Самоанализ психолого-педагогогической деятельности по теме «Роль психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в успешной социализации учащихся»

4
0
Материал опубликован 11 August 2017 в группе
Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

Самоанализ психолого-педагогогической деятельности

по теме «Роль психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки

в успешной социализации учащихся»

В настоящее время социальный заказ предъявляет высокие требования к уровню подготовки учащихся. Современному обществу нужна активная личность, способная находить выход из любой сложившейся ситуации, приспособленная к жизни в меняющемся мире.

Можно с уверенностью заключить: наше образовательное учреждение, выполняя социальный заказ, осуществляет переход из режима функционирования в режим развития, обновляет содержание учебно-воспитательного процесса с целью обучения, воспитания, развития конкурентноспособного выпускника. Основные направления развития школы заложены в программе «Школа личностного роста», приоритетной задачей которой является создание здоровьесберегающей среды, основанной на психолого-педагогическом сопровождении. Для того чтобы быть успешным в образовательном пространстве, школьнику необходимо обладать достаточно высоким уровнем развития личностных качеств, социальной зрелости.

В свете обновления содержания образования на старшей ступени осуществлен переход на профильное обучение, организована предпрофильная подготовка в 7-9 классах.

Необходимость в этом продиктована недостаточным уровнем социально-психологической адаптации подростков. Выявленная проблема обусловлена социальными причинами:

увеличением количества детей из неблагополучных и неполных семей, со сниженным уровнем материального благосостояния, с недостаточным воспитательным потенциалом;

повышением числа школьников группы риска, которым свойственно неадекватное поведение, обусловленное тревожностью, конфликтностью, агрессивностью;

ухудшение физического и психического здоровья.

Таким образом, главным социальным институтом для ребенка должна стать школа. Именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности, создать условия здоровьесбережения.

В целях организации эффективной работы по формированию психосоциальной зрелости подростков проведено целенаправленное изучение исходного уровня

степени тревожности школьников;

коммуникативных и организаторских способностей;

степени эмоциональной стабильности;

саморегуляции.

Анализ диагностических данных позволил определить психосоциальную готовность детей.

I уровень – высокий

У 10% учащихся сформирован уровень саморегуляции. Подростки самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, способны, осознано выдвигать и достигать цели, организованы и настойчивы в деятельности. Владеют новыми видами активности, уверенно чувствуют себя в незнакомой ситуации. Испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности. Эмоционально устойчивы. Адекватная самооценка. Развит самоконтроль.

II уровень – средний

У 30% детей потенциал коммуникативных и организаторских способностей и не отличается высокой устойчивостью. Недостаточно развиты регуляторные функции, эмоциональная стабильность. Подросток не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а только подчиняться решению группы для успеха общего дела. Бывает некорректен. Тревожен. Недостаточно развит самоконтроль. В новой ситуации требуется направляющая помощь.

III уровень – низкий

У 60% учащихся не сформирована потребность в осознанном планировании и программировании поведения. Подростки зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Избегают самостоятельности. Не владеют навыками эффективного межличностного взаимодействия. Действуют импульсивно. Эмоционально неустойчивы. Некритичны к своим действиям. Неадекватны преставления о достоинствах и недостатках. В новой ситуации нуждаются в помощи.

Таким образом, я как педагог - психолог поставила перед собой следующую цель:

Разработать механизм психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки для успешной социализации учащихся.

Задачи:

формировать потребность учащихся в самопознании и понимании самих себя и окружающих людей;

развивать эмоциональную устойчивость и поведенческую саморегуляцию;

готовить школьников к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

Первый этап реальной препрофильной подготовки начинается с 7 класса, поскольку обсуждать будущее можно только с эмоционально созревшими подростками, готовыми к принятию самостоятельных решений, самопознанию. На этом этапе предлагается учащимся своеобразная «проба сил» в освоении «поля возможностей и ответственности», в формировании готовности к принятию решения, личностного роста, социальной адаптивности.

Поиски путей решения проблемы привели к необходимости проведения специальных занятий, позволяющих решать жизненные задачи своевременно активной помощи в адаптации к новой образовательной среде, подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков.

В связи с чем на основе методических рекомендаций Р.М. Мухаметовой, данных в пособии «Психология», разработана программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, целью которой является создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа включает три взаимосвязанных блока:

«Мир эмоций».

