Статья «Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Учитель начальных классов КГУ «ШЦДО №19»
Московченко Н.М.
Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым
Ж.-Ж.Руссо
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.
Формирование здорового образа жизни и забота о здоровье школьников являются актуальными педагогическими проблемами. Президент нашей республики Н. А. Назарбаев в своем Послании выделил здоровье народа одним из главных приоритетов в стратегии развития нашей страны.
«Заразить здоровьем»- вот цель, к которой стремится наша школа.
Ведь здоровье так же заразительно, как и болезнь.
Одной из основных целей моей работы является формирование ЗОЖ у младших школьников. Для достижения поставленной цели, мною решаются следующие задачи:
сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;
укреплять физическое здоровье;
осуществлять профилактику заболеваний;
научить учащихся чувствовать свой организм;
совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;
выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
содействовать правильному физическому развитию;
способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;
способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.
Опираясь на поставленную цель и задачи я выстроила систему работы:
Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся “Минутки вхождения в день”. (Фото 2)
Фото 2
В 1-ом классе я проводила эти занятия 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обязательно) и по мере необходимости в дальнейшем.
Во 2-м-3-м и 4-м классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимости, по желанию. “Минутки” провожу на этапе “оргмомент”. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровождением, с элементами психогимнастики
С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я использую кратковременные перерывы на занятиях(1-3 мин.) – физкультминутки. Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.
Так же я провожу физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями.
Учащимся более интересен групповой способ проведения физкультурных пауз, т.к. он носит комбинированный характер и состоит из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. (Фото 1)
Фото 1.
После проведения физкультурных пауз и физкультурных минуток, дети становятся более активными, их внимание активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.
Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования я использую зртельно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников учебного дидактического материала. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу я чередую с занятиями на ближних дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.).
Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать.
От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм сердца и циркуляция крови в организме. Основная цель дыхательных упражнений - выработать умение дышать правильно, чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы. Дыхательные упражнения являются важным восстановительно-профилактическим средством.
Дыхательные упражнения не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.
Тематические беседы, классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:
1. Цикл бесед "Гигиена школьника". (Фото 3)
2. "Чтобы зубы не болели".
3. "Беречь глаз как алмаз".
4. "Да здравствует мыло душистое".
5. "О хороших привычках".
6. "Учимся отдыхать".
7. "Загадки доктора Неболита".
8. "Ты и телевизор".
9. "Интернет+ здоровье".
10. "Твой режим дня".
11. "Не видать грязнулям счастья".
12. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".
13. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды". (Фото 4)
14. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".(Фото 5.)
15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).
16. Занятия по профилактике наркомании.
Фото 3. Фото 4.
Фото 5.
Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основной целью работы с родителями я поставила просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
В своей работе с родителями я использую следующие формы и методы:
родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
наглядная пропаганда ЗОЖ;
беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
анкетирование;
дни открытых дверей.
Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
учебные занятия в школе;
учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
сон;
питание;
занятия физическими упражнениями;
отдых;
занятия в свободное время.
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.
Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику ЗОЖ.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически. В своей работе я не строю грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены. Я решаю самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.