Доклад методического объединения на тему «Стрессоры в профессиональной деятельности педагога»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования г. Владикавказа»
структурное подразделение
«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
«Стрессоры в профессиональной деятельности педагога»
(доклад на заседании методического объединения)
Составитель:
Педагог-организатор
Чаваев Р.Ш.
2024г.
Методическое объединение
«Стрессоры в профессиональной деятельности педагога»
Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.
Что такое стресс?
Стресс – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем.
Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давление», «напряжение».
Стресс определяется как способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя. Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс – это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем».
Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.
Природа стресса
Когда конфликтная ситуация требует быстрого разрешения и немедленного ответа, в нашем организме срабатывают заложенные природой адаптивные механизмы. Биохимические реакции протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с ускоренной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус, «эмоциональный центр» мозга, передает сигналы гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь. Когда Вы сердитесь, боитесь или беспокоитесь, Ваш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, чтобы Вы были готовы действовать: кинуться в драку или, наоборот, убежать. Если Вы постоянно тревожитесь, эти гормоны вырабатываются в организме постоянно, что вызывает стресс.
Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повышается давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Человек готов к бою.
Если выплескивания эмоций не происходит, гормоны накапливаются. Это вызывает напряжение и усталость.
Факторы-стрессоры в профессии педагога
В различных классификациях причин стресса в коммуникативных профессиях, в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением и к которым относится профессия педагога, наиболее стрессогенными считаются следующие факторы:
Длительное и интенсивное общение, включающее в себя множество коммуникативных и эмоционально сложных ситуаций общения. У педагогов профессиональные стрессы связаны с необходимостью взаимодействовать с «трудными» детьми и «сложными» родителями.
Недостаточная профессиональная подготовка. В педагогической профессии специалисты страдают от того, что каждый год появляется огромное количество новых теорий, технологий, исследований, знание которых кажется необходимым для того, чтобы не чувствовать себя «в хвосте прогресса». Для освоения новых знаний необходимы время, силы и деньги. Особую опасность данный стрессор может представлять для людей с «комплексом отличника», которым хочется всегда все знать и делать лучше всех. Часто именно эта неосознаваемая установка создает благоприятную почву для развития синдрома эмоционального выгорания.
Эмоциональные отношения с детьми и коллегами. Естественно, что специалист любой профессии, работающий в коллективе, может сталкиваться с сильными эмоциями окружающих. Однако вероятность работы в эмоционально напряженных условиях у специалистов профессий категории «человек-человек» намного выше. Стрессогенность этого фактора связана еще и с тем, что к специалистам данной сферы предъявляются требования, которым необходимо соответствовать:
эмоциональная нейтральность;
умение проявлять эмпатию и сочувствие;
умение справляться с сильными эмоциями других людей, сопротивляясь психическому заражению подобными эмоциями;
умение справляться с собственными сильными эмоциями.
Профессиональная ответственность. Необходимость принимать ответственные решения, часто в ситуациях цейтнота, также рассматривается психологами как стрессогенный фактор. Действие данного фактора усугубляется тем, что СМИ, социальные сети могут придать широкой огласке любые инциденты, случившиеся в образовательном учреждении, и повлиять на его имидж.
Неспособность действовать эффективно. Успех любого дела зависит от усилий обеих сторон - мастерства педагога и способностей ученика. К сожалению, усилия педагога не всегда приводят к положительным результатам в силу многих объективных и субъективных причин. В этом случае у педагога может возникать чувство обиды на учеников или ощущение собственной профессиональной беспомощности. Оба эти состояния разрушительны ля специалиста.
Изоляция от поддержки коллег. У педагогов, работающих с детьми, большая часть времени проходит в общении с ними. Часто в течение рабочего времени нет возможности обсуждать с коллегами профессиональные проблемы или свое эмоциональное состояние. Такая ситуация провоцирует развитие профессионального и эмоционального выгорания. В связи с этим важно отметить, что защититься педагогам от этого стресс-фактора могут помочь друзья, работающие в других сферах занятости, поскольку они могут оказать эмоциональную поддержку и просто выслушать и посочувствовать. Однако профессиональную обратную связь могут дать только коллеги или специалисты, работающие в одной сфере, кроме этого, педагогам могут помочь участие в работе творческих групп, профессиональных ассоциаций, методических объединений.
Недостаточное моральное и материальное стимулирование. К сожалению, низкие зарплаты людей, работающих в сфере помогающих профессий, негативно сказываются на уровне их самоуважения. Если в организации недостаточное материальное стимулирование не компенсируется хотя бы отчасти, понимающим отношением руководства и развитой системой нематериального поощрения, данный стрессор может привести к личностному кризису или развитию психосоматики.
Каждый из перечисленных выше факторов может стать причиной возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания или профессиональной деформации. Умение осознавать и контролировать влияние данных факторов, с нашей точки зрения, является важным ресурсом стрессоустойчивости для любого специалиста, работающего в сфере
«человек-человек».
Симптомы стресса
Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные.
1. Физиологические симптомы: стойкие головные боли; неопределенные боли; нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами, запор или диарея, спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); чувство нехватки воздуха на вздохе; судороги; утомление; подверженность аллергиям; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; обмороки, тошнота; частые простудные заболевания; возобновление болезней, имеющих место ранее; быстрое увеличение или потеря веса; частое мочеиспускание; ощущение покалывания в руках и ногах; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; кожные сыпи; чувство комка в горле; затруднение в рассматривании предметов; двоение в глазах или расплывание образа.
2. Интеллектуальные признаки: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сновидения, кошмары; ошибочные действия; потеря инициативы; постоянные негативные мысли; нарушение суждений, спутанное мышление; импульсивность, поспешные решения; спутанное мышление.
3. Поведенческие признаки: потеря аппетита; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение количества проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность; склонность к авариям; нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение или употребление алкоголя; доделывание работы дома; повышенная занятость, отсутствие времени на отдых.
4. Эмоциональные симптомы: раздражительность; беспокойство; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева; циничный, неуместный юмор; подозрительность; потеря уверенности; чувство отчужденности; уменьшения чувства удовлетворенности жизнью; отсутствие заинтересованности; сниженная самооценка; неудовлетворенность работой.
Стрессы бывают разные. Человек переживает разные стрессовые состояния. Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конструктивный, полезный стресс). Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качества жизни (деструктивный, вредный стресс). Какой вид стресса человек переживает, зависит от силы и длительности стресс-фактора, чувствительности организма к влиянию неблагоприятных условий и от возможностей им противостоять. Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» – тот индивидуальный уровень напряженности, при достижении которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы и качество жизни.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический и психологический. Последний подразделяется на эмоциональный и информационный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Физические и психологические стрессы, имея разную внешнюю природу, тем не менее, вызывают в организме сходные химические реакции.
Профилактика социальных стрессовых состояний
Человек порой является источником стрессов для самого себя: выбирает неверные пути, предъявляет завышенные претензии. Порой люди страдают переоценкой собственной персоны.
Шаги исключения человека из источника стресса для самого себя:
Умение хорошо освоиться со своими личными данными, познать свои достоинства и слабости;
Выработка привычки постоянно совершенствовать ретроспективный анализ стрессовых ситуаций (учиться на своих ошибках);
Выработка автоматического навыка к каждодневному преодолению собственной слабости – проявление воли к самому себе (заставить себя сделать то, что нужно, а не хочется; заставить себя не делать того, что хочется);
Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых незначительных состояний. «Постоянное хранение в памяти негативной симптоматики равносильно самоубийству»;
Освоение навыка отсроченного реагирования на сильное негативное воздействие.
Итогом профилактики стресса должно стать такое состояние, при котором человек не создавал бы своими действиями (и словами тоже) ситуации, которые превращались бы в источники тревоги, страха и т. д.
Весьма полезным элементом является приобретение навыка отдыхать без прекращения деятельности мозга – использование закономерностей центральной нервной системы: отдых от решения одних задач путем переключения на другие.
Профилактикой стресса является умение отделять служебные отношения от личных – это важный резерв для сохранения душевного здоровья.
Демонстрация психического равновесия является мощным фактором стрессоустойчивости. Существует множество способов по сохранению и укреплению психологического здоровья.
Многие люди боятся перемен, чем мешают себе успешно к ним адаптироваться, вырабатывать модели эффективного поведения в подобных ситуациях. Тех же, кого не страшит перспектива надвигающегося стресса, охватывает азарт и энтузиазм к действиям от поступающего в кровь адреналина, и они, в конечном итоге, добиваются своей цели. Как распорядиться своим стрессом, каждый может сам для себя решить, а жизнь будет продолжаться несмотря ни на что.
Ресурсы преодоления стресса
Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, можно наблюдать, что одни из них легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя больными и подавленными, пережив схожие ситуации. Можно предположить, что преодолевая стресс, люди используют для этого различные ресурсы.
Понятие «психологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно точно. Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых). К ресурсам личности Н.Е. Водопьянова относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, дающие человеку возможность быть более адаптивным стрессоустойчивым.
В информационной модели стрессоустойчивости выделяется несколько видов ресурсов: когнитивные, эмоциональные, поведенческие, социально-психологические.
Когнитивное преодоление – использование позитивного мышления для анализа причин стресса и поиска способов его преодоления, поиск и оценка ресурсов, которые могут быть использованы для преодоления стресса. Когнитивные последствия стресса – нарушения концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления.
Эмоциональное преодоление – осознание и принятие своих чувств и эмоций, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний» на переживании ситуации и другие. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева.
Поведенческое (деятельностное) преодоление – коррекция стратегий, планов и задач деятельности, изменение поведения или деятельности. Поведенческие стрессовые реакции – агрессия, бегство, дезорганизация.
Социально-психологическое преодоление – коррекция жизненных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных отношений.
Человек может использовать ресурсы в момент стресса или «консервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажется в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).
Группы людей по стрессоустойчивости:
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:
1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
3. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.
4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.
Развитие стрессоустойчивости
О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей – значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается – значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не «выливать» свой негатив на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувство угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером, но при этом все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри.
Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.
Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход. Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.
Можете разработать собственную индивидуальную методику противодействия этому злу. Проблема стрессоустойчивости сегодня одна из актуальных, и по ней имеется большое количество литературы как в библиотеках, так и в Интернете. Досконально вникнув в вопрос, вы сможете воспользоваться рекомендациями, которые лучше всего подходят вам.
Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и человек чувствует, что своими силами он не справится. Но главное – есть желание побороть стресс, а это уже половина успеха. В остальном помогут специалисты, к которым нужно обратиться без стеснения.
Рекомендации педагогам:
Расходуйте свой энергорезерв аккуратно; уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра;
Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо;
Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали;
Чтобы не возненавидеть работу, периодически делайте перерывы;
В выходные – забудьте о работе;
Регулярно меняйте обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.
Приложение
Тест «Крепкие ли у вас нервы?»
Данный тест покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (в данный момент).
Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?
Да
Нет
Вы считаете свою работу важной и значительной?
Да
Нет
У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?
Да
Нет
Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?
Да
Нет
Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?
Да
Нет
Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?
Да
Нет
Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?
Да
Нет
У вас нормальные масса тела и давление?
Да
Нет
Вас нелегко вывести из себя?
Да
Нет
У вас есть дела которых вы ждете с радостью (выходные, хобби, спорт?)
Да
Нет
Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?
Да
Нет
Вы живете в спокойном районе?
Да
Нет
Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?
Да
Нет
Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?
Да
Нет
Вы едите много цельнозерновых продуктов?
Да
Нет
Вы – творческий человек?
Да
Нет
Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?
Да
Нет
Вы смеетесь часто и охотно?
Да
Нет
Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?
Да
Нет
Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?
Да
Нет
Анализ теста «Крепкие ли у вас нервы?»
Подсчитайте количество «Нет» и запишите это число.
Если Вы ответили «Нет» на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!
А если Вы ответили «Нет» на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться. Возможно, страдаете бессонницей. Это значит, настало время пересмотра Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.
Тест на определение стрессоустойчивости личности
Данный позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).
№ |
Утверждения |
Редко |
Иногда |
Часто |
1 |
Я думаю, что меня недооценивают в коллективе |
1 |
2 |
3 |
2 |
Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров |
1 |
2 |
3 |
3 |
Я переживаю за качество своей работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Я бываю настроен агрессивно |
1 |
2 |
3 |
5 |
Я не терплю критики в свой адрес |
1 |
2 |
3 |
6 |
Я бываю раздражителен |
1 |
2 |
3 |
7 |
Я стараюсь быть лидером там, где это возможно |
1 |
2 |
3 |
8 |
Меня считают человеком настойчивым и напористым |
1 |
2 |
3 |
9 |
Я страдаю бессонницей |
1 |
2 |
3 |
10 |
Своим недругам я могу дать отпор |
1 |
2 |
3 |
11 |
Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность |
1 |
2 |
3 |
12 |
У меня не хватает времени на отдых |
1 |
2 |
3 |
13 |
У меня возникают конфликтные ситуации |
1 |
2 |
3 |
14 |
Мне недостает власти, чтобы реализовать себя |
1 |
2 |
3 |
15 |
У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом |
1 |
2 |
3 |
16 |
Я все делаю быстро |
1 |
2 |
3 |
17 |
Я испытываю страх, что не поступлю в институт |
1 |
2 |
3 |
18 |
Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки. |
1 |
2 |
3 |
Анализ теста на определение стрессоустойчивости личности
Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое было набрано, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:
Суммарное число баллов |
Уровень вашей стрессоустойчивости |
От 51 до 54 баллов |
1 уровень – очень низкий |
От 53 до 50 баллов |
2 уровень – низкий |
От 49 до 46 баллов |
3 уровень – ниже среднего |
От 45 до 42 баллов |
4 уровень – чуть ниже среднего |
От 41 до 38 баллов |
5 уровень – средний |
От 37 до 34 баллов |
6 уровень – чуть выше среднего |
От 33 до 30 баллов |
7 уровень – выше среднего |
От 29 до 26 баллов |
8 уровень – высокий |
От 18 до 22 баллов |
9 уровень – очень высокий |
Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот.
Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Кияйкина Наталья Федоровна