Дневник педагогической практики
41
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт детства
Кафедра педагогики и методики начального образования
ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ
Практика: учебно ознакомительная психологическая практика
База практики: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирск «Средняя общеобразовательная школа №11».
Сроки практики: 06.04.2015 – 19.04.2015
Выполнил студент 18 группы
Направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиля Психология и педагогика начального образования
Клейнова Светлана Сергеевна
Руководитель практики от СОШ: Директор Сальманова Разия Хусаиновна
Проверил
ФИО, должность
Новосибиркс 2015
Содержание дневника:
Студент группы ИД
Клейнова Светлана Сергеевна
Период педагогической практики 06.04.2015 – 19.04.2015
Название учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирск «Средняя общеобразовательная школа №11».
Адрес, телефон
630017 г.Новосибирск, ул.Бориса Богаткова ,187 | |
Телефон:260-39-29 email: sch_11_nsk@nios.ru | |
Директор Сальманова Разия Хусаиновна
Зам. директора по начальным классам Давыдова Светлана Владимировна
Учитель начальных классов Петрова Лилия Яковлевна
Класс 2-ой Кабинет № 223
Дата | Содержание работы на практику |
06.04 | Знакомство с администрацией, педагогами и психологом Ознакомление с учебным кабинетом Изучение программ по предмету Беседа с учителем 2-го класса Изучение классного журнала |
07.04 | Знакомство с учащимися 2-го класса Беседы с учащимися Составление и утверждение индивидуального плана Изучение расписания и звонков 2-го класса. |
08.04 | Наблюдение учащихся на уроках Посещение уроков в 2-м классе. Наблюдение за учителем на уроке. Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7) |
09.04 | Подготовка с учащимися классного часа на тему: «Час веселых конкурсов». Беседа с учителем Изучение плана классного руководителя Посещение урока учителя по предмету математика Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время. Проведение урока по окружающему миру во втором классе на тему «Формы земной поверхности. Водоемы» (Приложение 8) |
10.04 | Составление плана проведения урока по математике во втором классе Посещение классного часа и участие в его фрагменте Наблюдение за вниманием учащихся на уроке |
13.04 | Проведение самостоятельно открытого урока математика во 2-м классе на тему ««РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» (ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА») (Приложение 9) Проведение индивидуальной беседы с учеником Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы. |
14.04 | Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10) Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося |
15.04 | Проведение внеклассного мероприятия на тему: «Час веселых конкурсов» (Приложение 6) Посещение урока по рисованию во 2-м классе |
16.04 | Подведение итогов практики. Составление отчета по практике |
№ | ФИО | Дата рожденияы |
1 | Дерябина Кристина | 08.05.2006г |
2 | Жаданов Андрей | 09.03.2007г |
3 | Сукач Дима | 22.05.2006г. |
4 | Мирошниченко Коля | 03.08.2006г |
5 | Абдулгониева Вероника | 23.01.2006г |
6 | Бабкина Елена | 25.12.2006г. |
7 | Новиков Степан | 25.09.2007г |
8 | Бочкарева Света | 25.10.2007г. |
9 | Колпакова Рита | 19.10.2006г. |
10 | Демьяненко Валя | 10.12.2006г. |
11 | Солтукова Анна | 06.06.2007г |
12 | Шишкина Ульяна | 19.05.2006г |
13 | Пахомова Люба | 12.11.2007г. |
14 | Каракулина Таня | 18.05.2006г |
15 | Агаркова Наташа | 08.08.2006г |
16 | Тесленко Оля | 19.03.2006г. |
17 | Тарапатин Иван | 19.12.2006г. |
18 | Казбанова Надежда | 10.05.2007г. |
19 | Минченко Женя | 12.03.2006г |
20 | Татарникова Света | 31.01.2006г. |
Расписание звонков
на 2014-2015 учебный год
I смена II смена
8.00-8.40 | 1 урок | 13.30-14.10 |
Перемена 20 минут |
| Перемена 20 минут |
9.00-9.40 | 2 урок | 14.30-15.10 |
Перемена 20 минут |
| Перемена 20 минут |
10.00-10.40 | 3 урок | 15.30-16.10 |
Перемена 20 минут |
| Перемена 10 минут |
11.00-11.40 | 4 урок | 16.20-17.00 |
Перемена 10 минут |
| Перемена 10 мин |
11.50-12.30 | 5 урок | 17.10-17.50 |
Перемена 10 минут |
| Перемена 10 мин |
12.40-13.20 | 6 урок | 18.00-18-40 |
Перемена 10 минут |
|
|
13.30-14.10 | 7 урок |
|
Расписание звонков на субботу
9.00-9.35 | 1 урок |
Перемена 20 минут |
|
9.55-10.30 | 2 урок |
Перемена 20 минут |
|
10.50-11.25 | 3 урок |
Перемена 10 минут |
|
11.35-12.10 | 4 урок |
Перемена 10 минут |
|
12.20-12.55 | 5 урок |
Перемена 10 минут |
|
13.05-13.40 | 6 урок |
| | 2А |
Понедельник | 1 | Математика |
2 | Литерат.чтение | |
3 | Информ./хореограф. | |
4 | Хореограф./информ. | |
| | |
| | |
Вторник | 1 | Математика |
2 | Литерат.чтение | |
3 | Русский язык | |
4 | Музыка | |
5 | Окруж.мир | |
| | |
Среда | 1 | Русский язык |
2 | Математика | |
3 | Английский язык | |
4 | ИЗО | |
5 | классный час | |
| | |
Четверг | 1 | Физкультура |
2 | Математика | |
3 | Литерат.чтение | |
4 | Русский язык | |
5 | Окруж.мир | |
| | |
Пятница | 1 | Русский язык |
2 | Физкультура | |
3 | Английский язык | |
4 | Математика | |
| | |
| | |
Суббота | 1 | Русский язык |
2 | Литерат.чтение | |
3 | Интеллектика | |
4 | Технология | |
|
|
АПРЕЛЬ – «Я и Планета» Задачи: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой. | ||||
Учебно-познавательное направление | Классный час - Мои любимые уроки | 06.04 | Классный руководитель | |
Гражданско-правовое и патриотическое направление | Классный час - Человек, общество, природа | 11.04 | Классный руководитель | |
Час общения «Жить в мире с собой и другими» | апрель | Классный руководитель | | |
