Статья «Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий»

0
0
Материал опубликован 5 April 2022 в группе

Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий

В ХХI в. составляющей профессионального образования является высокий уровень профессиональной компетенции выпускников, нормативно обоснованный в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.», «Национальной доктрине образования до 2025г.».

Профессиональное образование отвечает за качество выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма; знаний новых информационных технологий; способности самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития, соответствуя требованиям времени. Ведь от направленности и эффективности образования зависят перспективы развития человечества. Профессиональное образование – процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Профессиональное образование решается в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления. Целенаправленная деятельность в профессиональном становлении студентов является важной составной частью образовательных учреждений.

Период профессиональной подготовки, вхождение в профессиональную деятельность является одним из важных этапов формирования личности и характеризуется не только активным овладением профессиональных знаний, но и существенными изменениями в ценностных ориентациях учащейся молодежи [2, с. 52]. Корпоративный профессиональный стандарт задает основные требования организаций к персоналу - не только к знаниям, умениям и навыкам, но и к психофизиологическим качествам, медицинским ограничениям и другим параметрам. [6, с. 51] Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов, их общественная активность, самодеятельность, ответственность. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Проблема профессионального становления является ключевым аспектом понимания места и роли студенчества в контексте федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Термин «профессиональное становление» используется достаточно широко. Профессиональное становление личности (по Э.Ф. Зееру) – это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности [1, с. 553]. В отечественных исследованиях под профессиональным становлением чаще всего понимается формирование профессиональной компетентности как процесса овладения средствами и моделями решения профессиональных задач (А.И. Мищенко, Н.В. Чекалева) [3, с. 33].

Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова В данном исследовании исследовании под профессиональным становлением понимается – «поэтапная» профессиональная подготовка студентов в контексте формирования профессиональной компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств, при усовершенствование комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности студентов. Осваивая профессиональную сферу в образовательном учреждении, студент формирует смыслы и профессионально важные качества. Профессионально важные качества будущего специалиста – это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию Педагогическая практика подтверждает, что профессионально значимые качества можно и нужно развивать. Педагогический коллектив способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности, которые являются ведущим фактором профессионального становления студенчества.

Профессиональная компетентность отдельной личности определяет ее судьбу, возможность активного включения в новую систему общественных отношений в соответствии с современными требованиями. Для анализа становления профессионала как формы активности с успехом могут использоваться приемы, сложившиеся в рамках концепций психологического анализа трудовой деятельности [5, c. 87]. Задачи учебно-воспитательного пространства конкретизируются в контексте профессиональных компетенций будущих специалистов, что позволяет эффективно развивать личностно-профессиональный ресурс студентов.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. Теоретические основы профессионального становления. М.:ПЕР СЭ; Логос., 2007. 855 с.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: 1988. С. 52.

3. Корнеев Ю.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 11. С. 33–34.

4. Машукова Н.Д. Принципы формирования профессиональных стандартов и их сопряженность с образовательными стандартами // Сред. проф. образование. 2002. № 1.

5.Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

6. Старовойт В.А., Футин В.Н. Управления персоналом // Экономика железных дорог. 2012. №1.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации