12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Самофалова86
1

ДОКЛАД "ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ"

«Кто владеет информацией - тот владеет миром»

Майер Ротшильд

В последние время произошло переосмысление значительной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. До нынешнего времени в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «… современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка»

Каждый день на каждого из нас обрушивается огромный поток информации, обработка которой отнимает у нас всё больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом действительно безбрежном море достаточно нелегко. Сложно нам, взрослым людям, ещё более трудно детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает достаточно много. И помочь ответить на все эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребёнку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа должна научить ребёнка использовать информацию так, чтобы она открывала ему мир неизвестного.

В Государственном стандарте начального общего и среднего общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основного образования.

Школьная библиотека является не только источником информации и пунктом выдачи учебников, это информационно – образовательный и культурный центр образовательного учреждения.

Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках реализации Государственного Образовательного Стандарта Донецкой Народной Республики.

Согласно пункту 2.4 Государственного Образовательного Стандарта Донецкой Народной Республики «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение умениями работать с информацией»:

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) и сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

Согласно пункту 2.5 Государственного Образовательного Стандарта Донецкой Народной Республики «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», предметные результаты среднего общего образования должны обеспечивать:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учётом

правовых и этических аспектов её распространения, избирательного

отношения к полученной информации;

выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении;

поиск информации с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках).

Роль школьной библиотеки в информационном пространстве образовательного учреждения определяется целью обеспечения учащихся, педагогических работников, родителей – доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредствам использования библиотечно - информационных ресурсов на различных носителях.

Школьная библиотека выступает, как образовательное подразделение школы, где библиотекарь, также как и учитель, принимает участие в решении педагогических задач, выполняет роль специалиста в области повышения информационной культуры учащихся.

Формирование информационной грамотности, а затем информационной культуры школьников - важный компонент общего уровня образования, наряду с такими умениями, как читать, считать, писать, на которых строится образование.

В условиях происходящих информационных процессов в современном обществе формирование информационной культуры личности приобретает особую актуальность. Наше время настоятельно требует от каждого из нас овладение специальными поисковыми знаниями, без которых не обойтись сегодня никому: ни учёному, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и обладать умением привить их пользователям информации.

Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников могут выступать школьные библиотеки.

Библиотека – это место, где ребёнок может получить необходимую информацию, самостоятельно научиться находить эту информацию.

Время вносит свои изменения в деятельность многих школьных библиотек. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”.

Пришло понимание того, что школьная библиотека является не только местом выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться успеха в школе и во взрослой жизни. Он должен быть способным видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. Научить мыслить самостоятельно может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития. Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка.

Под информационной культурой, мы понимаем:

систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

По давно сложившейся традиции школьные библиотекари уделяют больше всего внимания формированию информационной культуры в начальной школе. Работа ведётся по принципу системности, начиная с первого класса, позволяя учащемуся постепенно накапливать и углублять знания о книге. С самого первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке, учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать её от периодического издания. В объём знаний и навыков учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом.

В школьной библиотеке должны быть созданы все условия для первого посещения библиотеки:

- на видном месте стоять детские книжки с красочными картинками.

- в наличие быть отдельный стеллаж с детскими энциклопедиями.

Всё должно приковывать взгляд маленького читателя.

Во втором и третьем классе для учащихся проводятся обязательные занятия по структуре книги, на которых дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения. Полученные в начальной школе знания о книге должны быть базовыми, достаточно крепкими. Поэтому огромное внимание уделяют практическим занятиям, чтобы знания стали навыками, вошли в привычку. Важно применять наглядный материал, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации.

В объём знаний и навыков учащихся 3-4-х классов — умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов, альбомов как средств выбора книг для чтения. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии „Что такое? Кто такой?“. Получили распространение такие массовые устные формы воспитания библиотечно-библиографической культуры, как игры-путешествия по книгам, игры-конкурсы.

Для учащихся младших классов с целью проверки и контроля знаний могут проводиться “уроки творчества”, на которых дети могут делать книжные закладки, суперобложки, другие поделки, в том числе “книжки-самоделки”, “книжки-раскладушки” и т. д.

