалов поделку? Правильно. Мастер. Знаете ли вы, что когда вы что – либо делаете, вы становитесь мастером, создателем чего – либо нового, эксклюзивного…

Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Давайте заглянем в энциклопедию и узнаем, а кого называют мастером? Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.

Стать мастерами вам поможет предмет «Технология». Давайте опять обратимся за помощью к энциклопедии. Что такое «Технология? Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умениеλόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») —совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве. 

С чем мы должны еще сегодня познакомиться? Правильно, это наш учебник. Прочитайте, кто является автором. Авторы: В. Н. Синица, В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. Внизу, под обращением стоят какие-то знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения. Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения. Давайте откроем раздел «Содержание». Посмотрите, сколько нового нам предстоит изучить, сколько всего освоить.

Теперь перейдем к вашему рабочему месту. Что же это такое? Рабочее место закрепляется за каждым на целый год. За ним вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.

Самое основное, что необходимо соблюдать в мастерской – это правила безопасности.

А теперь совершим небольшую экскурсию в мастерской, с указанием опасных факторов.

Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

Задание: вставить пропущенные слова в правилах (слайд 11-13).

 

1. На урок приходить вовремя.

2. В учебную мастерскую входить только со звонком.

3. На урок приходить подготовленным: а) с собой иметь письменные принадлежности, дневник, тетрадь, учебное пособие; б) спецодежда (халат, фартук, очки).

4. После звонка занять своё рабочее место. Соблюдать дисциплину во время урока.

5. Своё рабочее место содержать в чистоте и порядке. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

6. Соблюдать правила пожарной безопасности.

7. Соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы.

8. Соблюдать правила поведения в учебной мастерской.

9. Соблюдать правила электробезопасности: а) запрещается самовольно вкл/выкл центральный электрощит; б) запрещается использовать электроустановки без разрешения учителя; в) запрещается использовать бытовые электроприборы без разрешения учителя (выжигатели, телефоны, дрели и т.д.)

10. По территории мастерской передвигаться только шагом, не менять рабочее место без разрешения учителя.

11. Инструменты и приспособления использовать только по назначению.

12. Во время урока запрещается: а) разговаривать; б) находиться вне рабочего места;

13. По окончанию практической части урока: а) убрать рабочее место и мастерскую; б) инструменты и приспособления положить на место или сдать учителю; в) готовое изделие или заготовку сдать учителю на проверку.

14. Обо всех правонарушениях сообщать учителю.

 

Первый раздел, который мы с вами начнем изучать – это один из самых интересных, и называется он …, правильно – Кулинария (слайд № 14). На этих уроках, мы с вами должны овладеть необходимыми навыками для работы с различными продуктами, посудой. 
Как вы считаете, какими необходимыми знаниями, умениями и навыками (ЗУН) мы должны овладеть на уроках кулинарии?


• Правила сервировки стола;

• Правила приготовления блюд;

• Свойства продуктов.


Правильно. Но мы не можем приступить к изучению новой темы, пока не ознакомимся с основными правилами безопасной работы при выполнении кулинарных работ (детям раздаются листы, которые они должны вклеить в тетради, после чего зачитываются правила безопасности):
1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
• Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
• Проверить исправность кухонного инвентаря.
• Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
• Включить вытяжную вентиляцию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
• Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик. 
• Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки. 
• Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
• Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.

• Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
• При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
• Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
• Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
• Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
• При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.
• При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
• В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
• Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
• Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
• Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
• Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.


Что же такое «Кулинария»? Давайте снова обратимся к словарю. Кулинария — это совокупность способов приготовления из минералов и продуктов растительного и животного происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека. А где мы будем готовить? Правильно, на кухне. Давайте запишем, что такое кухня. Кухня – специально оборудованное помещение, служащее для приготовления пищи (слайд № 15).

Для подачи готовых блюд на стол нужна столовая и чайная посуда, столовые приборы.
Как вы думаете, что у нас относится к столовым приборам? 
К столовым приборам относятся ножи, вилки, ложки. В зависимости от назначения они могут иметь различную форму и размер. Например: 
• Ложки бывают столовые, десертные, чайные, кофейные, для соли и др. 
• Вилки бывают столовые, десертные, для рыбы, для фруктов; 
• Ножи – столовые, десертные, для масла, для рыбы, для фруктов (слайд № 17-19).

 

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ответы детей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Запись в тетрадях.


 


 

Ответы детей.



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Мы сегодня много узнали, давайте проверим себя, хорошо ли мы усвоили полученный материал?

Выбирают самостоятельно варианты работы.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. Познавательные: применять полученные знания.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

ЗАДАНИЕ: назвать правильно виды столовых приборов (слайд № 20-22).

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. 
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Проверка задания.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

1. Повторить правила. 

2. Нарисовать интерьер мастерской по теме: «Какой бы я хотела видеть школьную мастерскую».

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

я научилась…

было интересно…

теперь я могу…

было трудно…

меня удивило…

мне захотелось…

в дальнейшем мне…..

Дорогие девочки, я хочу, что бы все умения и навыки, которые вы приобрели, на уроках доставляли вам радость и обеспечивали успешность вашей работы сейчас и в будущем. Желаю, что бы вас всегда благодарили ваши близкие и родные, за домашние дела, сделанные с любовью и прилежно.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

 


 


 


 


 

Приложение 1


 


 

1. На урок приходить вовремя.

2. В учебную мастерскую входить только со звонком.

3. На урок приходить подготовленным: а) с собой иметь письменные принадлежности, дневник, тетрадь, учебное пособие; б) спецодежда (халат, фартук, очки).

4. После звонка занять своё рабочее место. Соблюдать дисциплину во время урока.

5. Своё рабочее место содержать в чистоте и порядке. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

6. Соблюдать правила пожарной безопасности.

7. Соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы.

8. Соблюдать правила поведения в учебной мастерской.

9. Соблюдать правила электробезопасности: а) запрещается самовольно вкл/выкл центральный электрощит; б) запрещается использовать электроустановки без разрешения учителя; в) запрещается использовать бытовые электроприборы без разрешения учителя (выжигатели, телефоны, дрели и т.д.)

10. По территории мастерской передвигаться только шагом, не менять рабочее место без разрешения учителя.

11. Инструменты и приспособления использовать только по назначению.

12. Во время урока запрещается: а) разговаривать; б) находиться вне рабочего места; в) сдувать стружку с верстака.

13. По окончанию практической части урока: а) убрать рабочее место и мастерскую; б) инструменты и приспособления положить на место или сдать учителю; в) готовое изделие или заготовку сдать учителю на проверку.

14. Обо всех правонарушениях сообщать учителю.

 


 


 


 


 

Приложение 2


 

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
• Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
• Проверить исправность кухонного инвентаря.
• Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
• Включить вытяжную вентиляцию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
• Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик. 
• Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки. 
• Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
• Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком. • Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
• При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
• Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
• Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
• Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
• При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.
• При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
• В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
• Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
• Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
• Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
• Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.

Страна технология
PPTX / 20.55 Мб

Презентация к уроку "Страна технология"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.