12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Князева Лия Алексеевна31
Россия, Удмуртская респ., Балезино

Князева Лия Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ «Балезинская средняя

общеобразовательная школа № 3» ,
п.Балезино, Удмуртская Республика


Урок по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4-ом

классе на тему «Добро и зло. Возникновение зла в мире »


Тип урока:

 Изучение нового материала

Авторы УМК:

 А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов, А.Я.Данилюк.

Цели урока:

 - создать условия для представления учащихся о понятии добра и зла, о возникновении зла в мире;

- способствовать правильному представлению о добрых поступках, доброжелательности;

- организовать совместную деятельность учащихся, направленную на активизацию интеллектуальных действий, духовно - нравственного самовоспитания как необходимости противостояния злу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 Предметные: усвоение новых понятий, умение ими оперировать;

Познавательные: умение выделять главное в тексте, сравнивать, анализировать, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, оценивать свои достижения;

Коммуникативные: Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником и рабочей тетрадью

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, планировать собственную деятельность, контролировать собственные действия, оценивать свою деятельность;

Личностные: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы, проявлять учебную и коммуникативную активность.

Оборудование:

  Учебник.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов, А.Я.Данилюк. – М. : Просвещение, 2010., рабочая тетрадь.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур.4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Е.В.Мацыяка. - М. : Просвещение, 2016. компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Добро и зло», карточки с заданиями, листы самооценки, набор смайликов, конверты чёрного и белого цвета, набор карточек с номерами от 1 до 5, разноцветные карточки с домашним заданием, «добрая» ромашка с высказываниями о добре.

 





















Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей.


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УД

усвоение новых понятий, умение ими оперировать;

2 уровень



Регулятивные УД

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

планировать собственную деятельность,

контролировать собственные действия,

оценивать свою деятельность


3 уровень

3 уровень

2 уровень

3 уровень

Познавательные УД





умение выделять главное в тексте, сравнивать, анализировать, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

оценивать свои достижения;


2 уровень

3 уровень


3 уровень

Коммуникативные УД

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

уметь слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение,

пользоваться учебником и рабочей тетрадью

3 уровень


3 уровень


3 уровень

Личностные УД

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы,

проявлять учебную и коммуникативную активность.

3 уровень


3 уровень







Конспект урока

Тема: « Добро и зло. Возникновение зла в мире»

Цели: - создать условия для представления учащихся о понятии добра и зла, о возникновении зла в мире;

- способствовать правильному представлению о добрых поступках, доброжелательности;

- организовать совместную деятельность учащихся, направленную на активизацию интеллектуальных действий, духовно-нравственного самовоспитания как необходимости противостояния злу.

Результаты:

Предметные: усвоение новых понятий, умение ими оперировать;

Познавательные: умение выделять главное в тексте, сравнивать, анализировать, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, оценивать свои достижения;

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником и рабочей тетрадью

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, планировать собственную деятельность, контролировать собственные действия, оценивать свою деятельность

Личностные: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы, проявлять учебную и коммуникативную активность.

Оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Добро и зло», карточки с заданиями, листы самооценки, набор смайликов, конверты чёрного и белого цвета, набор карточек с номерами от 1 до 5, разноцветные карточки с домашним заданием, «добрая» ромашка с высказываниями о добре.

Ход урока.

Организационный момент

Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.



Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

- У нас сегодня на уроке гости. Поприветствуем их.

- Всем, всем, добрый день!

- С каким настроением, ребята, вы сегодня пришли на урок, покажите, пожалуйста. (выбор и демонстрация смайликов) ( приложение 1)

- Свою работу на уроке вы будете оценивать и результаты вносить в лист самооценки. (приложение 2) Работать будете в группах.

2. Самоопределение и постановка задач урока

Цель: прогнозирование темы урока.

- Я хочу начать сегодня наш урок с одной притчи. « Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- А как вы думаете, ребята, что ответил внуку старик?

( ответы детей)

- Хотите узнать, какой ответ дал старик ?

Старик улыбнулся и ответил : «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

- Как вы понимаете, ребята, эту притчу? О чём сегодня пойдёт речь у нас на уроке?

- Правильно, о добре и зле. Мы постараемся уяснить для себя, что такое добро и зло, что входит в эти понятия. Как сделать мир добрее?

3. Открытие нового знания

Цель: знакомство с новыми понятиями

- Так что же такое добро и зло? У каждого человека есть представление об этих понятиях. И у вас, думаю, тоже. Откройте рабочие тетради на с.28, найдите задание 1 . Допишите предложения: « Добро – это…, Зло – это…»

- А как объясняет значение этих слов словарь? Давайте познакомимся.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».


