"Добрый художник-сказочник В.М.Васнецов" краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)
«Добрый художник-сказочник В.М. Васнецов» краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Автор: Приемышева Елена Валерьевна, воспитатель, первая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад № 11» г. Энгельса
Цель проекта:
Формирование основ художественной культуры детей старшего дошкольного возраста, на примере творчества художника – сказочника В.М. Васнецова
Задачи:
Формировать интерес к художественной культуре как уникальной области народного наследия;
Закрепить знания о сказочно – былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
Познакомить детей с домом – музеем Виктора Васнецова в Москве, где хранятся его картины;
Познакомить детей с творчеством художника – сказочника В.М. Васнецова;
Формировать умение понимать содержание картин, выделять главное, показать взаимосвязь пейзажа и окружения с образами;
Формировать умение выделять выразительные средства (цвет, композиция), с помощью которых художник Васнецов создавал настроение произведений, характер образов;
Развивать интерес к изобразительному искусству, как виду творческой деятельности;
Способствовать развитию художественного восприятия, элементов художественного творчества, эстетического вкуса, обогащению словаря детей;
Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;
Воспитывать гордость за нашего соотечественника – великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова;
Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Актуальность экскурсии:
Согласно новым требованиям ФОП, внедрение информационных технологий, призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс освоения знаний.
Данный проект позволяет детям поэтапно ознакомиться с творчеством художника – сказочника Виктора Михайловича Васнецова. Увидев его произведения, посредством виртуальной экскурсии. Комплекс занятий составлен с учётом принципа проявления личностного участия ребёнка. В данном проекте можно найти разнообразные приёмы привлечения внимания детей, сюрпризные моменты и т. д.
Образовательный эффект: Данный проект обогатит детей опытом восприятия произведений изобразительного искусства. Поможет воспитать в детях интерес к произведениям великих художников. Способствует развитию эстетических чувств.
Маршрут экскурсии:
Раздел 1. Тема: «Сказочный терем» (дом – музей художника Виктора Васнецова в Москве);
Раздел 2. Тема: «Поэма семи сказок» (картинная галерея);
Раздел 3. Тема: «Игротека» (игры «Узнай портрет по описанию», «Собери пазл», «Кто на картине лишний»);
Раздел 4. Тема: «В гостях у сказки» (русские народные сказки к картинам Виктора Васнецова).
Раздел 5. Тема: «Кинозал» (просмотр мультипликационного фильма «Всемирная галерея с тётушкой Совой»)
Техническое обеспечение экскурсии: Мультимедийное оборудование (проектор, экран или интерактивная доска), ноутбук (персональный компьютер)
Прохождение экскурсии
Слайд 1
Титульный слайд
«Добрый художник – сказочник Виктор Михайлович Васнецов»
Слайд 2
(Видео письмо по Skipe) от Мудрой Совы.
В.: Мне, ребята, на электронную почту, пришло видеописьмо от тётушки Совы. Интересно, что она нам сегодня расскажет? Посмотрим?…
Пролог.
Сова: Дорогие ребята, вы может, согласитесь, что нет на свете человека, который не любил бы сказки. Надеюсь, что среди вас таких нет. Потому что только те, кто любит сказки и верит в волшебство, смогут сегодня отправиться в одно не совсем обычное путешествие. Мы сегодня побываем в гостях у сказки…
В.: Как было бы здорово – попасть в сказку. А на чём мы сможем попасть туда? Какой сказочный предмет может летать?
Слайд 3
(Путешествие на ковре – самолёте).
В.: Держитесь ребята крепче друг за друга и за ковёр – самолёт. Высоко летит он по небу. Стремительно. Даже птицам за нами не угнаться. А внизу – леса, поля, реки широкие…
Слайд 4
( приземление к дому – музею Виктора Васнецова).
В.: Ребята, мы долетели с вами до города Москва. Приземляемся… Внизу необычный дом, как строили в старину… Мы оказались с вами на пороге чудо – терема. А это дверь в сказку. Приоткроем её. Посмотрим, кто в этом тереме живёт?
Слайд 5
Виктор Васнецов «Палаты царя Берендея».
В.: Перед нами картина «Палаты Царя Берендея». Написал эту картину знаменитый художник, который жил давным-давно. Его ещё называли художник – сказочник, потому что он очень любил сказки и много написал картин по мотивам сказок.
Кажется, я уже догадываюсь кто хозяин чудо – терема…
Хотите узнать как зовут этого художника?
