Рабочая тетрадь по формированию профессиональных компетенций у будущих учителей-логопедов в период педагогической практики

2
0
Материал опубликован 6 September 2020


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

имени В. Г. Короленко»


Кафедра педагогики и психологии









РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


СТУДЕНТА: Агафоновой Марии Александровны
факультета социальных коммуникаций и филологии, направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиля «Логопедия и специальная психология»













Глазов

ГГПИ

2019





ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

(ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ)


2-й семестр (4 недели)


ПРАКТИКА ПРОВОДИТСЯ В МБДОУ Игринский д/с «Радуга»

П.Игра Игринского района

в кабинете учителя- логопеда с

Заведующая образовательной организации: Агафонова Ольга Вячеславовна

Учитель-логопед: Корепанова Ольга Рудольфовна

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

- готов сознавать социальную значимость своей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4).

Цель практики: развитие компетенций, связанных с использованием нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности, направленных на формирование готовности к сбору, анализу и систематизации информации, а также способности к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи практики:

1. Закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплин «Введение в профессию», «Логопедия», «Общая психология».

2. Познакомиться с основными направлениями, целями и задачами логопедического и психологического сопровождения обучающихся: проанализировать и определить место и значение каждого вида деятельности (просвещение, диагностика, коррекция, консультирование, профилактика) в конкретной организации, с учетом ее типа и вида.

3. Познакомиться со спецификой основных методов психолого-педагогического исследования и требованиями к ним.

4. Содействовать процессу развития интереса студентов к выбранному профилю обучения, осознания своих профессиональных интересов и склонностей, освоения профессиональной этики, повышать учебную мотивацию.












Таблица 1


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ


График (план) проведения практики

Форма текущего

контроля

Формируемые компетенции

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Участие в работе установочной конференции (знакомство с программой практики, распределением по объектам, с групповым руководителем, методистами)

Участие в работе установочной конференции

ПК-4


2. Прохождение инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка организации, на базе которой проходит практика

Отметка о прохождении инструктажа в журнале

ПК-4

3. Изучение должностных инструкций учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)


Анализ должностных инструкций учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога) (заполнить первый столбик таблиц)

ПК-4

РАБОЧИЙ ЭТАП

1. Составление плана индивидуальной работы на период практики.

Совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом (специальным психологом) на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий

Индивидуальный план работы

ПК-4

2. Знакомство с образовательной организацией.

В беседе с представителями администрации выявить общие сведения об организации, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах, решаемых данными специалистами

Аналитическая справка об образовательной организации

ОПК-1

3. Составления перечня должностных обязанностей учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога).

В беседе с учителем-логопедом и педагогом-психологом (специальным психологом) ознакомиться с их должностными обязанностями, планом работы; особенностями той группы детей, с которой предстоит работать (их индивидуальными, возрастными и психологическими особенностями развития)

Перечень должностных обязанностей учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога) (заполнить второй столбик таблиц)

ОПК-1

4. Изучение рабочей документации учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

Аналитическая справка, включающая реестр обязательных документов учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

ОПК-1

5. Знакомство с сайтами, касающимися вопросов профессиональной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

Изучить рекомендованные сайты и составить аннотации

Заполнение таблицы

ОПК-1

6. Изучение методической литературы, имеющейся в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

База для курсовой

ОПК-1

7. Иностранные статьи

База для курсовой


8. Посещение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, проводимых учителем-логопедом и педагогом-психологом (специальным психологом)

Протоколы не менее четырех посещенных индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Формирование банка методик

ОПК-1

9. Подготовка двух макетов информационных буклетов для родителей по тематическому запросу учителей-логопедов и педагогов-психологов (специальных психологов)

Один буклет должен отражать логопедическую проблематику, второй – психологическую

Два информационных буклета

ОПК-1

10. Составление текста консультации для родителей обучающихся «Особенности речевого и психического развития младших школьников»

Оформленный текст консультации с опорой на аннотированные источники

ОПК-1

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

1. Составление отчета по практике.

Обобщить полученные на практике результаты (что удалось и не удалось реализовать), свои впечатления, высказать пожелания по организации практики

Отчет по практике по установленной форме

ПК-4

Программа личностного развития



2. Участие в работе итоговой конференции по практике.

Подготовить и провести на итоговой конференции тематическое выступление, отражающее сформированность компетенций.