В среднем звене темы занятий, проведённых в младшей школе, повторяются и добавляются новые.

В объём знаний и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. Углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, назначении библиографии, ее создателях.

Более подробно и глубоко изучаются структура книги, её история, художественное оформление, особенности изданий для подростков. Учащиеся знакомятся со справочным аппаратом школьной библиотеки, с традиционными каталогами и картотеками, с электронным каталогом. Предпочтение отдаётся изучению алгоритмов работы со справочной литературой. Ставится задача научить ребят чётко различать отраслевую литературу, знать систему её расстановки в фонде и соотносить с отражением её в каталогах и картотеках.

Для знаний и навыков учащихся 7-9-х классов характерно расширение диапазона познавательных интересов. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги. Например, изучаются темы: „Работа со справочной литературой“, „Характеристика научно-познавательной литературы“, „Как работать с критической литературой“.

Для учащихся 5-9 классов необходимо проводить экскурсии в библиотеки разных видов и типов, фондами которых они будут пользоваться, когда станут студентами. Это поспособствует тому, что выпускники будут иметь представление о назначении и особенностях разных библиотек. Для учащихся старших классов полезны уроки, на которых они знакомятся с основными приёмами работы с текстами, способами записи прочитанного, правилами составления списков литературы и алгоритмом написания реферата.

В работе со старшеклассниками необходимо сформировать у них навыки быстрого поиска информации, приёмы развёртывания её при чтении библиографических источников, технологии составления списков литературы, библиографического её описания. Если методам самостоятельной работы с книгой, конспектированию и реферированию может научить педагог, то вышеперечисленные навыки может сформировать только библиотекарь. Статистика констатирует, что две трети учащихся старших классов обладают низким уровнем информационной культуры, и это, несомненно, отрицательно сказывается на их последующей учебной и профессиональной деятельности. Неумение работать с информацией проявляется в тех случаях, когда старшеклассники начинают участвовать в исследовательских проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах, пишут и защищают рефераты.

Библиотечно-библиографические занятия, проводимые в библиотеке, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.

Современная система образования призвана сформировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры - одна из самых актуальных проблем нашего времени. Организация беспроблемного перехода школьника в библиотеку более высокого уровня с точки зрения предоставления ему более сложной научной, специальной и иной информации имеет большое значение.

Не секрет, что большинство ВУЗов высказывают свои недовольство и возмущение школьным библиотекарям по вопросу воспитания информационной культуры. Многие студенты первых курсов оказываются не готовыми обучаться в высших учебных заведениях: они не умеют записывать лекции за преподавателем, они не способны читать литературу в больших объёмах, у них возникают трудности в подготовке и правильности оформления конспекта или реферата. Каждый человек в современном мире должен обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь её оценить и применить для себя, сделать её полезной.

Эффективно решить комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся возможно за счёт проведения в общеобразовательных учреждениях библиотечных занятий, которые будут включать основы информационной грамотности и культуры:

категория книги, её структура, научный аппарат;

развитие книгоиздания;

история возникновения и развития библиотек разных типов;

справочно-библиографический аппарат библиотеки;

библиографирование документов, принципы создания указателей, списков, обзоров;

аналитико-синтетическая переработка документов;

реальные приёмы работы с текстом, в том числе психология чтения и техники продуктивного чтения;

поиск информации и работа с ней в компьютерных сетях.

Специальные знания необходимо давать учащимся, учитывая их возрастные особенности, раскрывая в динамике от класса к классу, по принципу «от простого к более сложному», обеспечивая преемственность в обучении.

В своей работе школьные библиотекари должны чётко ставить цели: научить учащихся рациональным приёмам работы с книгой, поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:

умение задавать грамотно вопрос;

знание источников информации и умение ими пользоваться;

умение правильно применить найденную информацию.

Овладение данными знаниями и приобретёнными умениями позволят учащимся сократить время на выполнение домашних заданий, будут способствовать повышению качества знаний за счёт овладения более продуктивными приёмами учебного труда.

Создание условий для формирования информационной культуры личности - одно из наиболее важных направлений работы школьной библиотеки. Основными её принципами являются:

планомерность;

поэтапность;

дифференцированность.

