Доклад
Министерство образования Иркутской области
МО «Эхирит-Булагатский район»
МОУ Идыгинская СОШ им. К. П. Борисова
Семья и школа - партнёры в формировании у учащихся
ценностно-смысловых ориентаций
Доклад подготовила:
Хандархаева В.В.
учитель математики
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным 2024 год объявлен Годом Семьи. Впервые Год семьи был объявлен в России в 2008 году. Еще раз объявить Год семьи в стране предложила Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. В план Года семьи были включены мероприятия, направленные на улучшение здоровья детей и молодого населения, поддержку здоровья российских семей, совершенствование системы, связанной с образованием и с соцобеспечением, популяризацию государственной политики в плане защиты семьи, пропаганду и сохранение традиционных семейных ценностей. И не случайно наши очередные Борисовские педагогические чтения коснулись темы семьи и воспитания подрастающего поколения.
Ценностные ориентации детей формируются в процессе их взаимодействия с обществом, в первую очередь с родителями, сверстниками и учителями. Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования провел исследование ценностных ориентаций детей школьного возраста и взрослых. Директор Института Наталья Агре рассказала о главных выводах этого исследования и роли школы, семьи в формировании ценностных установок у современных школьников. Участниками исследования стали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Новосибирска и Екатеринбурга. Целью исследования было выявление ключевых факторов, которые влияют на формирование ценностных ориентаций и представлений у детей.
Со всеми участниками обсуждались следующие ценности и установки школьников:
• стремление к общению, созданию и поддержанию взаимоотношений;
• познавательные интересы;
• отношение к труду и будущей профессии;
• отношение к Родине;
• отношение к окружающему миру и природе;
• отношение к художественной культуре;
• отношение к собственному «я».
Интересно, что ответы самих детей не всегда совпадали с представлениями о них родителей и педагогов. В семьях отмечают преобладание у школьников интереса к развлекательным занятиям, наиболее распространенные увлечения детей – компьютерные игры, просмотр видео, общение в социальных сетях и прогулки на улице. При этом опрошенные папы и мамы разделились во мнениях по поводу контроля использования ребенком интернета. Примерно треть родителей практикует совместное использование интернет - ресурсов в образовательных целях, а более половины используют лишение доступа к интернету как наказание. Вопросы патриотизма, отношения ребенка к Родине, актуальные социально-политические темы взрослые предпочитают с детьми не обсуждать, хотя поддержание интереса ребенка к познанию в разных сферах свойственно большинству родителей. Интерес к художественной культуре снижен и у родителей, и у детей. Поэтому совместное посещение театров, музеев, выставок все еще необходимо популяризировать, как и совместное чтение. Важность детских занятий в творческих кружках, спортивных секциях, а также дополнительной подготовки по школьным предметам и иностранным языкам осознает только порядка четверти родителей. Более того, большинство из родителей понимают значимость здорового образа жизни, однако не могут привить его детям. Именно поэтому так важно создавать рекомендации и инструменты, с помощью которых родители смогут эффективнее внедрять здоровые привычки и повышать уровень интеллектуального и творческого развития ребенка. В том, что касается семейных ценностей, ситуация складывается критическая: родители в большинстве своем не рассматривают наличие детей как ценность. Приятно осознавать, что большинство родителей считают неприемлемыми физические наказания в воспитательном процессе. Тем не менее, 10% родителей все же признались, что прибегают к этому, также многие из них не скрывают, что часто переходят на крик и т. д. Так что стоит признать, что в этом вопросе некоторым семьям необходима помощь образовательных и социальных организаций, а также родительских сообществ. Лидирующие позиции среди норм социального поведения, которым родители стараются научить своих детей, занимают уважение к старшим (74%), запрет на воровство (70%), честность (55%). В меньшей мере воспитываются вежливость, толерантность и взаимопомощь (30–40%). В связи с этим необходимо уточнить и систематизировать нормы поведения, которым важно научить детей, и популяризировать их в обществе. Самое противоречивое представление у участников исследования сложилось о школе. Для детей она связана с напряжением. Однако большинство из них относятся к школе положительно – не только как к источнику новых знаний, но и как к возможности приобрести новых друзей. Среди главных проблем школы чаще всего называют конфликты и напряженность между учениками и учителями. Что касается отношения к природе и окружающей среде, то оно сформировано у детей в должной мере, но преимущественно в негативном ключе: они крайне озабочены и расстроены экологическими проблемами. Лучше всего у современных школьников развиты ценности семьи, дружбы, познавательный интерес, сформировано положительное отношение к труду. Стоит отметить, что практически все дети, принимавшие участие в исследовании, планируют создать собственную семью, когда вырастут. Также они хотят начать работать как можно раньше, чтобы иметь больше денег на карманные расходы. Правда, само отношение к труду у них достаточно абстрактное: немногие точно знают, чем они хотели бы заниматься, и могут сформулировать, что делают их родители. Педагоги видят, что многим школьникам не хватает ответственности (50%), у них есть проблемы с принятием себя (35%), нет смелости, решительности, любознательности (по 7%), силы воли, рассудительности (по 3%). А ведь это именно те качества, которые необходимы активному, сознательному и успешному гражданину. Я думаю и так считаю, что выше перечисленные результаты исследования во многом будут отличаться от результатов анкетирования детей, проживающих в сельской местности. Например, сельские дети приучены к выполнению физического труда, бережно и с любовью относятся к природе родного края. В нашей школе хорошо поставлена работа по патриотическому воспитанию, большая часть детей из многодетной семьи.
