Статья «Образовательная технология "портфолио" как инструмент профессионального становления студента колледжа»

7
0
Материал опубликован 15 March 2021

Образовательная технология «портфолио» как инструмент профессионального становления студента колледжа

Провизен М.Я., преподаватель, методист

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж», Краснодар


Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в различных областях для текущей оценки общих и профессиональных компетенций или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Основной целью создания портфолио учебно-творческих работ является анализ и представление значимых результатов профессионального становления выпускника колледжа по специальности Дизайн (по отраслям), которая реализуется в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Собрание учебно-творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, фестивалях, прохождение дополнительных специальных курсов, различного рода практик даёт представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов, качестве профессиональной подготовки.

Портфолио является структурным элементом экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю ПМ 01. Творческая художественно-проектная деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки и свидетельствует о готовности выпускника колледжа к выполнению трудовых функций специалиста, указанных в профессиональном стандарте.

Ориентиром служит утвержденный профстандарт «Промышленный дизайн детской игровой среды и продукции» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2014 г. N 892н
"Об утверждении профессионального стандарта "Дизайнер детской игровой среды и продукции
"). В соответствии с профстандартом основная цель вида профессиональной деятельности: разработка методами промышленного дизайна детской игровой среды и продукции, обладающей познавательной и развивающей функциями, с учетом требований безопасности, педагогики, культурологии, эргономики и гигиены детей, а также детской возрастной физиологии и психологии.

Обобщенной трудовой функцией является: выполнение работ по разработке промышленного дизайна детской игровой среды и продукции (выполнение работ по проведению предпроектных дизайнерских исследований, выполнение работ по дизайнерской и инженерно-технической разработке и внедрению в производство детской игровой среды и продукции).

Каждый студент выпускного курса готовит собственное дизайнерское портфолио, которое отражает творческую проектную деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки и включает следующие структурные элементы.

Титульный лист портфолио. Содержит информацию об авторе - фамилия, имя, отчество студента; специальность; название образовательного учреждения; указание периода, за который представлены документы и материалы. Компоновка информации титульного листа осуществляется с фотографией, обработанной в компьютерной программе (графический редактор Photo Shop). Обязательно соблюдение принципов создания шрифтового плаката: соотношение количества фона, шрифта и изобразительных элементов. Композиционное решение листа: гармоничная композиция с соблюдением масштаба изображения, уравновешенная, ритмичная, целостная.

Резюме (CV)грамотно представляет потенциал студента (молодого специалиста), выражающийся в способности обучаться, желании достигать поставленные цели и т.д. 

- в качестве заголовка: фамилия, имя, отчество полностью

- обязательно контакты: телефоны, электронную почту, местожительства

- резюме должно быть оформлено для печати.

Живописные и/или графические работы. Авторские учебные, творческие композиции в различных материалах и разнообразных техниках (произвольный выбор студента), конкурсные работы с сертификатами (дипломами) можно с краткими пояснениями.

Курсовой проект по живописи Тема, руководитель проекта, краткие комментарии, отзыв(ы) о проекте.

Курсовой проект по профессиональному модулю ПМ 01. Например: Художественное проектирование и моделирование мягкой игрушки для детей дошкольного возраста

Тема, руководитель проекта, краткие комментарии, отзыв(ы) о проекте

Работы по композиции и художественному проектированию. Например: Основные приемы и техника изготовления вязаных кукол.

Авторские учебные, учебно-творческие работы в различных материалах и разнообразных техниках (произвольный выбор студента). Изделия, выполненные к творческим конкурсам или на мастер-классах. Например: Оформление игровых кукол для детского театра.

Фото работ (изделий), выполненных на производственной практике (макеты игрушек, батик, декорирование керамических и деревянных изделий, витраж, и др.)

Документы, свидетельствующие об участии студента в профессиональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и др.

Дизайнерское портфолио студента предоставляется в виде цифровой версии в формате pdf. и альбома распечатанных и сброшюрованных листов (ф А 3)

Цветовое решение отображает особенности восприятия цвета, осуществлена взаимосвязь колорита и технических живописных приемов; создание цветовых сочетаний, соответствующих целям дизайнерского портфолио.

Критерии оценки портфолио работ:

Креативность и стиль в оформлении портфолио

Наличие работ в соответствии с перечнем.

Поясняющие надписи и названия работ

Композиционное решение каждого листа: гармоничная композиция с соблюдением масштаба изображения , уравновешенная, ритмичная, целостная.

Высокая культура графики (использование разнообразных технических приемов проектной графики и элементов макетирования в соответствии с поставленными задачами).

Но не менее интересным оказался опыт создания коллективного портфолио выпускного курса. Это портфолио курсовых работ по профессиональному модулю ПМ.01. Творческая художественно-проектная деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки.

Страница такого портфолио содержит информацию об авторе и руководителе проекта, о процессе проектирования игрушки и полученном продукте, краткое техническое описание и фотографии этапов проектирования игрушки. Портфолио группы дает целостную картину содержания и качества подготовки выпускников специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Таким образом, дизайнерское портфолио студента является частью целостной образовательной стратегии. Технология портфолио, принципы его оценивания находятся в непосредственной связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как общие и профессиональные компетенции. Это главные векторы современного практико-ориентированного обучения, которое тесно связано с практикой и в целом имеет прикладной характер.







Использованные информационные источники

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2014 г. N 892н "Об утверждении профессионального стандарта "Дизайнер детской игровой среды и продукции"
(Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70822132/#ixzz427li0HVT)

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 
54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Реунова М.А. Т38 Технология «портфолио» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, М.А. Реунова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2011. – 113 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации