Доклад на тему: «Как методически правильно организовывать работу в малокомплектном классе»

1
0
Материал опубликован 7 August 2019

Доклад на тему:

«Как методически правильно организовывать работу в малокомплектном классе»

Подготовила учитель нач. классов : Талипова А.К.

Урок – основная форма обучения и воспитания в школе. Как всегда, учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Урок в классе-комплекте – это фактически два урока в одном одновременно.

Поэтому учитель:

вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом;
– должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;
– знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;
– способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;
– должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;
– прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д.

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей – это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5–2 года. Все остальные должны научиться:

сосредоточиваться на выполнении своего задания;
• не слушать объяснений учителя для другого класса;
• не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
• не слушать ответы учеников другого класса;
• моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно.

Структура урока строятся в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом. Формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени.

Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:
• подготовительные упражнения;
• объяснение нового материала;
• инструктажи;
• закрепление изученного;
• контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
• показ рациональных приемов применения знаний;
• тематическое обобщение материала.

Структура урока

Их применение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах. Широкое распространение получили словесные методы – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж; наглядные – иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учеников; практические – упражнения, работа с книгой.

Словесные методы преобладают в работе под руководством учителя. К ним учитель готовится очень тщательно. В условиях постоянного дефицита общения важно организовать его так, чтобы ученики услышали красивое, эмоциональное, логически безупречное слово учителя, сами приняли участие в обсуждении темы урока. Детям всегда нужны образцы для подражания. Размышляя вслух, они непроизвольно копируют своего наставника, поэтому важно, чтобы он всегда был на высоте положения.

Наибольший эффект при объяснении нового материала дает сочетание методов устного изложения с наглядностью. В ходе беседы учитель выясняет, что уже знают его ученики, какой у них запас чувственных представлений. Опираясь на это, он подводит их к восприятию нового материала, объясняет его, показывает, как применяются полученные знания на практике. К наглядности в классах-комплектах предъявляются требования простоты, красочности, реалистичности. Рисунки, схемы, таблицы, натуральные предметы, их модели подчеркивают только то, что в данный момент изучается.

Использование наглядности в одном классе невозможно без отвлечения всех детей. Поэтому полное ее применение возможно только на общих для всех уроках.

В условиях работы с двумя классами для учителя особенно острым является вопрос о правильном распределении времени, ведь дорога каждая минута. Поэтому устранение причин пустой утечки времени на уроке, сокращение потерь, рациональное использование каждой минуты – важные условия эффективности урока.

 Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее для всего класса задание записывается на одной половине доски (или отдельной доске). Тут же записывается инструкция, если в ней есть необходимость. Приглашение к работе, отодвинута шторка, прикрывающая записи, – и вот уже весь класс думает.

Работая второй год в классе - комплекте, я сделала для себя кое какие выводы. Когда у меня был 1-3 класс, было тяжелее работать, чем в классе 2-3.Это связано с тем, что 1 класс требует от учителя много внимания, в 1 классе дети мало что умеют делать самостоятельно. Нужно их учить держать правильно ручку, писать правильно буквы, цифры, учить их слушать учителя. Для них всё новое. Программный материал не был близок друг другу. Сейчас же работая в 2-3 классе я заметила, что по таким предметам как литературное чтение, окружающий мир темы очень близки друг другу .

Например: во 2 и 3 классе по литературному чтению вначале года идут одинаковые разделы :самое великое чудо на свете, устное народное творчество, поэтические тетради, где даются понятия новым словам, изучаются творчество русских писателей(Пушкина А.С., Крылова И.В.,Толстого Л.Н и т.д..На однотемных уроках учитель может двум классам объяснить новый материал, рассказать о биографии писателей. А на следующих уроках каждый класс будет изучать определенные произведения писателей. Однотемные уроки эффективны на занятиях внеклассного чтения, обобщения.

По окружающему миру: во 2 и 3 классах мы проходили темы очень близкие друг к другу такие как: «Про воздух», «И про воду», «Какие бывают растения, животные» -во 2 классе и в 3 классе «Воздух и его охрана», «Вода. Берегите воду», «Разнообразие растений и животных» и др. Детям 2 класса интересно было слушать детей 3 класса по своей же теме т.к .тема для них была близка. И наоборот учащиеся 3 класса вспоминали, что изучали во 2 классе.

По русскому языку в начале урока я провожу «Минутку чистописания», буквы пишут и 2,3 класс. Словарные диктанты мы пишем вместе, где я диктую одно слово для 2 класса, другое для 3 класса.

По математике одновременно в двух классах можно проводить математические диктанты. Н-р.: записать ряд чисел-15, 6, 8, 37, 11, 9, 85, 2, 76. 2 классу дать задание обвести однозначные числа одним цветом, а двузначные другим цветом; третьему классу в первый столбик записать сумму всех двузначных чисел, а во второй столбик – сумму однозначных чисел

Сложнее планировать уроки математики для класса-комплекта, когда в обоих его классах надо решать задачи. Младшие школьники (2 класс) часто не умеют записать условие задачи, медленно включаются в работу, а потому не всегда успевают решить ее в отведенное время, или, не умея проанализировать условие задачи, неправильно выполняют действия. Поэтому, прежде чем определить структуру такого урока, надо тщательно продумать, как подготовить учащихся к самостоятельному решению задач. Или же чередовать одному классу дать примеры, а другому классу задачу.

С одним классом учитель работает интенсивно: повторение, объяснение нового, частичное закрепление, попытка применения новых знаний в других условиях. В конце объясняет следующую самостоятельную работу.

При учёте индивидуальных особенностей учащихся учителю необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития каждого школьника, как он усваивает программный материал, в чём испытывает затруднения.

Рекомендации учителю:

Больше времени уделять: а) тому классу, где изучается новый материал, б) младшим классам.

Длительная непрерывная самостоятельная работа совершенно недопустима для учащихся 1 и 2 классов.

Целесообразно один из этапов урока выделять для самостоятельной работы во всех классах, чтобы учитель имел возможность наблюдать за ходом этой работы и в конце урока подвести её итоги.

Число этапов учебной работы на одном и том же уроке в разных классах может быть различным: нескольким этапам в младших классах будет соответствовать один этап (самостоятельная работа) в старших классах. Однако во всех случаях завершения этапов должно совпадать, так как иначе учителю будет невозможно чётко организовывать свою работу на уроке.

Таким образом, учитель малокомплектного класса – в постоянном поиске. Любую педагогическую новацию он рассмотрит под прагматическим своим углом зрения: нельзя ли ее применить в своём классе, что еще можно сделать для повышения эффективности обучения и воспитания.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.