Художественно-эстетическое направление | Выставка творческих работ «Самоделкин» | апрель | Организаторы | |
Фестиваль творческих способностей «Созвездие талантов» | апрель | Организаторы | | |
Физкультурно-оздоровительное направление | Всемирный день здоровья | апрель | Организаторы | |
«Веселые старты» | апрель | Преподаватель физич. культуры | | |
Экологическое и трудовое направление | Акция «Здравствуй, пернатый друг» | апрель | Классный руководитель | |
Классный час – Где нас подстерегают опасности? | 16.04 | Соц. педагог, организаторы | | |
Информационное направление | Выпуск школьной газеты | апрель | Классный руководитель | |
Работа с родителями. | Родительское собрание | апрель | Классный руководитель | |
Встречи с родителями по успеваемости учащихся | В теч. мсяца | Классный руководитель | |
Дата | Содержание работы на практику |
06.04 | Знакомство с администрацией, педагогами и психологом Ознакомление с учебным кабинетом Изучение программ по предмету Беседа с учителем 2-го класса Изучение классного журнала |
07.04 | Знакомство с учащимися 2-го класса Беседы с учащимися Составление и утверждение индивидуального плана Изучение расписания и звонков 2-го класса. |
08.04 | Наблюдение учащихся на уроках Посещение уроков в 2-м классе. Наблюдение за учителем на уроке. Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7) |
09.04 | Подготовка с учащимися классного часа на тему: «Час веселых конкурсов». Беседа с учителем Изучение плана классного руководителя Посещение урока учителя по предмету математика Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время. Проведение урока по окружающему миру во втором классе на тему «Формы земной поверхности. Водоемы» (Приложение 8) |
10.04 | Составление плана проведения урока по математике во втором классе Посещение классного часа и участие в его фрагменте Наблюдение за вниманием учащихся на уроке |
13.04 | Проведение самостоятельно открытого урока математика во 2-м классе на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» (ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА») (Приложение 9) Проведение индивидуальной беседы с учеником Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы. |
14.04 | Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10) Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося |
15.04 | Проведение внеклассного мероприятия на тему: «Час веселых конкурсов» (Приложение 6) Посещение урока по рисованию во 2-м классе |
16.04 | Подведение итогов практики. Составление отчета по практике. |
Анализ
внеклассного мероприятия проведенного во 2 классе СОШ 11
Учитель начальных классов: Курганова светлана Генадьевна
Присутствовали: учащиеся 20 человек и их родители.
Место проведения: классное помещение.
Цель: Выработка чувства любви и уважения к женщине – матери.
Мероприятие началось с сообщения учителя о том, что в России объявлен День матери, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье ноября месяца. Чтобы закрепить семейные устои, особо отметились значения в нашей жизни главного человека, подарившего нам жизнь – это мать, о которой мы не должны забывать ни на минуту. Она нас вырастила, дала нам жизнь, воспитывала и продолжает воспитывать не чувствуя усталости и старости.
Слушали сообщения учителя итоги I четверти, где учитель тщательно проанализировал успеваемость и воспитанность каждого ребенка своего класса
Вторая часть мероприятия: игры, конкурсы, утренник, также были направлены на воспитательную сторону. Звучала музыка, песни о наших любимых матерей, были и стихотворения. В конце мероприятия все спели песню о матери.
Родители были довольны, получили удовольствие, дети счастливы.
Выводы и предложения:
Данное мероприятие достигло своей цели, дети получили дополнительную динамику воодушевления на прекрасную жизнь – детства.
Анализ своих уроков и внеклассных занятий
Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы образовательной системы «Школа России» под редакцией Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой.
В классе 20 учеников, из них высокий уровень обученности у 8 учеников, выше среднего у 2, средний уровень обученности у 5 учеников, низкий уровень обученности у 5 учащихся. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.
Урок, представленный вашему вниманию, предпоследний в разделе «Имена собственные»…. (Сегодня дети показали высокий уровень обученности по данной теме. Поэтому заключительный урок будет проведен в форме диктанта.)
Тема: «Заглавная буква в географических названиях».
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования и проверки умения писать имена собственные с заглавной буквы.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Умеют определять имена собственные;
• Умеют писать географические названия с большой буквы;
• Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.
Метапредметные:
• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;
• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).
Личностные:
• Осознают роль языка в речи и жизни людей;
• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.
Тип урока: Урок изучение нового
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего здания. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап – словарная работа в форме ребусов. Учащиеся с интересом писали слова, разделяя их на группы: имена собственные и нарицательные. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока.
Третий этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.
Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся записали известные им географические названия.