Решить выше перечисленные проблемы, которые были выявлены в результате анкетирования в мегаполисах можно и нужно, включая в работу общеобразовательные организаций и организации дополнительного образования. Особое место по формированию положительных личностных качеств у школьника, конечно, возлагается на семейное воспитание.
Самое главное и ценное в жизни человека — это семья. В идеале, семья – это любящие друг друга мама и папа, а ребёнок – проявление любви и взаимной заботы о нём. В семьях, где отношения между супругами гармоничные, где родители счастливы и живут вместе, и с детьми практически не бывает проблем. Но, семьи бывают разные. Иногда семьей для человека могут стать даже люди, с которыми у него нет родственных связей. Это люди, которых связывают самые близкие отношения, которые доверяют друг другу. Семья – это место, в которое хочется возвращаться и где тебя всегда ждут, недаром слово «семья» тесно связано в нашем сознании со словом «дом».
Закрой глаза.
Представь уют,
Представь, то место,
Где всегда поймут,
Где нет зла и нет печали,
Где по тебе всегда скучают.
Ты скажешь – нет такого места.
Нет, есть - Родительское сердце!
(Анастасия Иванова, 2015 г.)
Считаю, что родительское сердце – это в первую очередь материнское сердце. Семья - основа государства, а основа семьи - мама. Мама – это самое теплое и нежное слово, которое звучит в нашем сердце. Мама всегда рядом, она вдохновляет, поддерживает и бесконечно любит. Но, к сожалению, наступают времена, когда у нас нет возможности выразить всю нашу любовь и благодарность маме. Наша мама ушла из жизни, как говорят люди «лёгкой смертью», уснула и не проснулась. Очень тяжело принять то, что её нет с нами. Именно поэтому так важно говорить добрые слова и выражать свою заботу и любовь в любое время, пока родные рядом с нами.
Счастливая семья там, где счастливая мама и жена. Полноценная семья играет немаловажную роль в психофизическом развитии ребенка. И женщина, мама, нуждается в поддержке со стороны всех членов семьи так же, как они нуждаются в ее заботе. Поэтому я считаю, роль папы в воспитании детей также важна. В нашей семье, у наших родителей, где родились и выросли пять детей, я думаю, была взаимность: взаимная любовь, уважение, забота, внимание. Я всегда чувствовала тепло и трепетное отношение нашего папы к нам, детям. Наши родители всегда интересовались нашими успехами в школе, нашими взаимоотношениями со сверстниками и друзьями. Они приложили все усилия, чтобы всем нам дать высшее образование и сделать всё, чтобы наше будущее было благополучным.
Существует много проблем воспитания детей в семье. Одна из главных - это дефицит ласки, который испытывают дети. Родители не находят времени или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Дети, которые были обделены родительской ласки, и во взрослой жизни, в семье, которую они создали, также сдержанны. А чрезмерная опека, вседозволенность, слепая любовь родителей к своему чаду может отрицательно повлиять на дальнейшее поведение ребёнка в социуме. К одной из проблем относится проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали. Общайтесь с вашими детьми как можно больше и чаще, тогда и у вас, и у них будет значительно меньше проблем. Будьте для своего ребёнка примером и образцом для подражания, не требуйте от него того, чего сами не сможете выполнить. Как известно идеальным родителем является тот родитель, который служит своим детям положительным примером во всем. Воспитать желаемое, и не только в ребенке, можно только личным примером. Дети не всегда обращают внимания на то, что мы говорим, но они внимательно следят за тем, что мы делаем и как делаем. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка, - писал А.С. Макаренко, - только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Все заложенное в ребенке в самом раннем детстве будет служить основой в становлении личности. Дети одних и тех же родителей не похожи друг на друга, наши трое родных детей совсем разные. Конечно, у них есть общие черты внешности, поведения, характера. Но у каждого своё мировоззрение, интересы, взгляды на жизнь Я думаю, что они переняли от нас такие черты характера, как порядочность, ответственность, честность.
