Доклад «Проектная деятельность как метод формирования ключевых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат №113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
Доклад
«Проектная деятельность как метод формирования ключевых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья»
Докладчик:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы-интерната №113
Тлупова Э.Н.
Самара 2021
Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. Развитие информационно-коммуникационных технологий вносит перемены в жизнь общества. Изменились жизненные приоритеты. Жизнь, требует от человека не шаблонного мышления, а творческого подхода к решению задач, готовности учиться всю жизнь. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить современная школа. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, развивающих у школьников умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Школа переходит от информационно-трансляционной к школе деятельностной. Соответственно меняется роль педагога в процессе обучения: учитель не дает знания в готовом виде, а так организует учебный процесс, чтобы ученики могли самостоятельно ставить цели изучения интересующих тем; формулировать и решать задачи; применять полученные знания на практике. Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться, развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые могут разрабатывать правильные стратегии достижения своих целей и взаимодействовать с обществом; мобильны в восприятии и анализе информации; чувствуют личную ответственность за судьбу страны и ее процветание; умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ специальными условиями для обучения и развития. Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков. Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач и проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности. Именно проектная деятельность является одной из инновационных форм работ с подрастающим поколением. Эта технология является особой сферой межличностного взаимодействия, так как создает условия для развития жизненных компетенций обучающихся, интеграции в разнообразной деятельности школьников имеющихся у них способностей и сформированных навыков, обеспечивает практическую направленность обучения детей с ОВЗ и служит реализации главной цели специального (коррекционного) образования – социализации воспитанников с ОВЗ. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся самостоятельно ставят цели, планируют и выполняют задания, оценивают и объясняют результаты своего проекта. Но координатором, консультантом, экспертом всего процесса является педагог.
В проектной деятельности у педагога появляется возможность для развития у обучающихся высокого уровня мотивации, активности и осознанности в усвоении знаний и умений. Я считаю, что проектная деятельность способствует наиболее эффективной организации занятий, достижению более высокого уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию у них познавательных и творческих навыков. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления. Применение проектной технологии позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. У детей с ОВЗ могут наблюдаться речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи. Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:
ставить цели;
планировать свою работу;
работать с разными источниками информации;
перерабатывать информацию;
выбирать способы реализации целей;
выделять главное;
оценивать свою деятельность
общаться с другими детьми.
Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.
Главными целями ведения проектной деятельности являются:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
- развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории информацию;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи.
Задачи проектной деятельности в школе:
обучение планированию
формирование навыков сбора и обработки информации
развитие умения анализировать
Учебный проект имеет большое количество разновидностей. В зависимости от того, какая деятельность является ведущей при реализации проекта, его можно отнести к одному из типов:
Исследовательский
Творческий
Ролевой, игровой
Информационный
Практико-ориентированный (прикладной)
Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: умение работать в команде, сотрудничать, умение выступать публично, отстаивать свою точку зрения, принимать чужое мнение, осуществлять поиск информации, анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; навыки монологической речи.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мне приходится в своей работе часто сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения, отсутствие навыка публичной речи у школьников. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Начиная с 5 класса мои ученики занимаются проектной деятельностью, а я активно использую технологию проектной деятельности в своей работе. Многие ребята с удовольствием занимаются проектной деятельностью. Ведь данный продукт может быть в различных формах. Например:
газета
журнал
буклет
сценарий
выставка
ролевая игра
научный доклад
спектакль
презентация
видеофильмы и т.д.
Основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Проблематизация является первым этапом над проектом – необходимо сформулировать проблему. На этапе целепологание проблема преобразуется в цель. Формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы. Следующим этапом является реализация и рефлексия. Это этап осмысления, анализа, оценки своих достижений по окончании работы. Завершается проект обычно презентацией и его защитой.
Исходя из опыта работы, хочу отметить, что необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и что возрастные особенности часто влияют на выбор вида проекта. Например, учащиеся 5 - 6-х классов больше склонны к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классы любят работать над практико-ориентированными проектами. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты. Тем не менее в меру своих способностей все возрастные группы занимаются исследовательской деятельностью. Мои ученики 5-6 и даже 7-8 классов любят работать со словом и выполняют проект из серии «Энциклопедия одного слова». В 6 классе ребята выполнили проект «Портрет одного слова. Масленица». Целью проекта было: исследование этимологии слова масленица и истории возникновения праздника.
Задачи: изучить литературу, собрать разнообразную информацию об истории происхождения, значении, употреблении слова масленица в русском языке и связанного с ним праздника изучить в каких языках наряду с русским употребляется слово масленица исследовать «жизнь» слова масленица.
Все вышеперечисленные этапы исследовательской деятельности были пройдены:
погружение в проект: определение цели и задач
планирование работы по решению задач проекта
составление плана
поиск информации по теме: отбор, анализ, систематизация и обобщение материала
презентация проекта
Ребята составили план работы над проектом:
изучить историю возникновения праздника Масленицы
традиции праздника
дни масленичной седмицы
масленица: почему так называется?