«Наедине с собой».

«Как научиться выбирать профессию».

Для реализации целей выбраны следующие методы работы:

    • теоретическое информирование;

      проблемно-игровые и учебно-профессиональные игры;

      дискуссии, беседы, групповая работа;

      психотехнические приемы,

      упражнения, ролевое проигрывание.

Занятия проводятся в форме круга, которая не является случайной. Эта форма подчеркивает демократичность, важнейшее условие создания безопасной и доверительной обстановки в группе, позволяет каждому участнику группы в любое время видеть невербальные сигналы любого другого участника.

Программа основана на использовании следующих правил поведения в группе:

«Здесь и теперь»

Искренность и открытость

Конфидициальность

Активность

Принцип «Я»

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с подростками.

Рассмотрим, как допрофессиональная подготовка реализуется на различных этапах занятия.

Важным организационным моментом каждого занятия является его начало. Методом стимулирования и мотивации учащихся предлагается психологическая разминка – ритуал приветствия. Например, такие игры и разминки-активаторы «Имена-качества». «Я умею…», «Я вижу…», «Ассоциации», «Колечко», «Тропинка», «Зеркало», «Общение руками», способствуют отвлечению от повседневных забот, положительно-эмоциональному настрою, саморегуляции, сплочению группы, установлению доверительных отношений между ее участниками.

Основная часть занятия реализуется различными формами и методами. Разрешение проблемных вопросов, например, таких как

- как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек?

- бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Не приносящие никакого вреда?

- зачем нужно управлять своими эмоциями?

- почему люди иногда скрывают свои чувства?

- что означает тревожность, агрессивность?

- как развить свою эмпатию в общении,

предоставляет возможность свободно высказывать свои мысли, составлять собственное мнение к предмету обсуждения.

На этапе разбора теоретического материала предлагаются

мини-лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ случая, работа в малых группах, которые подбираются в соответствии с задачами каждой темы, способствуют формированию адекватного отношения к проблеме, активной мотивации к участию в группе, взаимопониманию, повышению уровня регуляторно-личностных качеств.

Рефлексия проводится в форме итогового круга «Интересное-полезное», который помогает ученикам выразить свои эмоции, впечатления, высказаться о своем внутреннем состоянии:

«Что понравилось? Что не понравилось? Удалось ли мне раскрыться полностью, показать себя с лучшей стороны? Что мешало это сделать? Получил ли я новые знания? Научился ли чему-то новому? Что хотелось бы узнать в следующий раз?» и т. п. Такая работа содействует развитию адекватной самооценки, снижению тревожности, стремлению к групповым формам взаимодействия, поведенческому саморегулированию.

Большое внимание уделено эмоционально-волевой и социально-компетентной сферы личности, на формирование самосознания. При этом важно овладение простыми и действенными приемами саморегуляции, которые укрепляют психическое состояние в критических ситуациях, повышают самообладание, мобилизуют ресурсы организма, развивают эмоциональный мир подростка.

Повторная диагностика ППС предпрофильной подготовки показала положительную динамику в повышении уровня социальной зрелости учащихся:

I уровень (высокий) – 10% учащихся;

II уровень (средний) – 55%,

III уровень(низкий) – 35%.

Эффективность апробированной программы на практике показывают следующие результаты работы:

снижение уровня тревожности

2006-2008 гг - у 40% уч-ся,

2. повышение уровня коммуникативных способностей

2006-2008 гг 40% уч-ся,

3. стабилизация эмоциональной устойчивости

2006-2008 гг 30% уч-ся,

4. повышение уровня личностной саморегуляции

2006-2008 гг 35% уч-ся.

Дальнейшее сопровождение будет реализовано с этими же учащимися в 2008-2009гг. по данной программе 3 блока, который ориентирован на коррекцию самооценки и тревожности, осознание ориентиров выбора, построение жизненной перспективы, профессиональное самоопределение.

Проведенная информационно-диагностическая работа позволила расширить границы самопознания, познакомиться с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки позволяет сделать вывод о том, что, последовательное введение в образовательную деятельность подготовку подростков к социальной самозащите во многом определяет эффективность процесса развития, социальную успешность.

В современных условиях качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено, хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

23 октября 2008 год. _______________________Рагулина Л.Д.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.