Самое главное средство в формировании информационной культуры школьников – уроки информационной грамотности.

Библиотечные уроки являются основным видом деятельности библиотекаря по формированию информационной личности каждого учащегося, подготовке ребёнка к продуктивной самостоятельной работе с различными источниками информации.

При проведении библиотечных уроков, как и других уроков разных типов, обязательно должны соблюдаться следующие принципы:

системного подхода;

преемственности;

последовательного усложнения при подаче нового материала на уроках;

ориентирования на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные возможности и потребности школы.

В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся подобранная литература предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приёмов изложения конкретного материала. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные, игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего школьного возраста. В последнее время эти формы усовершенствовались за счёт введения элементов занимательности. Библиотекари проводят всевозможные библиографические КВН, викторины и конкурсы для читателей.

Хорошо зарекомендовали себя такие игровые мероприятия, как «Информины».

«Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина») - это библиотечная игра-соревнование, посвящённая конкретной теме, определяющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями для нахождения необходимых изданий, сведений. 

Таким образом, на занятиях практикуются методы коллективной совместной деятельности, самостоятельный труд учащихся, соревновательные и игровые приёмы.

Библиотека – это именно та среда, где каждый ребёнок может получить хорошую, качественную, достоверную информацию, научиться самостоятельно находить её в безбрежном море и обучиться информационной культуре в целом.

Для того, чтобы дать учащимся основы информационных знаний, школьными библиотекарями разрабатываются определённые библиотечные занятия, в ходе которых ребята знакомятся с разными формами и методами творческой работы с текстом.

Подобные занятия целесообразно начинать с освоения навыков грамотного библиотечного пользователя, с усвоения умения читать не только художественную, но и научную и научно-познавательную литературу. Сначала ребята учатся различать цели чтения. А они бывают разными (информационно - поисковая, усваивающая, аналитико-критическая, творческая).

Однако при любых целях читателю следует придерживаться определённых правил:

чтение должно быть вдумчивым;

в ходе чтения следует выделять неизвестные термины, находить их значение;

целесообразно делать выписки, необходимые для работы.

Затем учащиеся знакомятся с основными умениями, необходимыми читателю научной и научно-познавательной литературы. Они могут быть следующими:

находить и выделять главное в тексте, использовать сжатые формы (или «свёрнутые») записи информации (заметки, тезисы, конспекты);

определять в тексте связи между явлениями;

пользоваться библиографическими изданиями, справочной литературой;

привлекать в процессе чтения справочную литературу;

проводить анализ, синтез и обобщение на материале изучаемых источников.

Для рациональной организации работы с книгой необходимо знакомить учащихся со структурой книги, её основными элементами и их предназначением.

Титульный лист дает следующую информацию: фамилию автора, название книги, год и место издания. В подзаголовочных данных может быть указан жанр издания (монография, учебное пособие, сборник и т. д.).

Аннотация – это сжатая характеристика содержания книги.

Предисловие – информирует читателя о замысле и предназначении данного издания.

Оглавление – перечень содержания книги, ее основных частей, структуры.

Послесловие подводит итог, в нем делаются выводы.

В ходе работы с книгой учащиеся осваивают умение делать сжатые формы записи (планы, заметки, тезисы, конспекты).

Составление плана прочитанной книги по теме.

Если план простой, то необходимо:

разделить текст на законченные по смыслу части;

выделить в них основные положения, главные мысли;

сформулировать их и записать в порядке значимости.

Если план сложный (развёрнутый), то добавляются следующие моменты:

поиск положений, раскрывающих главные мысли;

их запись в плане.

Немаловажное значение в работе с книгой играет умение составлять тезисы какого-либо научного текста.

Тезис (греч. «положение, утверждение») – это краткое изложение основных положений научного доклада или статьи без приведения системы доказательств. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить

его суть в кратких формулировках.

Алгоритм составления тезисов. При чтении текста:

разделить текст на смысловые части;

выделить основную мысль каждой части и сформулировать её;

выписать фактический материал, который помогает доказать правильность сформулированного тезиса.

Порядок записи тезисов:

пункт плана;

основной тезис;

его составные части.

Для удобства работы тезисы необходимо нумеровать.

В старших классах активно практикуется такая форма сжатой информации, как конспект.

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Конспектирование – такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь.

Алгоритм составления конспекта:

Выделить информационно-значимые места текста.

Разделить текст на основные смысловые части, выделить главные мысли и выводы.

Составить план текста.

Выделить в тексте тезисы и записать с последующей аргументацией.

Собственные комментарии и вопросы располагаются на полях.

Авторский текст оформляется в виде цитат с указанием страниц.

Обобщение текста конспекта, выделение основного содержания проработанного материала с указанием собственной оценки.

Составление библиографического описания конспектируемого источника.

Чаще всего учащимся приходится составлять разнообразные рефераты по всем школьным предметам. И в данном случае библиотека может прийти на помощь ученикам и научить их рациональным приёмам работы над рефератом, показать его особенности и отличия от других видов письменных работ.

Реферат – это краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи. Он посвящается определённой теме, включает обзор источников информации по данной научной проблеме.

Последовательность работы над рефератом:

изучение темы (уточнение терминов по справочной литературе, определение объёма работы и установление границ для источников изучения: временные, территориальные и т. п.)

Поиск литературы с использованием методов информационного поиска:

каталоги и картотеки (книжные, карточные, электронные)

способ группировки (алфавитный, систематический, предметный)

библиографические пособия (самостоятельные, внутрикнижные, пристатейные).

Отбор литературы

Изучение литературы

Написание реферата.

Структура реферата:

1. Введение – обоснование актуальности темы реферата, формулировка вопросов для изучения, краткий обзор изученной литературы.

2. Основная часть – рассмотрение путей и способов решения вопросов, поставленных во введении на основе изученных источников и собственных наблюдений.

3. Заключение – краткие выводы.

4. Список литературы – по существующим стандартам (способы использования сносок в реферате: постраничный и по списку литературы).

При проведении библиотечных занятий используются различные приёмы.

Например, приём «Ромашка вопросов» из шести видов практических вопросов. Отвечая на них, ученик начинает ориентироваться в любой теме, определяет для себя, что он знает, что следует уточнить, а какую информацию ему надо освоить полностью:

вопрос-интерпретация отвечает на всевозможные «Почему?»;

оценочные вопросы выявляют отношение к событиям, людям, фактам (хорошо - плохо, верно - неверно);

простые вопросы требуют назвать, перечислить факты;

творческие вопросы: здесь уже присутствует элемент предположения, прогноза («Что изменилось бы, если…?»);

практические вопросы устанавливают связь с существующим опытом, практикой;

уточняющие вопросы помогают получить дополнительную, разъяснительную информацию («Правильно ли я тебя понял…?, «То есть, ты говоришь, что…?, «Если я правильно тебя понял, то…?»).

На любой стадии работы с текстом система вопросов, умение их задавать служат активизации работы над темой, а также для демонстрации понимания изученного.

На стадии составления плана любой творческой работы (будь то сочинение, изложение, доклад, проект и так далее) ребятам поможет такой приём, который называется кластер (или «гроздь»). Он поможет выделить основные смысловые единицы текста, установить между ними логические связи и графически их оформить

Кластер – графический прием систематизации материала. Он составляется в определенном порядке, с соответствующим игровым комментарием, который всегда привлекает детей. Например, для составления кластера можно нарисовать модель Солнечной системы: звезду, планеты и спутники. В центре – звезда, т. е. тема работы. У звезды есть планеты – основные смысловые единицы. У каждой из планет есть спутники и так далее.

На любом занятии необходимо подвести итог. Поможет нам это сделать приём под названием «синквейн» или пятистрочие. Пять строчек в определённой последовательности:

одно существительное (наша тема);

два прилагательных – характеризует нашу тему;

три глагола – описывают действия в рамках нашей темы;

четыре любых слова – выражают личное отношение к теме;

одно любое слово – синоним центральной темы.

Синквейн может применяться на любой стадии работы – для обобщения знаний, для вдумчивой работы, для анализа знаний и впечатлений.

Таким образом, для развития информационной грамотности у современных учащихся необходима планомерная долговременная согласованная деятельность школьной библиотеки с администрацией школы, классными руководителями и всеми учителями-предметниками.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.