ДОБРО – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
(Википедия)

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

ЗЛО - понятие противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
(Википедия)

- Вопросы добра и зла с давних времён волновали людей. Например, на Древнем Востоке жили народы, которые считали добро и зло равными друг другу силами .Они, думали, что добро и зло появились вместе с этим миром. Интересное объяснение происхождению зла в мире даётся в древнегреческом мифе «Пандора» Сейчас вы поработаете с этим мифом в группах, ответите на вопросы. ( приложение 3)

- Мы часто говорим: «Этот человек добрый, а этот человек злой» В человеке есть качества, которые становятся помощниками добра или зла. Эти качества помогают совершать добрые дела или злые поступки. Добро ассоциируется у нас с солнышком, с чем-то светлым , а зло с тёмными силами. Сейчас вы поработаете в группах и постараетесь предложенные качества разложить по двум конвертам. Качества -«помощники» добра – в белый конверт, качества-«помощники зла» - в чёрный конверт. ( приложение 4) При выполнении задания воспользуйтесь карточкой-помощницей. (приложение 5)

- Главное качество доброго человека – это доброта. Есть замечательное высказывание : «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.”

4. Физкультминутка.

Цель: снятие эмоциональной, умственной, физической нагрузки

- Давайте немного подвигаемся. ( Динамическая пауза. Танец-игра . Видеоролик) 

​​​​​​​

5. Первичное осмысление и закрепление нового материала

Цель: развитие умения применять новые знания

- Как хорошо было бы, если бы в мире было больше добрых людей. Тогда наш окружающий мир стал бы добрым. Но ведь добро должно начинаться с нас. Давайте , ребята, подумаем. Наверно, есть какие-то правила доброты. Подумайте, какие правила доброты вы бы предложили. Заполните схему «Солнышко», на лучиках напишите правила доброты. (приложение 6)

- А сейчас предлагаю посмотреть мультфильм « Просто так» (просмотр мультфильма в презентации)

- Как этот мультфильм связан с темой нашего урока? Какой вывод сделали для себя? Прошу высказаться 4-ые номера из команд)

Делая добро кому-то, совершая добрый поступок, мы не должны ждать благодарности за это. Ведь добро, сотворённое для кого-то, вернётся к нам, как бумеранг.

«Если ты за добро благодарности ждёшь -

ты не даришь добро, ты его продаёшь...»

- У меня в руках «добрая» ромашка. Но мы не будем гадать по ней, делать добро или нет. Мне бы хотелось, чтоб каждый из вас, ребята, оторвал лепесток от этой ромашки и прочитал высказывание, написанное на лепестке. Может быть, этот совет поможет вам поступить правильно в той или иной ситуации. ( дети отрывают лепестки от ромашки) (приложение 7)

6.Итоги урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

- Выскажите впечатления о сегодняшнем уроке. Продолжите одно из предложений. Попрошу высказаться 5-ые номера из команд.

7.Домашнее задание

Цель: применение знаний в практической деятельности

- Вы можете выбрать одно или несколько из предложенных заданий к следующему уроку. (приложение 8)







Приложения

Приложение 1



t1650518163aa.pngt1650518163ab.pngt1650518163ac.png



Приложение 2

Лист самооценки

Задание

Успешность

1

Самостоятельная работа. Задание 1 на с. 28 в тетради.


2

Работа в группе. Задание 2 на с. 28 - 29 в тетради.


3

Работа в группе. Задание «Чёрный и белый конверт»


4

Работа в группе. Задание «Правила доброты»


«+» - я доволен своей работой, у меня всё получилось.

« + - » - я не очень доволен своей работой, мне надо ещё постараться

« - » - я не доволен своей работой







Приложение 3

Миф «Пандора»

Когда Прометей похитил для смертных огонь, научил их искусствам и ремёслам и дал им знания, счастливее стала жизнь на земле. Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его, а людям послал на землю зло. Он повелел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобным взгляду бессмертных богинь. Дочь Зевса, Афина-Паллада, должна была выткать для неё прекрасную одежду; богиня любви Афродита должна была дать ей неотразимую прелесть; Гермес – хитрый ум и изворотливость.

Тотчас же боги исполнили повеление Зевса. Гефест сделал необычайно прекрасную девушку. Оживили её боги. Афина-Паллада с харитами облекли девушку в сияющие, как солнце, одежды и надели на неё золотые ожерелья. Оры возложили на её пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги её Пандорой, так как от всех их получила она дары (Пандора означает «наделённая всеми дарами») Пандора должна была принеси людям несчастье.