Фотографии, письма, статьи из газет, которые хранятся в семейном архиве - возвращают нас в прошлое семьи. Перебирая их, вспоминаю семейные рассказы, традиции. Когда наши дети были маленькими, не было мобильной связи. Сохранились их записи, перечитывая их, я пришла к выводу, что в нашей семье было принято писать друг другу информацию не только о своём местонахождении, но о своей любви к родным. Например, Саша - старший сын пишет: «Здравствуй мама мы у бабы преежай за нами. Быстрей нам скучно. Антон и Саша». Антон - второй сын, они погодки, пишет: «А до нам скична Я Антоша прижай Я мама дябя люблю Антоша и Саша». Антон пишет с ошибками, в школу в эту пору не ходил, грамоте учил его старший брат. Ещё одно сообщение для папы от Антона: «Мама в шклим а мы у бабы» (шклим - это школа). Записки о том, что сыновья скучают, ещё раз подтверждают, что детям всегда нужна материнская любовь и забота. Причём в гостях у бабы они бывали только на несколько часов, самое большее на день. Родители мужа и наша семья жили в одной деревне, и наши дети часто бывали у дедушки с бабушкой. К тому же в деревне никогда не было детского сада, все дети воспитывались в домашних условиях. А вот ещё сообщение от дочери Ани: «Антон я на речки, у мамы спросилась буду до шести часов». (текст писем-записей не корректиррован). Разница в возрасте между сыновьями и дочерью 8-10 лет, и конечно сыновья несли ответственность за сестрёнку. Мы, молодые родители, пытались воспитать у своих детей ответственность не только за свои за свои поступки, учили их любить близких, не стесняться выражать свои переживания и чувства. Аня вспоминает с улыбкой: «Когда я заболела, Антон устроил мне ужин при свечах. Зажёг свечи, заварил лапшу – роллтон и преподнёс ей на подносе». Как для растения важна вода, почва, воздух, так и для ребенка важна та атмосфера, в которой он растет и воспитывается. Думаю, что атмосфера в нашей семье, в первую очередь, была наполнена любовью.
Особое внимание при воспитании должно быть уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества. А так как мы с мужем работаем в системе образования, то стараемся всё лучшее, что мы переняли от своих родителей и предков передать своим воспитанникам. Нам учителям доверяют самое дорогое — своих детей. Все мы, и родители, и учителя хотим одного: чтобы наши дети были здоровыми, успешными, получили хорошее образование, научились жить и работать в коллективе, развивали свои способности. И только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии мы сможем добиться этого результата. Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка к взрослой жизни, воспитание личности. Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован. Учителя и родители должны стать союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу, заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания. Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Никто не заменит ребенку добра, заботы и понимания со стороны родителей. Но, и школа играет огромную роль в воспитании ребенка. Система образования прилагает немало усилий для воспитания самостоятельной, творческой, уверенной в себе личности. Эти задачи невозможно выполнить, если мы не будем искать к каждому ученику индивидуальный подход. Подросток, лишенный внимания, значительно легче примет девиантные формы поведения. Воспитанием через добро и понимание можно многое изменить, скорректировать в поведении ребенка. Поэтому, нам взрослым, надо общаться с ребенком. Общаться, но не авторитарно. Создавать условия для доверительного общения на внеклассных мероприятиях, переменах, уроках. Я думаю, что дети нашей школы доверяют своим учителям и классным руководителям. В нашей малокомплектной школе я считаю комфортно и душевно тепло всем. В школе создаются все условия для ситуации успеха, одобрения, поддержки всего коллектива. Это подтверждают мои наблюдения за детьми и коллективом, результаты анкетирования, отношения наших учеников с учителями. Воспитание детей – это не только тяжелый душевный труд, но и работа еще над собой. Мы должны увидеть в каждом ребенке его уникальность, уважать его, понимать, принимать, развивать и совершенствовать его личность. Не столь важно, каких интеллектуальных или карьерных высот они достигнут. Важнее, какими людьми они станут. Хотелось бы видеть их успешными, ответственными, трудолюбивыми, честными, щедрыми, бескорыстными. Задача может непростая, но разрешимая. Учебно- воспитательная деятельность нашей школы происходит в тесном и взаимном сотрудничестве с родителями. Дети считают школу «своим вторым домом». Выпускники нашей школы – частые гости своего «второго дома». И нет ничего отраднее, чем видеть своих выпускников нравственно-подкованными, сумевшими найти себя в этой жизни, а также услышать от них слова признательности и благодарности.
Источники:
Агре Н. Исследование ценностных ориентаций детей школьного возраста и взрослых. Электронный журнал «Вестник образования» Минпросвещения России.2021 г.
Интернет ресурсы
.
6