Выступление сопровождается презентацией, видеоматериалами

Выступление на итоговой конференции

ПК-4





Таблица 2


Индивидуальный план работы студента на период практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительной)



Сроки

Содержание деятельности

Выполнение


1.Участие в работе установочной конференции

Выполнено


2.Прохождение инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка организации

Выполнено


3.Изучение должностных инструкций учителя-логопеда

Выполнено


4.Составить план индивидуальной работы на период практики

Выполнено


5.Знакомство с образовательной организацией

Выполнено


6.Составление перечня должностных обязанностей учителя-логопеда

Выполнено


7.Изучить рабочую документацию учителя-логопеда

Выполнено


8.Изучить сайты, касающиеся вопросов профессиональной деятельности

Выполнено


9.Изучить методическую литературу, имеющуюся в кабинете учителя-логопеда

Выполнено


10.Иностранные статьи

Выполнено


11.Посещение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Выполнено



12.Подготовить макет информационного буклета для родителей «Нарушение слоговой структуры»

Выполнено


13.Составить консультацию для родителей «Особенности речевого развития младших дошкольников»

Выполнено


14.Отчет по практике

Выполнено


15.Участие в работе итоговой конференции по практике




Учитель-логопед _________________________________________

подпись расшифровка подписи


Таблица 3


Должностные обязанности учителя-логопеда



Типовые обязанности

Специфика обязанностей в образовательной организации


1.Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии ребенка;

2. Осуществлять обследование ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него нарушения развития;

3.Комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния ребенка;

4.Проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;

5.Работать в тесном контакте с учителями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки;

6.Консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

7.Вести необходимую документацию;

8.Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;

9.Реализовать образовательные программы.




1.Учитель-логопед детского сада относиться к категории специалистов, считается педагогическим работником;

2.Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии, повышать свою квалификацию;

3. Учитель-логопед назначается и увольняется приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением;

4.Учитель-логопед ДОУ подчиняется заведующему детским садом;

5.Учитель-логопед, находясь при исполнении трудовых обязанностей, проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный- не реже одного раза в 6 месяцев;

6.В своей деятельности учитель-логопед руководствуется следующими документами: Конституцией РФ, Закон «Об образовании», Типовое положение ДОУ, Семейный кодекс; Конвенцией о правах ребенка и т.д.;

7.Учитель-логопед должен знать положения должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ и строго соблюдать их в своей педагогической деятельности, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации;

8. Рабочим местом учителя-логопеда является кабинет учителя-логопеда.



















Перечень сайтов по логопедии с аннотациями



Название сайта (ссылка)

Аннотация


1.







2.






3.









4.



Дефектолог.ru







Болтунишка






Наши детки









Мерсибо


Представлены материалы о возрастных нормах развития ребенка от рождения до 7 лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, описываются развивающие игры, а также есть возможность участия в форуме



Рассказывается о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приемы работы помогут решить речевые проблемы



Собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи включает в себя различные творческие игры и упражнения для артикуляционной гимнастики, логоритмики, мелкой моторики, обогащения словарного запаса, грамматического строя речи и т.д.



Современные интерактивные игры на развитие мелкой и общей моторики, на развитие грамматического строя, на автоматизацию и дифференциацию звуков. На этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи есть игры с диктофоном для развития и укрепления воздушной струи





















Протоколы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)



1.Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие


Учитель-логопед: Корепанова Ольга Рудольфовна

Занятие проводилось с ребенком старшей группы. У ребенка наблюдается общее недоразвитие речи 2 степень, нарушение слоговой структуры.

В начале занятия логопед сделали с ребенком зарядку для язычка и губ- «Трубочка», «Заборчик»-«Бублик»; массаж для язычка – «Расческа», «Качели», «Маляр» , «Лощадка», «Чащечка», удержание язычка на счет до 10.

После этого выполнили дыхательную гимнастику - подуть на ладошку на ниточке.

С помощью конструктора ТИКО дети охарактеризовали звук «щ».

Зачем логопед предложила детям лабиринт со словами(автоматизация звука «ш»).

После этого занятия ребенку было предложены картинки- нужно пропеть слова по слогам.

На занятии логопед использовала разнообразие  видов  работ  и  методических  приемов  (дидактическая  игры,  различные  виды  работ  над  словарём  и т.д.).

Прослеживалось четкое соответствие речевого материала теме, который был подобран  и  преподнесён  ребёнку  в  доступной  форме

Логопед постоянно помогала мыслить, используя дидактический материал.

В  ходе  занятия  чувствовалось,  что  логопед  знает  индивидуальные  эмоциональные  особенности ребёнка,  что  помогало  осуществить  дифференциальный  и  индивидуальный  подход, трудные  задания   сопровождались  комментариями.

Занятие  было  чётко  продумано,  спокойное  объяснение  трудных  заданий;   тон  и  речь  логопеда  были  очень  доброжелательны,  располагающие  к  общению  и  совместной  работе  ребёнка  и  логопеда. В  ходе  занятия  логопед  особенно  следила  за  четким  проговариванием  ребёнка,  в  случае  ошибок  тактично  и  доходчиво  поправляла,  причем,  не  перебивая  мысли  ребёнка,    давая  ему  досказать,  а  затем  просила  повторить  правильно.

