Программа проектной деятельности «Доброта»
Методическая разработка
Название разработки: Проектная деятельность «Доброта»
Автор разработки: инструктор по физической культуре Ларионова Галина Васильевна
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №205 «Новоград» города Чебоксары Чувашской Республики
Адрес учреждения:
улица Новогородская, д. 36А, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428011.
Актуальность. Каждый ребенок ежедневно нуждается в добром к нему отношении. Ребенок интуитивно понимает, что доброта – это хорошо, это благо для него, но своим поведением, доброжелательным или агрессивным, он не всегда умеет управлять.
В наше время очень часто можно встретить агрессивных детей, и взрослые порой не знают, как побороть все возрастающую детскую агрессивность. Но я считаю, что взрослые просто должны детям дарить больше доброты. Оскар Уайльд говорил: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми».
Конечно, было бы очень здорово, если бы в каждой семье могли создать атмосферу доброты и счастья. Но нам приходится работать в реальном мире, где много негатива и агрессии. А многие родители зачастую даже не задумываются об этом – «одет, накормлен – и слава богу».
У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих взаимоотношений, освоить язык чувств.
Нам сегодня важно донести до детей значение такого понятия как «доброта».
И особо важно донести более глубокий смысл этого понятия. Доброта – это бескорыстная помощь, и радость, которую больше получаешь не потому, что ты кому-то помог, а оттого, что кому – то стало лучше. Бесполезно повторять, что зло – это плохо; важно в ежедневном общении показывать пример доброго отношения к любому ребенку: хорошему или плохому по вашему мнению.
Погружение детей в проектную деятельность детей позволяет развивать у них потребность в самостоятельном поиске ответов на вопросы, развивает умение ставить цель, планировать свои действия и достигать результата. Те знания и опыт, которые ребенок получает в процессе самостоятельного поиска и проживания ситуации, закрепляются надолго в его сознании.
Цели педагога при организации проектной деятельности: создать условия для обогащения знаний детей о понятии «доброта», способствовать развитию у детей «доброты», учить ценить доброжелательные взаимоотношения, развивать навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом, упражнять в умении ставить цель, планировать свои действия, самостоятельно находить нужную информацию и достигать результата.
На физкультурном занятии инструктор по физической культуре спрашивает у детей что такое доброта, можно увидеть его или потрогать.
Перед детьми возникли вопросы и выделилась проблема: Что такое доброта? Кого можно назвать добрым? Как научиться проявлять и понимать доброе отношение друг к другу? «Как почувствовать доброту?»
Цель проектной деятельности детей:
Обогатить знания о том, что такое доброта.
Задачи:
Определить источники получения информации.
Найти ответы на вопросы:
Подобрать пословицы и поговорки о доброте.
В интересной форме рассказать сверстникам о своих или чужих добрых поступках.
Создать «Дерево доброты»
Совершать добрые поступки и действия.
-
Что такое доброта?
Кого можно назвать добрым?
Как можно почувствовать доброту?
Срок реализации проекта: 2 недели (с 2 октября марта по 2 ноября 2018г.)
Участники проекта: дети старшей группы «Затейники», инструктор по физической культуре, воспитатели, родители (законные представители)
Ожидаемые результаты:
Обогащение знаний о понятии «доброта»
Подбор пословиц и поговорок о доброте.
Создание «Дерева доброты»
Формирование стойкого желания проявлять доброжелательное отношение к людям, природе.
Защита проекта:
На защиту проекта – в физкультурный зал приглашаются сверстники из группы «Знайки»
Демонстрируется «Дерево доброты», и презентация слайдов, которая чередуется игровыми упражнениями и играми. Во время презентации каждому ребенку предоставляется возможность высказаться, либо прокомментировать слайд.