Слайд 6
(На свитке приветствие от художника и просьба помочь найти части картины, которую украла Баба – Яга и разбросала кусочки по всей сказочной стране)
Художник: Приветствую вас друзья! Меня зовут Виктор Михайлович Васнецов. Мне нужна ваша помощь. Одну из моих картин похитила коварная Баба – Яга. Части картин она спрятала в волшебной стране сказок. Помогите найти части картины и отреставрировать её, и вы узнаете имя той, кто любит своего братца.
В.: Поможем ребята? Тогда в путь!
Но как нам не заблудиться в сказочной стране?
Нам нужна карта!
В.: Ребята, здесь свиток. Посмотрим, что в нём?
Это карта сказочной страны с маршрутом. Мы оказались с вами на распутье у большого валуна. Здесь направления: Налево пойдёшь – в сказочный терем попадёшь. Направо пойдёшь в мастерскую придёшь. Назад влево пойдёшь – сказку найдёшь. Назад и вправо пойдёшь – себя, может быть, потеряешь.
Куда пойдём?
Ребята, мы оказались на распутье. Перед нами карта и пути, которые мы можем выбрать. Пять картинок – это пять путей:
«Сказочный терем» (дом – Музей Виктора Михайловича Васнецова)
«Поэма семи сказок» (картинная галерея)
«Игровая»
«Стихи, былины, сказки»
«Кинозал»
Раздел 1. Тема: «Сказочный терем» (дом – музей художника Виктора Васнецова в Москве).
Фото: Вход в дом.
Пройдем в дом, здесь дверь. Куда она ведёт?
Фото: Дверь в гостиную
Здесь, на стене висят часы, тихо отмеряя время. А эта дверь ведёт в гостиную. Пройдём?
Фото: Гостиная
Резная мебель выполнена по рисункам (эскизам) самого Виктора Васнецова, его братом Аркадием Васнецовым.
Фото: Лестница в мастерскую.
Сказочная печь, привлекающая внимание оформлением изразцами, напоминает древнерусский терем.
Здесь на стенах висят картины – это портреты детей художника. Ещё на лестнице висят доспехи.
Чьи они? Кому принадлежали раньше?
А это лестница она ведёт в мастерскую художника. По этой лестнице поднимается, только он сам. А гости попадают в мастерскую по гостевой лестнице.
Фото: Портрет художника, написанный его дочерью Татьяной Викторовной Васнецовой «Портрет Виктора Васнецова в красном берете».
А вот и сам хозяин мастерской, точнее, портрет Виктора Васнецова, написанный его дочерью Татьяной Викторовной Васнецовой. На портрете мастер запечатлен в красном берете, и синей рабочей куртке – одежде, в которой он трудился над своими полотнами в мастерской.
Художник жил давным-давно, на стуле его вещи: красный берет и синяя куртка. Кажется, Виктор Михайлович вышел только что, закончив очередную свою картину.
Фото: В мастерской художника Виктора Васнецова. Перед картиной «Спящая царевна».
Мы поднялись в святая святых – мастерскую художника.
Попав в мастерскую, мы погрузились в мир сказок. Здесь художник создавал свои шедевры. Работая над картинами Виктор Васнецов раскрывал самое сокровенное, что было в его душе.
Фото: Перед картинами «Баба – Яга» и «Царевна – лягушка».
Со стен просторного светлого зала на нас глядят известные всем с детства герои русских сказок и былин.
Вы, ребята узнали какие это сказки?
"Царевна-Лягушка", "Баба-Яга", "Спящая царевна", "Сивка-Бурка", "Кощей Бессмертный" и «Ковер-самолет».
Фото: У картины «Илья Муромец».
А здесь могучий богатырь Илья Муромец. Зорко он охраняет резной сундук, в нём секрет.
Что в нём спрятано? О чём просил нас художник?
Может, там спрятана части картины? Посмотрим?
Слайд 8
Раздел 2. Тема: «Поэма семи сказок» (картинная галерея).
В центре картины танцует сказочная царевна. Движения её красивы и свободны. Светлые краски расписного терема, лебеди на пруду – всё живёт в красоте. Глядя на эту картину, словно слышишь звуки музыки. Звуки бодрые, звонкие, чистые. Музыканты только успевают перебирать струны.
Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства».
Перед нами три царевны, владычицы трёх подземных царств. Кто узнал сказку?
Царевна в золотом наряде владелица, какого подземного царства?
В разноцветном?
А царевна в чёрном платье, владеет угольным царством.
Виктор Васнецов «Баба – Яга».
Как зовут эту героиню сказок?
Как она выглядит?