На данном этапе основные формы работы – индивидуальная и фронтальная. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ
Дата | Деятельность студента, результаты выполнения, наблюдения, выводы (заполняется студентом) | Пожелания, замечания, анализ проведенной работы. Отметка о выполнении заданий (заполняется учителем и преподавателем вуза, заверяется подписью). |
06.04 | В первый дь практики я познакомилась с базой практики, а именно знакомство с администрацией школы, педагогическим составом, психологом, мед работником, логопедом. Учитель начальных классов показала мне учебный кабинет, где проходят занятия, и сказала, чмне, что это рабочее место для моей практики. Предоставила мне для ознакомления учебную программу для начальных классов, для того, чтобы я при составлении плана практики ориентировалась на нее. Так же сегодня я познакомилась с детьми 2-го класса, с которыми буду проходить практику. Я провела беседу учащимися, представилась, познакомилась. И последним моментом сегоднешнего дня было знакомствор с журналом. Я считаю, что день пролшем плодотворно и хорошо, мне все очень понравилось | |
07.04 | Мой день сегодня начался с общения с детьми, с целью знакомства и закрепления отношений. Я проводила беседы с учащимися, на которых пыталась узнать казждого, для дальнейшей работы. Главным моментом сегоднешнего дня у меня было составление индивидуального плана на весь период практики. Я изучила рассписание 2-го класса и расписание звонков. | |
08.04 | Сегодня 08.04 я посетила, укори во 2-м классе, провела наблюдение за учащимися и учителем на уроках. Составила протакол наблюдения. Цель наблюдения за учителем была следующая: как учитель на уроке использует вербальные и невербальные оценки. Мною было выявлено, что педагог часто использует на уроке как вербальные, так и невербальные оуенки, и в основном это положительные оценки. Так же мною сегодня была составлена общая психолого-педагогическая характеристика на 2-й класс. (Приложение 7) | |
09.04 | Сегодня 09.04 я пол дня посвятила подготовки к внеклассному мероприятию, которое запланировала провести с учащимися 2-го класса на тему: «Час веселых конкурсов». После составления плана мероприятия ч провела беседу с учителем, посоветовалась с ним, все ли я правильно делаю. Сегодня так же я изучила план внеклассной работы учителя на месяц. Посетила урок математики Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время. Проведение урока по окружающему миру во втором классе на тему «Формы земной поверхности. Водоемы» (Приложение 8) | |
10.04 | Сегодня я составила конспект урока по математике, который планирую провести самостоятельно с учащимися 2-го класса. После уроком я посетила внеклассное мероприятие проведенное учителем в классе, и составила анализ этого мероприятия. Также посетила урок русского языка, на котором провела наблюдение за вниманием учащимися и запротоколировала это. | |
13.04 | Провела самостоятельно открытый урок по математике во 2-м классе на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» (ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА») (Приложение 9). Также провела ндивидуальную беседу с учащейся 2-го класса. Заполнила протокол беседы с учащейся, это было одно из заданий практики с которым я успешно справилась. | |
14.04 | Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10) Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося | |
15.04 | Проведение внеклассного мероприятия на тему: «Час веселых конкурсов» (Приложение 6) Посещение урока по рисованию во 2-м классе | |
16.04 | Сегодня весь день я занималась составлением ответа по практике, подготовкой всех необходимых документов. Составила отчет по практике. Сделала выводы и самоанализ. | |
Методика №1.
Наблюдение за поведением учащихся на уроке и во внеурочное время
Цель наблюдения - наблюдение за детьми на уроке и во внеурочное время.
Наблюдение за учащимися организуется в соответствии со следующим планом.
Наблюдаемые – наблюдение проходило за учащимся 2-го класса, в классе присутствовало 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 8-9 лет. Все учащиеся имели приятный внешний вид. Из всего класса не было детей, которые выделялись бы не опрятным внешним видом.
Обстановка – благоприятная атмосфера присутствовала в классе, наблюдение проводилось во время урока по математике. Все дети были рассажены по местам, которые отведены для учебы. Учитиль постоянно меняла свое место, то сидела за столом, то стояла у доски, то проходила между рядами.
Поведение – урок - математики, суть урока – изучение нового материала. Все дети внимательно слушали педагога. Уровень активности на уроке - средний, т.к учитель излогал новый материал, но перед началом нового изложения новый темы, она проверила домашнее задание, дети активно приняли участие, все были готовы ответить. Симптомы тревожности наблюдались у учеников такие как:
Схема класса
Кристина Л. – 17/ Лена Л
Вера А.-1/Дима Р
Лена Р/Тома В.
Даша Д. - 8/ Люда Р
Катя Н.– 5 /Коля В
Вика У./Женя Д
Дима Л./Люда П
Надя Г/Ольга К - 6
Зоя А.– 2 /Иван К.
Рита О /Вова Р
Стол учителя
1. Нервные тики | 10. Говорит, не поднимая глаз |
2. Грызет ногти | 11. Избегает взгляда |
3. Грызет карандаш, ручку | 12.Загораживает тетрадь рукой |
4. Сосет палец | 13. Речь сбивчивая |
5. Симптом «беспокойных рук» | 14. Речь невнятная |
6. Апатия | 15. Дисграфия |
7. Двигательное возбуждение | 16. Молчание |
8. Мышечная зажатость | 17. Принес игрушку |
9. Неловок | |
Дети на перемене занимаються каждый своим делом, кто играет, кто просто сидит, кто бегает. В общем, отношения в коллективе хорошее.
Оценка включенности в наблюдаемую ситуацию – дети конечно же заметили постороннего на уроке, а учитель была предупреждена о моем присутствии.
Реакция детей на меня была нормальная, сначало некоторое время они переодически обворачивались и смотрели, некоторые стеснялись и волновались при ответах, на вопросы учителя, но потом все изменилось, как будто бы меня не замечали, урок проходил в обычном режиме.
Проанализировав документацию, на основании сведений в результате наблюдения, мною были сделаны психолого-педагогические рекомендации учителю:
Вера А. – 1, у девочки наблюдаються нервные тики, она заметно нервничает, поведение нервное, отвечает с агрессией. Рекомендации: незамедлительно нужно обратиться к врачу и психологу.
Катя Н. – 5, у девочки наблюдается синдром не спокойных рук, она постоянно ими что-то делает, нужно поговорить с ней индивидуально выяснить причину.
Ольга К, - 6, аппатия, девочка «сама не в себе», у нее спрашивают, она не отвечает (хотя по наблюдениям за прошлые наши встречи, явной аппатии не наблюдалось). Нужно переговорить с ребенком на едине, выяснить в чем проблемы, с чем они связаны.
Зоя А. – 2, девочка очень сильно грызет ногти, это отвлекает соседа. Нужно обратиться за помощью к родителям.
Кристина Л. – 17, девочка принесла с собой в школу игрушку, объясняе это, что это ее любимая игрушка и она всегда берет ее с собой. Рекомендую: показать девочку психологу.
Даша Д. – 8, у девочки двигательное возбуждение, нужно сказать родителям, чтобы они обратились к врачу и психологу.
Методика №2
Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке
Цель наблюдения - изучить характер, содержание, частоту используемых учителем оценок (вербальных и невербальных) во время урока.
Пояснительная записка
Оценка и отметка являются необходимой формой контроля.
Отметка выражается в баллах (1, 2, 3, 4, 5 или от 0 до 12 баллов).
Оценка же наряду с отметкой, позволяет решать развивающие и обучающие задачи, так как:
Может быть выражена вербально (при помощи слов) и невербально (при помощи жестов, мимики, прикосновений, тона голоса и т. д.)
Учитывает индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Учитывает разные каналы восприятия учащихся (зрительные, слуховые, тактильные).
Зависит от индивидуальных особенностей учителя.
Является особенно важной для учащихся, нуждающихся в психологической поддержке.