изучить этимологию слова масленица
лексическое значение слова масленица
фразеологизмы и устойчивые выражения о масленице
пословицы и поговорки про масленицу
обрядовые песни, частушки, загадки
масленица в картинах русских художников
Собрали информацию: историю возникновения праздника, собрали пословицы, поговорки, загадки и т.д. Исследовали словарные статьи, картины живописцев. Выяснили как данная тема отразилась в живописи и фольклоре. Написали письменную часть проекта. Сделали презентацию. Всё завершилось защитой проекта. Примерно по такому алгоритму проходит работа над проектом. Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является также важнейшей составляющей всей работы. Без письменной части проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Конечно, это трудно для подростков. Но в сотрудничестве с учителем справляются и с этой задачей. Далее хочу привести примеры работ моих учеников. Мои ученики Мехтиев Р. И Михайлов Д. в 7 классе выполнили такие проектные работы как «Удивительный мир денег или этимология слов монета, копейка, рубль, деньга». Знакомясь с историей денег, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни, ребята изучили не только историю возникновения и путь развития денег, но также выяснили этимологию слов, собрали пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, связанные с деньгами. Ребята получили удовольствие от проделанной работы и остались довольны. Левчук С. и Бажитова С., тоже ученицы 7 класса, выполнили другой проект. «Что читают современные подростки». Девочки задались целью выяснить, что читают их сверстники и в чём причина нежелания читать. Они провели анкетирование, опрос в школе. На основе своего исследования выяснили в процентном соотношении сколько процентов опрошенных любят читать, а сколько не любят. И какие жанры они предпочитают читать. Кроме исследовательских проектов в данной возрастной группе любят творческие проекты. Например, инсценирование отрывков из произведений и представление их на уроке. В частности, были проведены групповые проекты-инсценировки отрывков из рассказов Чехова А.П. «Хамелеон», «Хирургия», повести Гоголя Н.В. «Ночь перед Рождеством» и др. Ученица 8 класса Резяпкина А. выполнила исследовательский проект «Портрет одного слова. Конь». А точнее это целая энциклопедия, так как через исследование одного слова изучила разные пласты культуры и жизни народа. Начиная с народных поверий и традиций, связанных с образом коня(лошади), заканчивая языкознанием, литературой, живописью, архитектурой. Девятиклассница Мария Моисеева выполнила информационный проект «Моя Мадонна», где собрала информацию о личной жизни и творчестве поэта, а также о Музе поэта, любови всей его жизни – Наталье Гончаровой. В 10 классе ученица продолжила работу над творчеством и жизнью А.С.Пушкина. Выполнила занимательный и интересный исследовательский проект «Сто тринадцать муз поэта». В которой старшеклассница исследовала донжуанский список Пушкина, рассказала о самых известных именах из этого списка, которым поэт посвящал свои гениальные стихи. В ходе исследования ученица пришла к выводу, что все эти прекрасные женщины, вдохновляя поэта, несомненно оказали влияние на его творчество. Тем самым цель работы была достигнута. Другой её исследовательский проект «Горьковская Самара». Моисеева М. в ходе реализации проекта выяснила как Горький А.М. был связан с нашим городом. Также, исследовательский проект на тему «Цветовая палитра в лирике С.Есенина» выполнили учащиеся 10 класса Алтарёв В. и Мордасов П. Цель проекта – исследовать цветовую палитру лирики поэта. Проведя текстовый анализ стихов, исследуя соотношение цветовых эпитетов, ребята пришли к выводу, что многоцветие -это средство мироощущения поэта. Эти же ребята выполнили проектную работу «Самарских улиц имена», в которой провели исследование названий улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Другая моя ученица, Шапкина Алина, в Год театра выполнила проектную работу, посвящённую Мариинскому театру, задавшись целью выяснить роль одного из самых старых театров в становлении русского искусства. В этом году мы провели в школе День науки, так как год был посвящён науке. Ребята представили свои проекты. Мои ученики 9 класса, Валькаева Ю. и Михайлов тоже представили свои работы. Валькаева выступила с информационным проектом «В. И. Даль. Человек необычной судьбы», где рассказывает о создателе «Толкового словаря живого великорусского языка». Михайлов Д. работал над проектом «Самара-космическая столица», в которой провёл исследование и выяснил, что связывает наш город с космосом и почему называется космической столицей. Так я реализую метод проектов в своей работе. Через проектную деятельность я корректирую, активизирую познавательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, способствую развитию критического и творческого мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения самостоятельно добывать и конструировать свои знания, видеть, формулировать и решать проблему, что способствует повышению мотивации к обучению. В результате у учащихся развивается внимание, мышление, активизируется речь, умение вести конструктивный диалог, высказывать собственное мнение.
Таким образом, проектная деятельность является способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, средством творческого саморазвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Помогает решить задачу формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию. Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. Данная технология способствует формированию различных ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации в современном обществе. Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного человека требует подготовки специалистов, способных эффективно применять информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. Базовая информационная компетенция в этих условиях становится универсальным навыком, необходимым в освоении большинства профессий.
Список источников:
https://primimc.ru/uploads/files/00/00/24/2020/02/18/f73a458d5b.pdf
Матвейкина О.В. О реализации метода учебно-исследовательских проектов. СПО, № 5 2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие. М., АРКТИ, 2003.
Калинина Т.В., Артемова С.А., Ярикова М.В. Метод проектов как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 92-96;