Конспект зачетного урока «Страна технология» для 5 класса

2
0
Материал опубликован 21 April 2019

Пояснительная записка к презентации

Первый урок по технологии в 5 классе 
УМК Н. В. Синица, В. Д. Симоненко
 «Страна технология»

Учитель: Дьякова Александра Васильевна.

Тема: «Страна технология»

Цель урока: Знакомство учащихся с курсом предмета «Технология» в 5 классе.

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомить учащихся с предметом «Технология», с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда; 

сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места.

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, умение работать самостоятельно;

выделять главное в сказанном, прочитанном, увиденном;

способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления;

Воспитательные:

воспитывать любовь к рукоделию, прививая навыки культуры труда и аккуратности;

содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;


 

Планируемые результаты:

Предметные:

Способствовать запоминанию основной терминологии 

Способствовать формированию и развитию умений и навыков выполнения ручных работ.

приучать к аккуратности при выполнении ручных работ

 

Метапредметные: формируемые УУД

Регулятивные УУД (организация собственной деятельности):

выявление готовности к уроку

освоить теоретические знания техники ручного шитья

восприятие и осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

формирование умения учиться высказывать своё предположение, формулировать свои мысли в устной форме

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения слушать и понимать других, работать в парах, в группах

отличать верно, выполненное задание от неверного

осуществлять самоконтроль

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

 

Познавательные УУД (умения результативно мыслить и работать с информацией):

активное слушание учителя

активизация имевшихся ранее знаний

развитие и углубление потребностей в учебно-познавательной деятельности

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и т.д.

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

делать выводы в результате совместной работы учителя и класса

 

Коммуникативные УУД (умение общаться и взаимодействовать с людьми)

активное слушание собеседника;

строить высказывания понятные для собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения.
слушать и понимать речь других, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;

учиться работать в паре, в группе

 

Личностные УУД:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование и материалы: учебники, тетради, письменные принадлежности, карточки - задания, презентация, образцы работ, инструктажи по охране труда.

Тип урока - урок освоения новых знаний

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая

Методы: словесные - беседа, дискуссия; наглядные - демонстрация

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Посмотрите на экран. (слайд № 2). Что вы видите? Правильно, это различные материалы. Что можно с ними сделать? Девочки старших классов на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия! К тому же, эти поделки занимали призовые места на конкурсах в нашем районе. Давайте посмотрим на них (слайд № 3-10). Красиво? Можно их назвать мастерами своего дела? Думаю, у вас также есть желание стать настоящими мастерами своего дела? Новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно! Не желаете ли узнать, что это за предмет? С чем мы познакомимся? Какие задачи поставим перед собой? Чему научимся?

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Попробуйте отгадать мои загадки:

 

Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу.
Как мал её шажок! Зовётся он — стежок…(иголка)  

 

У иголочки подружка

К ней привязана за ушко.

След в след за нею ходит

Узорчики выводит… (нитка)

 

Тут и там, везде есть я, и такая разноцветная... Из меня одежду шьют, на диван обивку вьют.

Кто такая догадались? (ткань)

 

На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать! (бумага)

 

Есть он жидкий, есть он твердый, есть горячий и холодный.

Белый есть и есть прозрачный, отгадаешь однозначно,

Если расскажу, что он все соединит кругом… (клей)

 

Ребята, а как мы назовем человека, который сможет сделать из всех этих материалов поделку? Правильно. Мастер. Знаете ли вы, что когда вы что – либо делаете, вы становитесь мастером, создателем чего – либо нового, эксклюзивного…

Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Давайте заглянем в энциклопедию и узнаем, а кого называют мастером? Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.

Стать мастерами вам поможет предмет «Технология». Давайте опять обратимся за помощью к энциклопедии. Что такое «Технология? Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умениеλόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») —совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве. 

С чем мы должны еще сегодня познакомиться? Правильно, это наш учебник. Прочитайте, кто является автором. Авторы: В. Н. Синица, В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. Внизу, под обращением стоят какие-то знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения. Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения. Давайте откроем раздел «Содержание». Посмотрите, сколько нового нам предстоит изучить, сколько всего освоить.

Теперь перейдем к вашему рабочему месту. Что же это такое? Рабочее место закрепляется за каждым на целый год. За ним вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.