Примеры оценок:
Вербальная позитивная (ВП) оценка: «Молодец!», «Хорошо!», «Умница!» и т. д.
Вербальная негативная (ВН) оценка: «Плохо!», «Ужас!» и т. д.
Невербальная позитивная (НП) оценка: взгляд, кивание головой, улыбка, смех, прикосновение, похлопывание по плечу и т. д.
Невербальная негативная (НН) оценка: взгляд, покачивание головой, прикосновение, регистр (высокий или низкий) голоса, выражение лица.
В таблице (протоколе) следует подробно фиксировать все оценки.
Схема наблюдения
Объект исследования: Школьники 2-го класса
Цель: Изучить характер, содержание, частоту используемых учителем оценок (вербальных и невербальных) во время урока.
Этапы работы:
1. Приготовить протокол наблюдений с таблицей.
2. Договориться с учителем о посещении его уроков.
3. Вспомнить изученные темы по курсу общей психологии: предмет психологии, принципы психологии, методы, внимание и внимательность, личность и группа, общение, оценка и отметка.
4. Заполнить протокол наблюдения
5. Обобщить данные протокола наблюдений, выявить зависимости, сделать выводы (какой вид оценки доминирует в целом на уроке и на каждом из его этапов, причины).
6. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации учителю.
Протокол наблюдений | ||||
Смена, какой урок по счету; предмет; ФИО учителя | ||||
Часть урока, время | Вербальная позитивная оценка (ВП) | Невербальная позитивная оценка (НП) | Вербальная негативная оценка (ВН) | Невербальная негативная оценка (НН) |
8.00-8.03 Орг. момент | Молодцы | Улыбка | - | - |
8.03-8.15 Проверка д/з | Молодец, умница, отлично | Прикосновение, улыбка, кивание головой | Плохо | Покачивание головой |
8.15-8.35 Объяснение нового материала | Молодец, хорошо | Прикосновение | - | - |
8.35-8.41 Закрепление | Молодец, умница, отлично | Кивание головой | - | - |
8.41-8.43 Запись д/з | Хорошо | Улыбка | - | - |
8.43-8.45 Выставление отметок | Хорошо, отлично, молодец | Кивание головой, улыбка, взгляд | Плохо, отвратительно | Повышение голоса |
Всего оценок | 13 | 12 | 3 | 2 |
Заключение:
Анализирую наблюдение за учителем на уроке, я прищла к следующему выврду, что учитель использует на уроке вербальные и невербальные оценки, основная доля это положительные оценки, как вербальные, так и невербальные, но все таки и встречаються в процессе урока и негативные оценки, в сторону учащихся, которые отвлекаються и не слушают учителя.
Учитель на протежение урока очень часто хвалит детей за выполненные ими задания, это дает стимул для сторания.
Методика №3
Наблюдение за вниманием учащихся на уроке
Цель наблюдения - изучение особенностей проявления внимания на уроке, определение приемов, стимулирующих развитие отдельных свойств внимания.
План наблюдения
Наблюдение за мобилизацией внимания в начале урока. Приемы, используемые для этого учителем.
Проявление видов внимания и его особенностей на разных этапах урока: при опросе, при восприятии нового материала, при повторении.
А. Устойчивость внимания, его продолжительность. Причины отвлечения внимания.
Б. Распределение внимания на уроке и его выражение.
В. Переключение внимания. Причины, вызывающие и объясняющие его.
Г. Смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).
Проявление внимания учащихся в зависимости от содержания учебного материала (наглядность, обобщенность, сложность), от контроля учителя за работой учащихся (во время самостоятельной работы, работы с книгой, работы у доски).
Какие приемы применял учитель на разных этапах урока (замечания, призывы, угрозы, наглядность, интерес, художественное слово, богатство интонаций). Их эффективность.
Знание учителем возрастных особенностей внимания и умение управлять ими.
Эмоциональное состояние, преобладающее у учащихся в классе и у отдельных учеников). Характер активности учащихся на уроке.
Наблюдая на уроке за вниманием учащихся, исследователь фиксирует записи по схеме.
Пример заполнения схемы наблюдения за особенностями внимания учащихся на уроке (фотозапись урока)
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность наблюдаемого ученика и учащихся класса | Психологическая характеристика внимания |
8.00-8.03 Орг. момент | «Какой у нас сейчас урок?» (вопрос к классу). Учитель спрашивает ученика: «Какая у ас сегодня тема урока?» «Настя, разве ты не знаешь, что мы сейчас проходим?» «Правильно, больше не отвлекайся, Оля». Учитель делает замечание Насти и повторяет ткму урока. | Поднимают руки. Настя отвернулась в сторону. Ответ: «Урок русског языка». Поднимают руки почти все дети. Настя отвлекаеться на практикантов. Настя, встала, говорит: «Я не слышала». | Концентрация внимания. Внимание произвольное. У Оли - отвлечение внимания, вызванное присутствием посторонних. Концентрация произвольного внимания у ученика. |
8.03-8.15 Проверка д/з | Кто выполнил домашнее задание? Настя не подняла руку и учитель спросила, Настя у тебя готово домашнее задание? | Дети поднимают руки. Настя встала и говорит, да я выполнила. отвечают хором – да. Поднимают руки. | Внимание у детей произвольное. |
8.15-8.35 Объяснение нового материала | Дети, сейчас все внимательно слушаем, я буду вам рассказывать новую тему, а после буду задавать вопросы, Настя, и тебя это тоже касаеться. Витя куда ты смотришь? Посмотрите все сюда (учитель показывает картинки) | Дети слушают учителя. Витя встает и отвечает: в окно засмотрелся. Дети, смотрят все на доску | Произвольное внимание Непроизвольное внимание. Отвлеклась на свое занятие, не слушает учителя. Привлечения внимания учащихся наглядным материалом |
8.35-8.41 Закрепление | А сейчас, как я вам и говорила, будем проверять пройденный материал. Кто готов пойти к доске? Оля, а поему ты не хочешь идти к доске? | Дети слушают внимательно учителя. Поднимают руки Оля встает и отвечает: я не совсем поняла задание. | Произвольное внимание Непроизвольное внимание. |
8.41-8.43 Запись д/з | Так, дети теперь давайте запишем домашнее задание Открывайте дневники и пишем Дима, где твой дневник? Почему ты его опять забыл дома? | Слушают учителя, достаю дневники. Дима: забыл дома | Произвольное внимание Отвлеклась, занималась своими делами, поиском дневника. Непроизвольное внимание. |
ВЫВОД: проанализировав урок, я пришла к выводу, что дети отвлекаються на уроке. Учитель пытаеться привлечь внимание детей разными способами, делает замечания, показывает наглядный материал.
.
Приложение 4Методика №4
Наблюдение за учащимся в процессе беседы
Цель наблюдения - оценка особенностей ученика как субъекта общения (внешность, внешний вид, поведенческие и личностные особенности)
ФИО Захарова Настя
Возраст 8 лет
Беседа:
Начало 13-00ч.
(час, минуты)
Окончание 13-30 ч.
(час, минуты)
План наблюдения.
Вспомнить изученные темы по курсу общей психологии: метод беседы, основные требования к его проведению, личность, общение, особенности младшего школьного возраста. Договориться с учеником о времени проведения беседы, заручиться его согласием. Разработать содержание беседы: общие сведения об особенностях микросреды (семье, друзьях, классе), отношении к учебным делам, занятости во внеурочное время, интересах, увлечениях и т.д.
Приготовить протокол беседы.
Провести беседу.
Заполнить протокол сразу после проведения беседы.
Обобщить данные протокола беседы, сделать выводы (особенности ученика как субъекта общения).
Сформулировать психолого-педагогические рекомендации учителю
Протокол беседы
ФИО Ракитянская Ирина
Возраст 9 лет
Внешность:
1 – соответствует возрасту
2 – выглядит моложе
3 – выглядит старше
Вид:
1 – здоровый
2 – усталый
3 – больной
Сложение:
1 – нормальное
2 – атлетическое
3 – астеническое
4 – гиперстеническое
5 – диспропорциональное
Физические недостатки:
1 – отсутствуют
2 – малозаметные
3 – явные
Манера держать себя:
1 – свободная
2 – скованная
Наружность, одежда:
1 – аккуратная
2 – неаккуратная
3 – небрежная, неряшливая
4 – экстравагантная
Лицо:
1 – нормальное
2 – неподвижное, маскообразное
3 – малоподвижное
4 – подвижное
5 – напряженное
6 – враждебное
7 – растерянное
8 – испуганное
9 – грустное, унылое
10 – бледнеет, краснеет в зависимости от ситуации (уточнить)
11 – оживленное
Глаза:
1 – не выделяются
2 – устремлены вдаль
3 – бегающие
4 – пристально следят за собеседником
5 – избегают взгляда
6 – недоверчивый взгляд
Движения:
1 – типичные
2 – малочисленные
3 – многочисленные
4 – причудливые
Настроение:
1 – не выделяющееся
2 – грустное
3 – веселое
4 – приподнятое
Голос:
1 – не выделяющийся
2 – тихий
3 – громкий
4 – крикливый
Речь:
1 – ясная
2 – неясная
3 – медленная
4 – ускоренная
5 – нормальная (спокойная, вежливая)
6 – на вопросы отвечает:
обстоятельно
детализирует мелочи
много объясняет
7 – рассеянная
8 – болтливая
9 – литературная
10 – скудный словарь
11 – употребляет сленг
Участие в беседе:
1 – охотно поддерживает беседу
2 – неохотно беседует
3 – отвечает формально
4 – отказывается от общения
Активность:
1 – энергичный, полный сил
2 – не выделяется
3 – пассивный
Мышление:
1 – нормальное
2 – обстоятельное
3 – трудно переключается
Интеллект:
1 – средний (соответствует жизненному опыту и образованию)
2 – высокий
3 – низкий
Самооценка:
1 – адекватная (реальная)
2 – переоценивает себя
3 – недооценивает себя
Общий стиль поведения:
1 – сдержанный
2 – типичный для многих
3 – взволнованный
4 – экстраверт
5 – самоуверенный
6 – пассивный, малообщительный
7 – интроверт
8 – сомневающийся
Отношение к беседе:
1 – положительное
2 – безразличное
3 – отрицательное
4 – враждебное
Эмоции:
1 – отсутствуют
2 - стабильные
3 – быстро краснеет или бледнеет
4 – эмоционально лабильный
5 – совершенно не владеет собой
6 – эмоционально напряженный
ВЫВОД: мною была проведена беседа с девочкой Захаровой Настей, 8 лет, по результатам беседы можно сделать вывод, девочка малообщительная, плохо идет на контакт, во время бесседы была пассивна, безразлично относилась к разговору, выглядит старше своего возраста, на внешнйи вид присутствуют признаки усталости.
Психолого-педагогичекие рекомендации: с девочкой нужно поработать психологу, выяснить причины ее такого поведения.
Методика 5
План составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося
I. Общие сведения об учащемся
Фамилия, имя Воробьев Кирилл
Дата рождения 13.05.2004 г.
Общее физическое развитие – соответствует возрасту
Состояние здоровья - хорошее
Портрет учащегося.
Социально-бытовые условия жизни ребенка.
а) реальный состав семьи – семья полная (мама, папа)
б) жилищные условия семьи - благоприятные
в) профессия родителей – мама –товаровед , папа - водитель
II. Психолого-педагогическая карта школьника
Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях):
а) стиль поведения: сдержанный, типичный для многих, взволнованный, самоуверенный, пассивный, малообщительный, сомневающийся;
б) уровень учебной и внеучебной активности: инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, критик, уклоняющийся;
в) особенности коммуникативной деятельности на уроке: свободно обращается к учителю; свободно выражает собственное мнение, идеи, предложения; отвечает по собственной инициативе/только на обращение учителя; характеризуется грамотной речью, богатый словарный запас.
Особенности развития внимания (доминирующий вид внимания, способность к длительному сосредоточению внимания, развитие основных его свойств: распределения, переключения, устойчивости)
Стиль отношения со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный)
Особенности личностного развития:
а) занятость во внеурочное время, интересы;- посещает спортивные секции, увлекаеться хоккеем.
б) самооценка и уровень притязаний: завышенный, адекватный, заниженный;- уровень самооценки адекватный
в) наиболее ярко выраженные черты характера: организованный, старательный, активный, инициативный, уверенный в себе, вежливый, общительный и т.д.
Уровень школьной дезадаптации (симптомы тревожности, особенности внешних проявлений и образцов поведения, доминирующий синдром/группа синдромов). Тревожность не наблюдаеться.
III. Психолого-педагогические рекомендации педагогу
Воробье Кирилл
Особенности поведения в школе:
стиль поведения пассивный
уровень учебной и внеучебной активности - активный участник
особенности коммуникативной деятельности на уроке: свободно обращается к учителю
особенности развития внимания - способность к длительному сосредоточению внимания
стиль отношения со сверстниками - спокойно-доброжелательный
Особенности личностного развития:
занятость во внеурочное время, интересы - посещает спортивные секции
самооценка и уровень притязаний - адекватный
наиболее ярко выраженные черты характера - инициативный
.
Приложение 6
Внеклассное занятие во 2 классе.
Тема: «Час веселых конкурсов».
Форма:Игра-соревнование.
Цели:
формировать смекалку и находчивость;
развивать память, внимание, мышление и речь;
совершенствовать умение работать в группах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Конкурс *СЧИТАЙ-КА*
Задание №1
Реши веселые задачи:
Что тяжелее килограмм железа или килограмм пуха? (одинаково)
Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего человек? (трое)
Сколько лап у двух лягушек и у человека вместе? (8)
Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
Один человек шел в город, ему навстречу шли еще 2 человека. Сколько человек шло в город? (1)
В зоопарке мы стояли,
Обезьянок мы считали:
2 играли на песке, 3 уселись на доске,
А 12 спинки грели…
Посчитать вы всех успели?
Кормушку повесили дети для птиц,
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны и 6 снегирей,
Сорока-воровка,
А с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?
Задание №2
Математические ребусы:
100 рона
сторона
Р 1 на
Родина
3 тон
тритон
О 5‘ та
опята
Конкурс *ЧИТАЙ-КА*
Задание №1
Узнай и продолжи строчки:
Идет бычок, качается….
Дали туфельки слону….
Буря мглою небо кроет….
Однажды, в студеную зимнюю пору…
И сказала кочерга….
Задание №2
Узнай героя сказки:
Жила- была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше нее и на свате не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. …(Красная шапочка)
Человек был такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу. … (Карабас- Барабас)
У мужа была дочка, на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину на свете. … (Золушка)
Самый младший мальчик был очень маленького роста. Когда он родился, то был не больше пальца. … (Мальчик-с-пальчик)
Задание №3
Сочини стихотворение:
Шла корова по луне...
Стрекоза на шляпу села…
Мы спросили попугая…
Сварен суп из топора…
Конкурс *ДУМАЙ-КА*
Задание №1
Отгадай загадки:
В шубе- летом, а зимой раздетый.
Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.
Без него плачемся, а как появится- от него прячемся.
Сидит Пахом на коне верхом. Книги читает, а грамоты не знает.
Какая водица только для грамотных годится?
Зелена, а не луг. Белена, а не снег. Кудрява, а не человек.
Какую траву и слепой знает?
Горя не знает, а слезы проливает.
Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя.
Задание №2
Вспомните песни из детских кинофильмов и мультфильмов.
Задание №3
Откройте ЛЮКи:
Без этого ЛЮКа не играют в хоккей … *ЛЮ*К* (клюшка)
А в этом – гулять веселей и вольней… **ЛЮ*К* (полюшко)
Этот- в руке у Бабы-Яги… *ЛЮК* (клюка)
Этот пекут, как пекут пироги… *ЛЮ*К* (плюшка)
В этот молоко наливаем мы кошке… *ЛЮ***К* (блюдечко)
А этот с болота приносим в лукошке… *ЛЮК** (клюква)
Подведение итогов соревнования.
Приложение 7
ХАРАКТЕРИСТИКА 2 – го КЛАССА
1. В классе: 27 человек
2. Состав класса по возрасту: 8-9 лет
3. Состав класса по полу:
Девочки - 16 чел.
Мальчики -11чел.
4. Учащиеся с ослабленным здоровьем:
5. Структура класса, характеристика взаимоотношений:
Микрогруппы (из 2, 3, 4, 5 и более человек): 5
Количество микрогрупп, включающих
o Только мальчиков: 2
o Только девочек: 3
Основания для объединения в микрогруппы:
Характер отношений между группами:
Характер взаимоотношений, преобладание ценностей, нормы поведения:
Общаются не только в школе, но и за её пределами. |
Проложительное отношение к успехам в учёбе и внеучебной жизни класса и школы. |
Мальчики очень подвижные,иногда нарушают нормы поведения. |
|
Краткая характеристика лидеров:
Жинкина Варвара-отличница, любознательная, активная. стеснительная. |
Злобина Юлия-отличница,активная,внимательная,коммуникабельная. |
Количество и характеристика неактивных учащихся:
Алексеева Анна-некоммуникабельная, стеснительная, малообщительная. |
6. Традиции класса:
7. Характеристика деятельности класса. Какие виды деятельности предпочитают в классе:
8. Место класса в школе:
Осознает ли класс себя единым целым: да
Каков характер взаимоотношений класса с другими школьными объединениями: дружеский
Урок окружающего мира во 2 классе .
Тема урока : « Формы земной поверхности . Водоёмы .»
Цели урока :
дать первоначальное понятие об основных формах земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор ;
познакомить учащихся с видами водоёмов ; научить различать части реки , сравнивать реку и озеро ;
способствовать формированию экологизированного мировоззрения учащихся .
Тип урока : получение новых знаний .
Оборудование :
картинки « Холмистая равнина», «Овраг», «Горы», «Холм», «Река», «Части реки»;
карточки-задания ;
физическая карта России ;
презентация.
Ход урока :
Оргмомент .
Повторение пройденного материала .
Индивидуальная работа по карточкам .
Фронтальный опрос :
—Как называется земная поверхность, которую мы
видам вокруг? (Горизонт)
- Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (Линия горизонта.)
— Названия основных сторон горизонта. (Север, юг, запад, восток)
— Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас.)
— Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка — это путь, который путешественник проходит за 1 час:
«Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа — на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час — на восток, 2 часа на юг и З часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час — на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка Г)). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час — на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад.. И вернулся домой.
3 . Сообщение темы и целей урока .