До чего же отвратительна героиня этой картины, летящая в ступе по лесу. Оскал её страшен,опасны жилистые руки и уродливая костяная нога. Лес заколдован. Старуха уносит маленького Иванушку
Виктор Васнецов «Кощей бессмертный».
Кто узнал, как называется эта сказка?
Страшны крючковатые руки, беззубый запавший рот, зловещие глаза Кощея – Бессмертного. Испуганная царевна. Мрачное подземелье. У стен стоят кованые сундуки.
Виктор Васнецов «Богатыри».
«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Михайловича Васнецова. Знаменитая картина художника хранится в Третьяковской галерее. Картины художника Васнецова увлекают нас в удивительный сказочный мир. Недаром Виктора Васнецова называют художником – сказочником.
Кого мы видим на картине?
Три богатыря стоят на страже Родины – Древней Руси, так называлась наша Родина раньше.
А вы знаете как зовут богатырей?
Попробуйте догадаться?
Слайд 9
Раздел 3. Тема: «Игротека» (игры «Узнай портрет по описанию», «Собери пазл», «Кто на картине лишний»)
Игра «Кто на картине лишний?».
Ребята, перед вами картина. Скажите её название?
Кто автор картины?
Посмотрите на картину. Всё ли здесь верно изображено?
Что с этой картиной не так?
Кто лишний?
Слайд 10
Игра «Собери пазл» (помоги спасти картину).
Ребята в музеях работают художники, которые спасают, реставрируют картины – это художники – реставраторы. Как нас с вами можно сейчас назвать? Художники… (реставраторы).
(Дети собирают пазлы)
Ура мы собрали пазлы. Картина спасена, или как можно ещё сказать? Что мы делали с картиной? (Реставрировали)
Кого мы видим на картине?
«Алёнушка» Виктор Михайлович Васнецов
Это Алёнушка.
Какое у Алёнушки настроение?
Как вы догадались?
Как художнику удалось подсказать нам, какое настроение у девушки? (мимика, поза, цвета в картине, фон)
Почему она грустит?
Вспомните, как называется сказка про эту девушку?
Кого она очень любит?
Как зовут братца Алёнушки?
Слайд 11
Игра «Кто на картине лишний?».
Ребята, кого мы видим?
Вспомните, как зовут девушку? Посмотрите внимательно на картину. Что перепутал художник?
Кто на картине лишний?
Раздел 4. Тема: «В гостях у сказки» (русские народные сказки к картинам Виктора Васнецова).
«Стихи, сказки, былины»
Слайд 13
«Сказки».
( картинки с изображением картин Виктора Васнецова к русским народным сказкам).
Слайд 14
В.: Наше путешествие на ковре – самолёте подошло к концу!
Что вам запомнилось о путешествии?
Какое у вас настроение после путешествия?
(рекомендуется провести двигательную гимнастику)
Мы снова пришли туда, где впервые встретились с художником Виктором Васнецовым. Вы хотели бы узнать о нём больше? Тогда, тетушка сова приглашает вас в кинозал, где вы посмотрите мультфильм о великом художнике – сказочнике Викторе Михайловиче Васнецове
Слайд 15
Мультипликационный фильм «Всемирная галерея с тётушкой Совой».
Слайд 16
Виктор Васнецов «Спящая царевна». Стихотворение «Спящая царевна».
(При чтении стихотворения можно вывести картину на экран.)
Виктор Васнецов «Снегурочка». Сказка «Снегурушка».
(При чтении сказки можно картину на экран.)
Слайд 18
Виктор Васнецов «Богатыри». Стихотворение «Русские богатыри».
(При чтении стихотворения вывести картину на экран.)
Слайд 19
Виктор Васнецов «Ковёр – самолёт». Стихотворение «Ковёр – самолёт».
(При чтении стихотворения вывести картину на экран.)
Слайд 20
Виктор Васнецов «Илья Муромец». Былина «Как Илья Муромец богатырём стал»
(При чтении былины можно вывести картину на экран.)
Слайд 21
Виктор Васнецов «Царевна – лягушка». Сказка «Царевна – лягушка».
(При чтении сказки можно вывести картину на экран.)
Виктор Васнецов «Кощей бессмертный». Сказка «Кощей бессмертный».
(При чтении сказки можно вывести картину на экран.)
(Воспитатель организует дидактическую игру, продуктивную деятельность – рисование).
Ссылки на источники:
Ветрова Галина «Сказка о сказочнике. Васнецов», М.: Белый город, 2001 г., 11 с.
Грибовская С.С. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», М.: Педагогическое общество России, 2006 г., 191 с.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба, и игра изобразительное искусство», Я.: Академия развития, 1997 г., 239 с.
Стихи, сказки, былины