Самое основное, что необходимо соблюдать в мастерской – это правила безопасности.

А теперь совершим небольшую экскурсию в мастерской, с указанием опасных факторов.

Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

Задание: вставить пропущенные слова в правилах (слайд 11-13).

 

1. На урок приходить вовремя.

2. В учебную мастерскую входить только со звонком.

3. На урок приходить подготовленным: а) с собой иметь письменные принадлежности, дневник, тетрадь, учебное пособие; б) спецодежда (халат, фартук, очки).

4. После звонка занять своё рабочее место. Соблюдать дисциплину во время урока.

5. Своё рабочее место содержать в чистоте и порядке. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

6. Соблюдать правила пожарной безопасности.

7. Соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы.

8. Соблюдать правила поведения в учебной мастерской.

9. Соблюдать правила электробезопасности: а) запрещается самовольно вкл/выкл центральный электрощит; б) запрещается использовать электроустановки без разрешения учителя; в) запрещается использовать бытовые электроприборы без разрешения учителя (выжигатели, телефоны, дрели и т.д.)

10. По территории мастерской передвигаться только шагом, не менять рабочее место без разрешения учителя.

11. Инструменты и приспособления использовать только по назначению.

12. Во время урока запрещается: а) разговаривать; б) находиться вне рабочего места;

13. По окончанию практической части урока: а) убрать рабочее место и мастерскую; б) инструменты и приспособления положить на место или сдать учителю; в) готовое изделие или заготовку сдать учителю на проверку.

14. Обо всех правонарушениях сообщать учителю.

 

Первый раздел, который мы с вами начнем изучать – это один из самых интересных, и называется он …, правильно – Кулинария (слайд № 14). На этих уроках, мы с вами должны овладеть необходимыми навыками для работы с различными продуктами, посудой. 
Как вы считаете, какими необходимыми знаниями, умениями и навыками (ЗУН) мы должны овладеть на уроках кулинарии?


• Правила сервировки стола;

• Правила приготовления блюд;

• Свойства продуктов.


Правильно. Но мы не можем приступить к изучению новой темы, пока не ознакомимся с основными правилами безопасной работы при выполнении кулинарных работ (детям раздаются листы, которые они должны вклеить в тетради, после чего зачитываются правила безопасности):
1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
• Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
• Проверить исправность кухонного инвентаря.
• Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
• Включить вытяжную вентиляцию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
• Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик. 
• Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки. 
• Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
• Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.

• Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
• При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
• Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
• Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
• Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
• При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.
• При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
• В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
• Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
• Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
• Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
• Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.


Что же такое «Кулинария»? Давайте снова обратимся к словарю. Кулинария — это совокупность способов приготовления из минералов и продуктов растительного и животного происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека. А где мы будем готовить? Правильно, на кухне. Давайте запишем, что такое кухня. Кухня – специально оборудованное помещение, служащее для приготовления пищи (слайд № 15).

Для подачи готовых блюд на стол нужна столовая и чайная посуда, столовые приборы.
Как вы думаете, что у нас относится к столовым приборам? 
К столовым приборам относятся ножи, вилки, ложки. В зависимости от назначения они могут иметь различную форму и размер. Например: 
• Ложки бывают столовые, десертные, чайные, кофейные, для соли и др. 
• Вилки бывают столовые, десертные, для рыбы, для фруктов; 
• Ножи – столовые, десертные, для масла, для рыбы, для фруктов (слайд № 17-19).

 

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ответы детей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Запись в тетрадях.


 


 

Ответы детей.



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Мы сегодня много узнали, давайте проверим себя, хорошо ли мы усвоили полученный материал?

Выбирают самостоятельно варианты работы.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. Познавательные: применять полученные знания.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

ЗАДАНИЕ: назвать правильно виды столовых приборов (слайд № 20-22).

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. 
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Проверка задания.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

1. Повторить правила. 

2. Нарисовать интерьер мастерской по теме: «Какой бы я хотела видеть школьную мастерскую».

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

я научилась…

было интересно…

теперь я могу…

было трудно…

меня удивило…

мне захотелось…

в дальнейшем мне…..

