Статья «Образовательная технология "портфолио" как инструмент профессионального становления студента колледжа»
Образовательная технология «портфолио» как инструмент профессионального становления студента колледжа
Провизен М.Я., преподаватель, методист
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж», Краснодар
Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в различных областях для текущей оценки общих и профессиональных компетенций или конкурентоспособного выхода на рынок труда.
Основной целью создания портфолио учебно-творческих работ является анализ и представление значимых результатов профессионального становления выпускника колледжа по специальности Дизайн (по отраслям), которая реализуется в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Собрание учебно-творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, фестивалях, прохождение дополнительных специальных курсов, различного рода практик даёт представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов, качестве профессиональной подготовки.
Портфолио является структурным элементом экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю ПМ 01. Творческая художественно-проектная деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки и свидетельствует о готовности выпускника колледжа к выполнению трудовых функций специалиста, указанных в профессиональном стандарте.
Ориентиром служит утвержденный профстандарт «Промышленный дизайн детской игровой среды и продукции» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2014 г. N 892н
"Об утверждении профессионального стандарта "Дизайнер детской игровой среды и продукции"). В соответствии с профстандартом основная цель вида профессиональной деятельности: разработка методами промышленного дизайна детской игровой среды и продукции, обладающей познавательной и развивающей функциями, с учетом требований безопасности, педагогики, культурологии, эргономики и гигиены детей, а также детской возрастной физиологии и психологии.
Обобщенной трудовой функцией является: выполнение работ по разработке промышленного дизайна детской игровой среды и продукции (выполнение работ по проведению предпроектных дизайнерских исследований, выполнение работ по дизайнерской и инженерно-технической разработке и внедрению в производство детской игровой среды и продукции).
Каждый студент выпускного курса готовит собственное дизайнерское портфолио, которое отражает творческую проектную деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки и включает следующие структурные элементы.
Титульный лист портфолио. Содержит информацию об авторе - фамилия, имя, отчество студента; специальность; название образовательного учреждения; указание периода, за который представлены документы и материалы. Компоновка информации титульного листа осуществляется с фотографией, обработанной в компьютерной программе (графический редактор Photo Shop). Обязательно соблюдение принципов создания шрифтового плаката: соотношение количества фона, шрифта и изобразительных элементов. Композиционное решение листа: гармоничная композиция с соблюдением масштаба изображения, уравновешенная, ритмичная, целостная.
Резюме (CV)грамотно представляет потенциал студента (молодого специалиста), выражающийся в способности обучаться, желании достигать поставленные цели и т.д.
- в качестве заголовка: фамилия, имя, отчество полностью
- обязательно контакты: телефоны, электронную почту, местожительства
- резюме должно быть оформлено для печати.
Живописные и/или графические работы. Авторские учебные, творческие композиции в различных материалах и разнообразных техниках (произвольный выбор студента), конкурсные работы с сертификатами (дипломами) можно с краткими пояснениями.
Курсовой проект по живописи Тема, руководитель проекта, краткие комментарии, отзыв(ы) о проекте.
Курсовой проект по профессиональному модулю ПМ 01. Например: Художественное проектирование и моделирование мягкой игрушки для детей дошкольного возраста
Тема, руководитель проекта, краткие комментарии, отзыв(ы) о проекте
Работы по композиции и художественному проектированию. Например: Основные приемы и техника изготовления вязаных кукол.
Авторские учебные, учебно-творческие работы в различных материалах и разнообразных техниках (произвольный выбор студента). Изделия, выполненные к творческим конкурсам или на мастер-классах. Например: Оформление игровых кукол для детского театра.
Фото работ (изделий), выполненных на производственной практике (макеты игрушек, батик, декорирование керамических и деревянных изделий, витраж, и др.)
Документы, свидетельствующие об участии студента в профессиональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и др.
Дизайнерское портфолио студента предоставляется в виде цифровой версии в формате pdf. и альбома распечатанных и сброшюрованных листов (ф А 3)
Цветовое решение отображает особенности восприятия цвета, осуществлена взаимосвязь колорита и технических живописных приемов; создание цветовых сочетаний, соответствующих целям дизайнерского портфолио.
Критерии оценки портфолио работ:
Креативность и стиль в оформлении портфолио
Наличие работ в соответствии с перечнем.
Поясняющие надписи и названия работ
Композиционное решение каждого листа: гармоничная композиция с соблюдением масштаба изображения , уравновешенная, ритмичная, целостная.
Высокая культура графики (использование разнообразных технических приемов проектной графики и элементов макетирования в соответствии с поставленными задачами).
Но не менее интересным оказался опыт создания коллективного портфолио выпускного курса. Это портфолио курсовых работ по профессиональному модулю ПМ.01. Творческая художественно-проектная деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки.
Страница такого портфолио содержит информацию об авторе и руководителе проекта, о процессе проектирования игрушки и полученном продукте, краткое техническое описание и фотографии этапов проектирования игрушки. Портфолио группы дает целостную картину содержания и качества подготовки выпускников специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Таким образом, дизайнерское портфолио студента является частью целостной образовательной стратегии. Технология портфолио, принципы его оценивания находятся в непосредственной связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как общие и профессиональные компетенции. Это главные векторы современного практико-ориентированного обучения, которое тесно связано с практикой и в целом имеет прикладной характер.
Использованные информационные источники
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2014 г. N 892н "Об утверждении профессионального стандарта "Дизайнер детской игровой среды и продукции"
(Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70822132/#ixzz427li0HVT)
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Реунова М.А. Т38 Технология «портфолио» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, М.А. Реунова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2011. – 113 с.