Доклад на тему: «Пути повышения профессиональной компетентности учителей иностранных языков, непрерывность роста педагогов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМ. С. ГАЗДАРОВА С.ЧИКОЛА ИРАФСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ
Доклад на тему:
«Пути повышения профессиональной компетентности учителей иностранных языков, непрерывность роста педагогов»
Составитель: учитель английского языка Тавасиева Диана Рамазановна
2025 г
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель"
(К.Д. Ушинский)
Новая социально-экономическая и политическая ситуация обусловливают повышение требований к уровню языковой подготовки учащихся. Знание иностранного языка становится в современном обществе неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека. По результатам социологических исследований, владение иностранным языком является атрибутом личности современного образованного человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Это обусловлено особенностями иностранного языка как учебного процесса, выполняющего интегративные, социально значимые функции: коммуникативную, информационную, образовательную, развивающую, культурологическую, гуманитарную и другие. В этих условиях преподаватель иностранного языка выступает не только субъектом расширяющегося диалога различных культур, но и активным ретранслятором их ценных достижений, реализуя интеграцию личности в мировое социокультурное пространство. Вследствие этого, профессиональная компетентность учителя выступает как некое органическое целое, компонентами которого являются высокая общепрофессиональная культура и специальная подготовка: психолого-педагогическая, культурологическая, лингвистическая, коммуникативная и др. Обучать языку – значит обучать культуре, имея в виду взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся. Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности. Успешно решать образовательные задачи в процессе обучения иностранному языку может преподаватель, который сам является целостной всесторонне развитой личностью и обладает высоким уровнем профессиональной компетентности. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
Понятие профессиональной компетентности учителя иностранных языков
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Совершенствование профессиональной компетенции учителя английского языка в свете новых ФГОС формулируется следующим образом: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».
Существуют несколько блоков профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель иностранного языка при выполнении своих функциональных обязанностей:
1.Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).
2.Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований гос. стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).
3.Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).
4. Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
5. Согласно новой образовательной программе, информационная компетенция является одной из ключевых, т.к. формирование и развитие других базовых компетенций невозможно осуществить без овладения информационно-коммуникационными технологиями. Очевидно, что современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ- компетентности преподавателей, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.
Способы повышения профессиональной компетентности педагога
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Упорным трудом, методом проб и ошибок педагог достигает своего мастерства. «Учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности» учитель обретает профессиональное мастерство». Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
Развитие педагогического мастерства идет по двум основным
направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в школах,
Одним из главных условий совершенствования профессионального
мастерства учителя является специально организованная в школе система
методической работы. Методическая работа может в значительной мере
удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки. Решению этих задач способствует организация методических объединений как школьных, так и муниципальных. Работая в тесном сотрудничестве, педагоги обмениваются накопленным опытом, оказываютметодическую помощь молодым специалистам.
б) курсы повышения квалификации;
Следующим немаловажным условием совершенствования
профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации через институты повышения квалификации. В результате повышения квалификации – педагогом используются знания как средства решения актуальных проблем и задач образования. Поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. Педагог и руководитель новой формации, это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций.
в) проведение недели педагогического мастерства, недели иностранного языка в школах
г) инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого
учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков .
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга , к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Это особенно важно для учителей иностранного языка, поскольку любой язык – это живая система, она развивается, претерпевает различные изменения, учитель должен быстро реагировать на эти изменения, идти в ногу с меняющимися обстоятельствами.
Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «Быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель.
Список использованной литературы:
Адольф В.А. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления. // Альма Матер. 2006. № 10. -120с.
Ахметгалиев А. А. Мотивация деятельности на уроках английского языка // Английский язык в школе. - 2006. - № 2. – 90с.
Болотов В. А. Теория и практика реформирования педобразования в России в условиях социальных перемен. – Волгоград: Учитель, 2001. – 483 с.
Корнилова Л.А. Социокультурная компетентность как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / В.М. Курицын. - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. – 160с.
Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб, 1993. – 411 с.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – 90с.
Пантилеева М.С. Контроль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранных языков // Теория и практика общественного развития. – 2011. - № 8. – 220с.
7