4 . Работа по теме урока . Формы земной поверхности .
— Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора)
(Учитель вывешивает таблицу «Горы», просит детей объяснить, что это такое.)
- Горы — это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами горными хребтами.
(Дети рассматривают фотографию, произносят хором слова «горные хребты».)
- Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины.
(Учитель вывешивает на доске таблицу «Равнины». )
- Равнины бывают плоские и холмистые.
( По ходу объяснения появляется схема :
- Возвышения на равнине — это холмы. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами — это овраги.
— Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод , что это одно и то же?(Ответы детей.)
— Давайте рассмотрим схемы горы и холмы и сравним между собой. В чем их сходство? (Сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части. подошву (подножие), склоны, вершину).
(Учитель объясняет и показывает на схеме «Части холма и горы» подошву, склоны , вершину ).
- Чем отлают холм и гора? (Горы выше — холмы имеют высоту до 200 м, горы — более 200 м. В горах есть выходы скальных пород на которых ничего не растет, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.)
5 . Физкультминутка .
6 . Работа по теме урока . Какие бывают водоёмы ?
— Отгадайте загадки:
Не проедешь, не пройдешь - Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой. (Болото)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
день и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна — и горька, и солона. (Море)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море. (Река)
Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды — В нем все отражается...
Как это зеркало называется? (Пруд)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился — весной. (Ручей)
(Учитель демонстрирует картинки водоёмов.)
- Река, море, пруд, ручей, болото — что это такое? Назовите одним словом. (Водоемы.)
- Какие еще бывают водоемы? (дети называют, учитель записывает на доске.)
- На какие 2 группы можно разделить все перечисленные водоёмы ? ( Те , которые созданы природой , и те , которые создал человек.)
- То есть естественные и искусственные водоёмы . ( Дети называют , какие водоёмы относятся к естественным , какие к искусственным .)
ВОДОЁМЫ
естественные искусственные
( На доске появляется схема : )
ЧАСТИ РЕКИ
исток
русло
берега
устье
- На своем пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в нее и отдают свою воду. Они называются притоками.
- Дога дайтесь, какие притоки называются левыми, какие правыми.
7. Работа по учебнику (стр. 82)
- Попробуйте объяснить, чем река отличается от озера ? ( Река – это постоянный водоток , Озеро – это природный водоём со стоячей водой .)
8. Закрепление изученного .
- Назовите основные формы земной поверхности.
— Что такое равнина, горы, холмы, овраги? В чем сходство и различие между холмом и горой?
— Объясните, что такое подошва (подножие), вершина склон горы или холма.
— Рассмотрите фотографии на стр. 78. Под какими номерами изображены овраг, холм, гора? (Дети показывают карточки с цифрами от 1 до 3.) докажите.
— Какая форма земной поверхности в нашем крае — равнинная или гористая? Есть ли в нашем крае холмы, овраги? - Назовите части реки.
- Объясните, что такое исток, русло, берега, притоки.
- Какие водоемы относят к естественные, какие к искусственным ?
— Чем отличается река от озера?
Работа с кроссвордами .
1 . Формы земной поверхности .
По горизонтали:
2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это ... равнины.
4. У горы, у холма он бывает крутой или пологий.
6. Возвышенности на равнинах называются ...
7. Ровные или почти ровные участки земной поверхности.
9. Горы, расположенные рядами, называют ...
10. Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или
По вертикали:
1. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы).
З. Эти чудо-великаны
Носят каменные кафтаны.
Белые шапки на макушках,
До облаков достают верхушкой.
5. Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами.
8. Самая высокая часть холма или горы.
Ответы: По горизонтали: 2. Плоские. 4. Склон. б. Холмы. 7. Равнины. 9. Горные хребты. 10. Подножие.
По вертикали: 1. Холмистьте. З. Горы. 5. Овраг. 8. Вершина.
2. Водоёмы
По горизонтали:
2. К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
Родился весной.
Моря, океаны, озера, ПРУДЫ — все это
б. Огромное пространство соленой воды.
7. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончит в роднике,
А широкий — в море.
По вертикали:
1. Искусственный водоем.
4. Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды
В нем отражаются.
Как это зеркало называется?
5. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
день и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна —
И горька, и солона.
8. Выход подземных вод на поверхность, то же самое, что родник.
Ответы:
По горизонтали: 2. Ручей. 3. Водоемы. б. Океан. 7. Река.
По вертикали: 1. Пруд. 4. Озеро. 5. Море. 8. Ключ.
9 . Домашнее задание .
1. Читать учебник на стр. 76—83; уметь пересказывать .
2. Знать изученные термины уметь объяснять.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
НА КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
МАТЕМАТИКА
2 КЛАСС
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
(ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»)
КЛАСС: 2
ПРЕДМЕТ: Математика
ТЕМА УРОКА: Решение задач
ЦЕЛЬ:
Развивать умение находить задачи с недостающими и лишними данными.
ЗАДАЧИ:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Развивать умение по решению текстовых задач.
Повторить и закрепить принцип сложения и вычитания многозначных чисел,
Совершенствовать умение решать задачи,
Вырабатывать навыки устного счёта,
Формировать навык самостоятельности.
Закреплять умение строить схемы к задачам.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Прививать интерес к предмету;
Воспитывать культуру поведения на уроке.
Прививать умение оценивать свою работу путём рефлексии
Воспитывать уверенность в себе, работоспособность
- РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать познавательные способности учащихся, их мыслительную деятельность;
Развивать внимание, наблюдательность.
Развивать связную речь учащихся.
Развивать умение работать самостоятельно и в парах.
ТИП УРОКА: Закрепление пройденного материала
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Урок-путешествие в сказку
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
Учебник «Математика» 2 класс 2 часть Э.И.Александрова изд «Дрофа»2008
Тетрадь на печатной основе «Математика» 2 класс 2 часть Э.И. Александрова изд «Дрофа» 2005
ИСПОЛЬЗОВАННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
ДЛЯ УЧЕНИКА: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Конверт с заданиями, памятки по решению задач, карточки с цифрами.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: доска, маркеры, конверты с заданиями, памятка, карточки с цифрами, мультимедийная установка.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Садитесь. Повернитесь к своей паре, давайте пожелаем друг другу хорошей работы. Успехов на уроке. Приготовьте ладошки. Прикоснитесь друг к другу ладошками. Я в свою очередь тоже желаю вам хорошей работы.