Когда это зло для людей было готово, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея – Эпиметею. Мудрый Прометей много раз предостерегал своего неразумного брата и советовал ему не принимать даров от громовержца Зевса. Он боялся, что эти дары принесут людям горе. Пленила его своей красотой Пандора, и он взял её в жёны. Вскоре Эпитемей узнал, сколько зла принесла Пандора людям. В доме Эпитемея стоял большой сосуд, плотно закртый тяжёлой крышкой; никто не знал, что в этом сосуде, и никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит бедами. Любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей земле те бедствия, которые были некогда в нём заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крыша сосуда снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпитемая. Этого не пожелал громовержец Зевс.

Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжёлого труда и губительных болезней. Теперь мириады бедствий распространились среди людей. Злом наполнились и земля, и море. Незваными приходят к людям и днём и ночью зло и болезни, страдания несут они с собой. Неслышными шагами, молча, приходят они, так как лишил их Зевс дара речи, - он сотворил зло и болезни немыми.

Вопросы к мифу «Пандора»

Как вы поняли, что, по представлениям древних греков, появилось на земле раньше: добро или зло?

Что обозначает имя «Пандора?» Откуда она появилась?

Какими качествами обладала Пандора?

За что наказал Зевс людей, послав им Пандору?

Как Пандора распространила зло на земле?

Приложение 4

Жестокость , ненависть, милосердие , лень ,чёрствость , любовь, жадность, трудолюбие , доброта , отзывчивость, щедрость , злоба , грубость , лживость , альтруизм , смирение, правдивость , гордость, вежливость , эгоизм.



Приложение 5

КАРТОЧКА - ПОМОЩНИЦА

Альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей, готовность пожертвовать собственными интересами.

Чёрствостьотсутствие душевной чуткости в человеке.

Отзывчивость – сочувственное отношение к нуждам других людей, готовность помочь.

Милосердие готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда человек ставит свои интересы выше интересов других.

Смирение - отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.





Приложение 6


ПРАВИЛА

ДОБРОТЫ






Приложение 7

«Добрая» ромашка

Ромашка состоит из 23 лепестков (по количеству учеников в классе) На каждом лепестке с обратной стороны записаны высказывания о добре и зле, доброте.

Высказывания:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло вершится без труда,

Добро творить трудней.


Приносят счастье добрые дела, 

Тот счастлив, кто не делал людям зла.


Добро, сколь ни было б оно мало, 

Гораздо лучше, чем большое зло.


Тот, кто делает добро другому,

делает добро себе.


Кто доброе сеет — добро его плод, 
Кто злое посеет — злодейство пожнет.


Словами, мыслями, делами

твори добро, борись со злом.

Всегда, везде, где только можешь,

но главное — в себе самом.


Чтобы поверить в добро,

надо начать делать его.




Только сойди с пути добра —

и не успеешь опомниться,

как завязнешь в зле.


Лишь добро одно бессмертно,

 Зло подолгу не живет!


Добро, которое ты делаешь от сердца,

ты делаешь всегда себе.


Путем зла не доходят до добра.


Доброта — это то, что может

услышать глухой и увидеть слепой.”



Приучи себя при первом взгляде на человека

всегда от души желать ему добра.

Место для добрых дел – везде,

время для добрых дел – всегда.


Если ты за добро благодарности ждёшь -

ты не даришь добро, ты его продаёшь...


Добротой не гордятся,

Словно списком заслуг.

Доброта - не богатство,

А спасательный круг.


Если каждый человек будет делать добро

в пределах своих возможностей,

возможности добра будут безграничны.



Добрые слова сказать несложно,

но их эхо долго живёт в человеческих сердцах.


Доброта – это солнце,

которое согревает душу человека.

Всё хорошее в природе от солнца,

а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты.


Слово доброе что роза,

Слово злое как заноза.


Добрый человек не тот,

Кто умеет делать добро,

А тот, кто не умеет делать зла.


Зло подкрадывается, как болезнь.

Добро прибегает запыхавшись, как врач.

Жизнь дана на добрые дела.


Приложение 7

Домашнее задание вариативное. Детям предлагается 6 вариантов домашнего задания на выбор. Каждый вид домашнего задания напечатан на карточках разного цвета.

Сочинение на одну из предложенных тем.

Пословицы о добре и зле.

Стихи о доброте, добрых делах и поступках.

Изготовь дерево добрых дел.

Нарисуй добро.

Составь презентацию «Добрые дела»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.