Дорогие девочки, я хочу, что бы все умения и навыки, которые вы приобрели, на уроках доставляли вам радость и обеспечивали успешность вашей работы сейчас и в будущем. Желаю, что бы вас всегда благодарили ваши близкие и родные, за домашние дела, сделанные с любовью и прилежно.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

 


 


 


 


 

Приложение 1


 


 

1. На урок приходить вовремя.

2. В учебную мастерскую входить только со звонком.

3. На урок приходить подготовленным: а) с собой иметь письменные принадлежности, дневник, тетрадь, учебное пособие; б) спецодежда (халат, фартук, очки).

4. После звонка занять своё рабочее место. Соблюдать дисциплину во время урока.

5. Своё рабочее место содержать в чистоте и порядке. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

6. Соблюдать правила пожарной безопасности.

7. Соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы.

8. Соблюдать правила поведения в учебной мастерской.

9. Соблюдать правила электробезопасности: а) запрещается самовольно вкл/выкл центральный электрощит; б) запрещается использовать электроустановки без разрешения учителя; в) запрещается использовать бытовые электроприборы без разрешения учителя (выжигатели, телефоны, дрели и т.д.)

10. По территории мастерской передвигаться только шагом, не менять рабочее место без разрешения учителя.

11. Инструменты и приспособления использовать только по назначению.

12. Во время урока запрещается: а) разговаривать; б) находиться вне рабочего места; в) сдувать стружку с верстака.

13. По окончанию практической части урока: а) убрать рабочее место и мастерскую; б) инструменты и приспособления положить на место или сдать учителю; в) готовое изделие или заготовку сдать учителю на проверку.

14. Обо всех правонарушениях сообщать учителю.

 


 


 


 


 

Приложение 2


 

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
• Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
• Проверить исправность кухонного инвентаря.
• Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
• Включить вытяжную вентиляцию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
• Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик. 
• Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки. 
• Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
• Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком. • Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
• При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
• Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
• Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
• Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
• При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.
• При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
• В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
• Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
• Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
• Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
• Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.

Страна технология
PPTX / 20.55 Мб

Презентация к уроку "Страна технология"

Предварительный просмотр презентации

«Страна технология»

На урок приходить На урок приходить вовремя. 2. В учебную мастерскую входить только со звонком. 3. На урок приходить подготовленным: а) с собой иметь письменные принадлежности, дневник, тетрадь, учебное пособие; б) спецодежда (халат, фартук, очки). 4. После звонка занять своё рабочее место. Соблюдать дисциплину во время урока. 5. Своё рабочее место содержать в чистоте и порядке. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

6. Соблюдать правила пожарной безопасности. 7. Соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы. 8. Соблюдать правила поведения в учебной мастерской. 9. Соблюдать правила электробезопасности: а) запрещается самовольно вкл/выкл центральный электрощит; б) запрещается использовать электроустановки без разрешения учителя; в) запрещается использовать бытовые электроприборы без разрешения учителя (выжигатели, телефоны, дрели и т.д.) 10. По территории мастерской передвигаться только шагом, не менять рабочее место без разрешения учителя.

11. Инструменты и приспособления использовать только по 11. Инструменты и приспособления использовать только по назначению. 12. Во время урока запрещается: а) разговаривать; б) находиться вне рабочего места; 13. По окончанию практической части урока: а) убрать рабочее место и мастерскую; б) инструменты и приспособления положить на место или сдать учителю; в) готовое изделие или заготовку сдать учителю на проверку. 14. Обо всех правонарушениях сообщать учителю.

Кулинария

Кухня – специально оборудованное помещение, служащее для приготовления пищи.

Столовые приборы – это ложка, вилка и нож. 

Ложки Столовая Десертная Чайная Кофейная

Вилки Столовая Десертная Для рыбы Для фруктов

Ножи Столовые Десертные Для масла Для рыбы Для фруктов

Ложки Столовая Десертная Чайная Кофейная

Вилки Столовая Десертная Для рыбы Для фруктов

Ножи Столовые Десертные Для масла Для рыбы Для фруктов

Домашнее задание 1. Повторить правила.  2. Нарисовать интерьер мастерской по теме: «Какой бы я хотела видеть школьную мастерскую».

Рефлексия я научилась… было интересно… теперь я могу… было трудно… меня удивило… мне захотелось… в дальнейшем мне…..

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.