12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия42
Учитель начальных классов, классный руководитель, логопед
Россия, Ярославль

Рогунова Ю.В.

«Сказкотерапия как метод психолого-педагогической коррекции»

Аннотация

Статья посвящена исследованию развития сказкотерапии в качестве одной из современных школ практической психологии. Раскрывается поэтапное формирование теоретического аппарата и комплекса форм работы. Рассматриваются особенности становления сказкотерапии на каждом этапе её развития. Исследуется вклад устного народного творчества, фольклористов, этнографов, антропологов, филологов. Делается акцент на работах Е. Лисина, М. Осорина, Е. Петрова, как первых, в которых были проанализированы сказки, и З. Фрейда как первых, в которых использовалась сказка в качестве инструмента психологической работы. Анализируется современное состояние сказкотерапии, богатство областей её применения и разнообразие подходов к методу в работе разных психологов. В частности, сопоставляются мнения представителей основных школ сказкотерапии о принципах её использовании в практической работе. Проводится краткий обзор основных форм применения сказкотерапии в решении психологом прикладных задач профессиональной деятельности.

Annotation

The article is devoted to the study of the development of fairy tale therapy as one of the modern schools of practical psychology. The step-by-step formation of the theoretical apparatus and the complex of forms of work is revealed. The features of the formation of fairy-tale therapy at each stage of its development are considered. The contribution of oral folk art, folklorists, ethnographers, anthropologists, philologists is investigated. The emphasis is placed on the works of E. Lisin, M. Osorin, E. Petrov, as the first in which fairy tales were analyzed, and Z. Freud as the first to use a fairy tale as a tool for psychological work. The article analyzes the current state of fairy tale therapy, the richness of its application areas and the variety of approaches to the method in the work of different psychologists. In particular, the opinions of representatives of the main schools of fairy-tale therapy on the principles of its use in practical work are compared. A brief overview of the main forms of fairy tale therapy application in solving applied tasks of professional activity by a psychologist is given.

Введение

Историю сказкотерапии как школы практической психологии, объединяющей в своём содержании элементы искусства, фантазии, особую специфику культурного контекста взаимодействия с личностью, следует начинать с 90-х годов XX века. Однако если рассматривать её именно как метод активного воздействия на личность, то её история будет иметь гораздо более древние корни. Согласно исследованиям Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеевой, в становлении сказкотерапии можно выделить этап спонтанного сложения и передачи историй, этап научного анализа метафорического материала и этап использования сказки как техники психолого-педагогической работы [3, с. 9—10].

Начало эта­па при­ме­не­ния сказ­ко­те­ра­пии как пси­хо­тех­ни­ки можно связать с появлением теории психоанализа в начале XX века. Так, в 1900 году З. Фрейд указал, что сказка имеет символическую природу, обратил внимание на её обращённость к бессознательному и предположил, что при анализе сновидений можно успешно использовать сказочную символику [8, с. 248]. Это новое направление в психологии заставило исследователей заново переосмыслить имеющийся метафорический материал и увидеть в сказках и мифах скрытый смысл и символизм. Сходство символики сказок и снов позднее отметил в своих работах психоаналитик Г. Рохейм.

Особенности сказкотерапевтической работы с детскими страхами и агрессией рассмотрены в работах Е. В. Чех и И. Е. Кулинцовой.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Существует пять основных видов сказок:

Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

При терапии используются следующие действия:

чтение или пересказывание сказки;

обсуждение существующей сказки;

придумывание собственного рассказа/сказки;

рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;

инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.

В 2021-2022 учебном году я начала применять в своей работе технологию «Сказкотерапии», авторы Е. Лисина, М. Осорина, Е. Петрова. Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.

Сказкотерапия предоставила обучающемуся с ОВЗ возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая или слушая полюбившийся рассказ, ученик неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для него, помогает выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. А проанализировав поступки героев, рассказав, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставив возможность придумать продолжение рассказа, напрямую связано с развитием мышления, памяти, речи.

Так же мы придумываем свои, собственные сказки, своих персонажей, героев, ассоциируя себя с ними, что активно способствует развитию творческих способностей ребят, развивает фантазию и словарный запас, раскрывает их индивидуальность, предостерегает от неприятностей, поднимает самооценку, они сами пытаются отделить добро от зла, учатся преодолевать жизненные трудности.

Таким образом технология «Сказкотерапия» для школьников с ОВЗ является очень эффективным методом, направленным как на всестороннее развитие ребят, так и на развитие его коммуникативных навыков. Таким образом, если в образовательный процесс включить методику сказкотерапии, то воспитанники с ОВЗ достигнут тех уровней развития коммуникативных навыков, которые требуется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.

Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.


Список литературы:

1. Психическое здоровье: информ. бюл. ВОЗ от 30 марта 2018 года. URL:

http://www.who.int/ru/news-room/factsheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения 20.02.2023).

2. Воробьева О.И., Пранав К. Позитивная психотерапия // Вестник «Биомедицина и социология». 2019. Т. 4. № 1. С. 97-100.

3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.

4. Корнеева Т.П. Сказкотерапия как метод диагностики и психотерапии. Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2016. № 1 (7). С. 144-148.

5. Ким В.А., Зуйкова А.А., Сафронов А.И., Шакула А.В. Медико-психологические особенности применения методов психотерапевтической коррекции в процессе реабилитации наркозависимых лиц (на примере сказкотерапии) // Вестник восстановительной медицины. 2021. № 6 (88). С. 96-99.

6. Белозерова А. А. Социальная реабилитация подростков девиантного поведения средствами сказкотерапии //Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – 2020. – С. 34-38.

7. Култышева О.М., Кулашкина Р.А. Сказкотерапия в работе с взрослыми (на материале "Сказок для детей изрядного возраста" М.Е. Салтыкова-Щедрина и "Сказочек не совсем для детей" Л.Н. Андреева) // Нижневартовский филологический вестник. 2017. № 2. С. 41-46.

8. Салимова А.Ш. Сказкотерапия и ее функции // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 2 (11). С. 34-37.

9. Халезова Н.Б., Исаева Е.Р., Киссин М.Я. Психотерапия в клинической практике. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2010. - 45 с.

10. Фролова Я.В. Использование приёмов сказкотерапии на уроках родной литературы как средства развития творческих способностей и личностных качеств учащихся // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2020. № 2 (30). С. 29-31.

11. Любушкина Л.А., Павлов А.Ф. Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей // Сборник XXVIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 829-832.

12. Бойко О.В. Сказка как основа для формирования нравственного иммунитета личности ребенка // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития, 2017. С. 898-902.

13. Виневская А.В., Буршит И.Е. Использование сказкотерапии в работе с родителями // In Situ. 2016. № 8. С. 25-28.

14. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

15. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Чернобровкин В.А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 4-2. С. 317-321.

16. Тиханович А.С. Модель профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста средством сказкотерапии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 5-4 (13). С. 112-115.

17. Щанникова, Е. А. Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 1 (42). –С. 67–74

18. Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Садуева Ш.Ж. Использование сказкотерапии в работе с гиперактивными детьми // Наука и реальность. 2020. № 2. С. 58-60.

19. Миткевич В.А., Харькова О.А., Соловьев А.Г., Парняков А.В. Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием // Практическая медицина. 2019. Т. 17. № 3. С. 100-103.

20. Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А. Использование сказкотерапии на занятиях логоритмики с детьми после кохлеарной имплантации // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2019. № 3 (28). С. 80.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.