Ребёнок  в  процессе  занятия  проявлял  заинтересованность,  был  активным.

Вывод: Занятие  было  очень  насыщенным,  проделан  большой  объем  работы.




2.Групповое коррекционно-развивающее занятие


Учитель-логопед: Корепанова Ольга Рудольфовна

Занятие проводилось в подготовительной группе.

Тема занятия: «Звук и буква О»

В начале занятия организационный момент. Логопед показала стакан и спросила что в нем? (ВОДА). Ольга Рудольфовна, попросила детей угадать какое слово она загадала, загадала загадки. Дети сформулировали тему занятия.

Затем логопед попросила мальчика охарактеризовать звук «О» ( что губы делают, когда произносим этот звук; гласный или согласный звук; можно ли его пропеть?). Обозначили звук «О» красной фишкой.

- Поиграли со звуком «О».

- Выделение звука «О» как ударного.

- Игра с мячом «Один-много».

- Выделение  ударного  звука  в  слове  (с  опорой  на  картинки).

- Физминутка

- Построение буквы с помощью пальцев, из шнурков

- Письменное задание на листочках звук «О»

На занятии была поставлена следующая цель: Уточнить произношение звука и буквы «О».Закреплять правильную артикуляцию, выделять звук из слов, систематизировать словарный запас детей, обучать звуковому анализу слов.

Тема, цель и содержание занятия соответствуют перспективному плану работы, возрастным особенностям детей и их речевому развитию.

На занятии использовались разнообразные приёмы: словесные, наглядные . Проводилась работа по закреплять понятие «гласный звук», делили слова на слоги, закрепили употребление существительных мн.ч.и ед.ч.и словообразования подбор родственных слов по наводящим вопросам.

Контроль за речью детей осуществляется на всех этапах занятия.

В итоговой части занятия была дана хорошая оценка работы детей. Обсудили прошедшее занятия, дети вспомнили о чем говорили, что больше всего им понравилось.

В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.





Информационный буклет
























Консультация для родителей «Особенности речевого развития старших дошкольников»



Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости. Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил. Какие этапы развития детской речи называют логопеды?

Общая периодизация речевого развития ребенка

Детская речь начинается с лепета. Глядя в лицо матери, малыш пытается подражать ее улыбке, движению губ и языка. Посмотрите, как утрированно молодые женщины выражают свои эмоции. Они стараются выговаривать звуки четко и повторяют понравившиеся крохе звуки, приблизив свое лицо к кроватке.

Развитие речи у детей происходит по двум разным сценариям: поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи. Если малыш склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего.

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год малыш должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.


Ребенок с 1 года уже дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 минут. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда" [Дефектолог.ru].






ОТЧЕТ

по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

(ознакомительной)

Практика проводилась в МБДОУ Игринский д/с «Радуга» в П.Игра Игринского района

в кабинете логопеда с ___________________ по _____________________20__ г.

1. Что особенно удалось в ходе выполнения заданий по практике?


В ходе выполнения заданий по практике мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи. План педагогической практики выполнен полностью.



2. Какие трудности встречались при выполнении заданий практики и какая помощь была оказана?


В ходе выполнения заданий по практике так же и встретились трудности. Было сложно подготовить макет информационного буклета, а так же консультации для родителей. Мне были даны рекомендации со стороны логопеда по оформлению буклета и рекомендаций для родителей.


3. Какие умения и навыки приобретены в процессе практики?


В ходе практики я получила много полезной информации. Я изучила должностные инструкции учителя-логопеда, познакомилась с техникой безопасности в логопедическом пункте. Также изучила всю документацию учителя-логопеда, как правильно нужно ее оформлять и вести. Просмотрела занятия и увидела какая должна быть структура занятия. Узнала много новых сайтов, которыми пользуется учитель-логопед. Познакомилась с методической литературой в кабинете логопеда.



4. Какие отношения сложились с учителем-логопедом, какие выводы сделаны из наблюдения за их работой, какую помощь Вы им оказали?

Отношения с логопедом сложились очень хорошие. Логопед мне помогла в трудностях, которые у меня возникали.

Наблюдая за работой логопеда , я сделала для себя следующие выводы: логопед должен обязательно иметь высшее образование в области дефектологии, повышать свою квалификацию, быть очень умным, знать свои обязанности.






5. Предложения по совершенствованию содержания и организации практики.


Я предлагаю, давать четкие, понятные критерии и порядок прохождения педагогической практики; проводить 2-3 консультации по вопросам организации и содержания практики.




6. Общие выводы о практике. Ее значение в овладении профессией учителя-логопеда.


В результате педагогической практики я приобрела практические умения и навыки профессионально-педагогической деятельности учителя-логопеда.

Приобретенные умения и навыки помогут мне приобрести опыт в скором времени в будущей профессии учителя-логопеда.













Число________________________________


Студент-практикант ____________________

подпись


13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации