Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
МБОУ «Усолинская СОШ»
Горномарийского района Республики Марий Эл
Доклад на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Минюкова Зоя Борисовна
С. Усола 2020 г.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких. Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, каждый педагог хочет видеть в каждом своем ученике будущего певца, художника, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, стараюсь помочь раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого с первых дней приучаю своих первоклассников при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Использование творческой игры на уроках в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предметам. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача творческой игры. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил.
Начинать работу по развитию детей нужно с самого первого класса, с самого простого – со способности понимать задание, с умения внимательно слушать вопросы и чётко на них отвечать, постепенно усложняя.
В своей работе я использую следующую классификацию упражнений:
Упражнения для разминки.
Например, ответьте, как можно быстрее на следующие вопросы:
Сколько дней в неделе? Каким в ней по счёту является воскресенье? В названии, какого дня есть удвоенная буква б?
Упражнения на развитие быстроты реакции и внимания.
-Умеете ли вы делить на слоги? Давайте потренируемся.
-Определите: сколько слогов в следующих словах: мак, пират, родина, стол, весна, зима, папа
-Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания.
Разминка и упражнения на развитие быстроты реакции и внимания используются при проведении устного счёта, словарной работы, при написании числовых и буквенных диктантов, а также на этапе повторения пройденного материала.
Упражнения на развитие слуховой памяти.
-Это задание рассчитано на работу в паре. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. Например, сын, облако, кошка – получается закодированное слово сок. Развитие слуховой и зрительной памяти способствует лучшему усвоению учащимися нового материала.
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи, которые мы решаем на уроках математики, способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. На уроке решаются такие виды задач: - задачи с несформулированным вопросом:
в этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов);
- задачи на сообразительность:
на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.
-Какие вы знаете цвета, похожие на названия ягод, фруктов или овощей? Например, лимонный, свекольный.
-Подчеркните слова, которые обозначают то, что может быть полосатым: клей, пешеходный переход, вишня, арбуз, чай, зебра, яд, тельняшка, сын, тигр, корова, кошка.
Упражнения на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей используются для формирования умения подходить к решению заданий нестандартно, творчески. Их я использую на этапе закрепления пройденного материала.
Развитие речи занимает на любом этапе урока одно из ведущих мест. Развитию речи, мышления, памяти, техники чтения способствуют выполнения комплексных работ. Работая над текстом учащиеся выполняют и задания повышенной трудности. Например, какие еще насекомые, кроме бабочек могут летать на лугу, озаглавить текст.
Параллельно таким заданиям на протяжении четырёх лет обучения, обязательно использую упражнения для улучшения мозговой деятельности. Это такой вид деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд. Очень популярен среди учащихся и такой вид творческой игры, как подборка пропущенных рифм во фрагменте стихотворения из предложенных слов или без них. Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными упражнениями я задаю задания творческого характера: придумать свою сказку или сочинить свою считалку, закличку. Такие виды работ развивают воображение и смекалку.
Обязательно проводится во время урока 1-2 физминутки, а также пальчиковая гимнастика. Это способствует плавной смене деятельности младших школьников, помогает развить ловкость и подвижность кисти, даёт полноценный отдых, а весёлые стихи развивают речь и память. Кроме этого массаж положительно сказывается на самочувствии детей и улучшает работу мозга.
Уроки изобразительного искусства помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, а на уроках технологии школьники могут раскрыться в выполнении творческих работ.
Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.
1 класс - развитие коммуникативных навыков,
2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы:
-обеспечение благоприятной атмосферы;
-доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
-обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
-поощрение высказывания оригинальных идей;
-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
5