Актуализация знаний.
В начале нашего урока я хочу, чтобы вы отгадали загадку.
Она прекрасна и красива,
Величава, горделива.
Злые вьюги и метели
С нею дружат с колыбели.
И совсем она не нежная,
Эта Королева…..(Снежная)
Ребята, а вы помните сказку «Снежная королева»?
А кто автор этой сказки? (Ганс-Христиан Андерсен)
В этой сказке Кай попал в беду. Его заколдовала и увезла к себе во дворец Снежная королева. Герда отправилась на поиски своего друга. Давайте, поможем Герде дойти до Снежной королевы. Ведь это трудный и долгий путь, с большими преградами и трудностями, но мы их преодолеем.
Нас ждёт с вами первое испытание. Первой, кого встретила Герда на своём пути, была старушка-цветочница. И она не соглашается отпускать Герду из своего сада до тех пор, пока мы не решим её цветочные задания.
Сейчас мы немного поработаем устно, для этого нам понадобятся карточки с цифрами, положите их перед собой. Слушайте внимательно задание и показывайте ответ с помощью карточек.
1. К трём красным тюльпанам добавили 12 желтых тюльпанов. Сколько всего тюльпанов у меня в руках? (15)
2. На клумбе росло 19 нарциссов, 8 нарциссов сорвали для букетов. Сколько нарциссов осталось на клумбе? (11)
3. В вазе стояли 15 гвоздик, 7 из них были красными. Сколько было розовых гвоздик? (8)
Какие задания мы сейчас выполняли? (Мы сейчас решали задачи)
Ещё один вопрос от старушки-цветочницы.
А что значит задача? Что мы умеем выделять в задачах? (В задачах мы умеем выделять условие и вопрос)
Сегодня мы продолжим работу над решением задач и поможет нам в этом памятка. (Вывешивание памятки на доску.)
Что значит уметь решать? Давайте вспомним, как мы работаем с задачей?
(Задачу необходимо внимательно прочитать,
Составить модель
Составить план решения,
Выполнить действие,
Сделать проверку и лишь потом
Записать ответ)
Постановка проблемы. Работа с текстом задачи
Старушка-цветочница отпустила Герду и она вновь отправилась в путь. Пройдя большое расстояние Герда устала. Присела отдохнуть. На снегу прямо перед ней прыгал большой ворон. Ворон согласился помочь Герде, если вы будете очень внимательными и выполните следующее задание.
Задание ворона над содержанием задач и умением выделять условие и вопрос.
Откройте учебники стр.11 найдите номер 17.
Нашей задачей сейчас будет прочитать задачи и найти задачи с «ловушками»
К учебному году Игорю купили 6 ручек с синей пастой, 3 ручки – с красной пастой, 4- с чёрной и 5 – с зелёной. Сколько всего ручек купили Игорю?
К учебному году Игорю купили 6 ручек с синей пастой, 3 ручки – с красной пастой, 4 – с чёрной и 5 - с зелёной Игорь разложил все ручки в 2 коробки. Сколько всего ручек купили Игорю?
К учебному году Игорю купили ручки с синей, красной, чёрной и зелёной пастой. Сколько всего ручек купили Игорю?
Что можете сказать про эти задачки? (они все про мальчика Игоря, которому купили к учебному году ручки разных цветов)
Что вы можете сказать, про первую задачу? (В задаче есть вопрос и условие.)
Что можете сказать про вторую задачу? (В задаче есть условие и ответ, но есть и лишние данные, нам не нужно знать в какое количество коробок разложил мальчик ручки)
Что можете сказать про третью задачу? (Условие не полное, не хватает данных, чтобы ответить на вопрос задачи)
Вы, оказались предельно внимательны, и ворон привёл Герду в замок к принцу и принцессе. Они выслушали Герду, прониклись к её беде. Принц и принцесса одели Герду с ног до головы, дали ей повозку с Лошадью и пару башмачков. Принц с принцессой пожелали Герде счастливого пути.
Решение типовых задач.
Путь Герды пролегал через тёмный лес, в которой она попала в плен к маленькой разбойнице и её шайке. Надо выручать. Чтобы помочь Герде, мы должны с вами решить мою сложную задачку.
Задание маленькой разбойницы.
Возьмите карточку
В беге на длинную дистанцию соревновались разбойники и я, Маленькая разбойница. Я опередила своего первого разбойника на 378 м, а второй разбойник отстал от первого разбойника– на 162 м. На сколько метров второй разбойник отстал от меня?
Какую сложную задачу задала нам разбойница, давайте попробуем составить к ней схему.
Составление схемы.
Покажите на схеме, что нужно нам найти?
Каким действием решается задача?(сложением)
Запишите решение. (378+162 = 540(м))
По подсчётам маленькой разбойницы она опередила разбойника на430 м? просигнализируйте, кто согласен? Посмотрите, как решала разбойница.
В чём же ошиблась разбойница? (Разбойница не указала при решении переполнение разрядов стрелочкой)
Настолько ошиблась разбойница? (на 110)
Как узнал? Запиши на доске.(540 – 430 =110)
Молодцы! Разбойница, осчастливленная тем, что, оказывается, она пробежала на110 м больше, чем она насчитала, отпустила Герду.
И вот наша героиня приближается к чертогам Снежной королевы.
Но чем ближе она подходила, тем сильнее были вьюги и ветры.
Чтобы помочь Герде, мы должны решить задачку от снежной королевы, тогда вьюги и ветры затихнут.
Задачка от снежной королевы
В замке снежной королевы 132 комнаты, 98 комнат закрыты на ключ. Во сколько комнат можно попасть в замке снежной королевы?
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой на доске. (вызываю того, кто решил правильно или же запись мною заранее заготовлена на доске)
Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились, все задания выполнили, проявив при этом смекалку и находчивость. Мы помогли Герде найти и освободить Кая, теперь они вместе.
А нам пришло время подводить итоги.
Подведение итогов.
Чему мы учились? (решать задачи, быть внимательными находить задачи с лишними и недостающими данными)
Спасибо за урок, вы молодцы!
Физкультминутки:
1). Катание карандаша (Замёрзли, погреем наши ручки).
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.