Этапы работы над проектом
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап Организационный 1 день |
Создание проблемной ситуации. Совместно с детьми определение цели. Совместно с детьми формулирование задачи Помощь в проведении анализа ситуации Помощь в планировании деятельности Помощь детям в создании наглядных моделей для направления деятельности Создание условий для фиксирования результатов наблюдений («Дерево доброты») |
Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие цели и задач. Проведение анализа ситуации (сильные и слабые стороны) Планирование деятельности Создание наглядных моделей для направления деятельности |
2 этап Основной 10 дней |
Практическая помощь (по необходимости). Направление и координация осуществления проекта. Организация деятельности по обогащению знаний детей по теме. |
Формирование специфических знаний, умений навыков. Практическая деятельность по решению поставленных задач Фиксирование результатов Продукт деятельности готовят к презентации. (совместная групповая работа) |
3 этап Заключительный 1 день |
Презентация «Что такое доброта?» Организация игровой деятельности с использованием метода гирлянд и ассоциаций |
Презентация «Что такое доброта?» Демонстрация «Дерева доброты» Игра «Доброта это…..» |
1 этап
Организационный
Выявление проблемы: Кого можно назвать добрым? Что такое доброта? Как научиться проявлять и понимать доброе отношение друг к другу?
Целеполагание: педагог помогает детям выбрать наиболее актуальные и посильные для них задачи на определённый отрезок времени.
Анализ ситуации: педагог вместе с детьми выявляет слабые и сильные стороны
Сильные стороны Родители и воспитатели заинтересованы и помогут в достижении цели. Есть много источников, как добыть информацию. В группе есть фотоаппарат, можно будет все снимать. |
Слабые стороны Некоторые дети группы не посещают детский сад. Не всегда в группе есть ноутбук. Нет видеокамеры. |
Разработка проекта – составляется план деятельности по достижению цели:
Используется схема (Приложение № 1)
• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы можно использовать (книги, фото, рисунки,
пиктограммы, игрушки).
Решение сопутствующей проблемы: Как узнать большое количество информации за короткое время?
Варианты решения проблемы:
Разделиться на команды. ( сориентировать детей на выбор данного варианта)
Дать задание родителям, воспитателям.
Работа в командах - группа делится на 2 команды по желанию детей, в каждой группе выбирается капитан, дается название команде.
2 этап
Основной
Реализация разработанного плана действий:
В процессе осуществления проекта вся информация фиксируется:
Детьми - на «Дереве доброты»
Инструктором по физической культуре – на слайдах презентации
Содержание |
Срок |
Думаем самостоятельно о том, что такое «доброта», «кого можно назвать добрым» |
1-я неделя понедельник |
Спрашиваем у родителей, дедушки, бабушки и т.д.
|
1-я неделя понедельник |
Работа в командах: 1 команда – находим ответы на вопросы «что такое доброта», «кого можно назвать добрым» в книгах, интернете 2 команда – подбираем художественную литературу, где говорится о доброте. |
1-я неделя вторник, среда |
Делимся наблюдениями, впечатлениями о поступках, действиях, которые можно назвать добрыми. Придумываем истории о добрых поступках (своих или любимого персонажа). |
1-я неделя среда, четверг |
Определяем по рисункам и пиктограммам характер героев прочитанных произведений – добрый или злой. По каким признакам определили это? |
1-я неделя четверг |
Рисуем портрет «злого» персонажа произведения добрым. |
1-я неделя пятница |
Работа в командах: 1 команда - находит самостоятельно или с помощью взрослых пословицы или поговорки о доброте, учит её и рассказывает о её смысле в группе. 2 команда – перечисляет сказочных персонажей, совершающих добрые поступки. |
2-я неделя понедельник, вторник |
Обсуждение ситуаций: Как бы я поступил и почему именно так? |
2-я неделя среда |
1 команда - Беседа на тему: «Что такое доброта по отношению к животным». 2 команда – Беседа на тему: «Что такое доброта по отношению к природе?». |
2-я неделя четверг |
Игра «Продолжи фразу : «Если добрый ты, то…» |
ежедневно |
Презентация «Что такое доброта» |
2-я неделя пятница |
Схема осуществления основного этапа проекта «Поделись своей добротой»
(организация педагогом педагогического процесса в совместной и самостоятельной деятельности)
Образовательная область- «Социально- коммуникативная деятельность»
Виды детской деятельности.
Игры: «Спасаем Мишку», «Мой друг заболел». «Доброе животное».
Игра-драматизация по произведению: «Три поросенка»
Игра – приветствие «Гимн доброму утру»
Настольно-печатные игры: «Уроки доброты», «Хорошее настроение»
Игровые упражнения:«Добрый и злой», «Волшебный мешочек»,
Фотовернисаж – «Наши добрые улыбки», «Комплименты», «Башня доброты»,
«Назови соседа ласково по имени»
Тренинг «Улыбка», «Поздороваемся», «Составление калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы).
Упражнение: «Выручи из беды»
«Релаксационные паузы»
Творческое рассказывание детей по темам: «Почему мне хочется быть добрым». «Кто самый добрый?», «Хорошо ли быть злым? Почему?»
Речевые игры и упражнения: «Опиши доброго волшебника», «Составь рассказ: Добрый поступок», «Цветок добрых слов»
Пословицы и поговорки о доброте, обсуждение их смысла. Игра «Дерево доброты»
Образовательная область- «познавательное развитие»
Виды детской деятельности
Классификация: «Все мы разные» (классификация по возрасту, внешним данным, настроению и т.д.)
«Наши добрые друзья» (взрослые, сверстники, родственники, животные, игрушки)
Составление плана-схемы «Мой дом», «Детский сад»
Составление коллажа «Домашние любимцы». (работа в командах.)
Рассказ воспитателя: «Облепихе тоже нужен друг»
Просмотр слайд – презентации в библиотеке «Братья наши меньшие».
Образовательная область- «физической развитие»
Виды детской деятельности
Совместные походы «В библиотеку идём вместе», «Новоград- турпоходу рад»
Межгрупповые соревнования
Подвижная игра «Победила дружба»
Двигательная деятельность - занятие «Тайна страны Дружландии» (навыки бесконфликтного взаимодействия через активные движения)
Спортивное развлечение «Там где добро, любовь и дружба- там живет здоровье»
Образовательная область- «Художественно- эстетическое развитие»
Виды детской деятельности
Совместное конструирование «Мост доброты»
Рисование: «Мои добрые друзья»,
Изготовление поделок «Подарок другу»
Танец «Что такое доброта»
Разучивание песни «С нами друг» Струве.
Слушание песни: «Если добрый ты».
Чтение художественной литературы. Рассказ Л.Толстого «Котенок». Рассказ Б.Жидкова «На льдине» и беседа.
В.Осеева «Волшебное слово», «На катке», «Отомстила», «Три товарища»
Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»,
«Сказка про доброго носорога».
Разгадывание кроссворда
Рассказывание притчи о птичьей дружбе и беседа по содержанию
Участие родителей в реализации проекта
Помощь детям в поиске информации.
Совместное занятие с родителями «Тайна страны Дружландии» (навыки бесконфликтного взаимодействия через активные движения)
этап
Итоговый. Спортивное развлечение совместно с родителями «Там где добро, любовь и дружба - там живет здоровье»
Заключение
В ходе реализации группового проекта дети узнают много нового о понятии «доброта», в совместных играх и тренингах научатся понимать и проявлять доброе отношение друг к другу, надеемся, что снизится количество конфликтных ситуаций. Развивая и обогащая социальные навыки, дети научатся работать в командах, приобретут навыки бесконфликтного взаимодействия и это позволит создать в группе атмосферу доброжелательности.
Как показала практика, использование проектной деятельности в процессе приобщения дошкольников к социально-нравственным ценностям достаточно эффективно. Данный проект позволит детям глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, усвоить ценности взаимоотношений с людьми.
Литература:
2. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я, ты, мы» О.Л. Князевой.
3. Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие Н.В. Иванова
4. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. И.Ф. Мулько
5. Учим детей общению. Н.В. Клюева
6. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. С.С. Бычкова.
7.Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет – С.И.Семенека