Доклад "Обобщение собственного педагогического опыта"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодонский горный колледж»
Доклад
на тему:
«Обобщение и презентация собственного педагогического опыта»
Подготовила:
Преподаватель высшей категории,
старший преподаватель Илюхина Т.В.
Тема моей работы по самообразованию – «Использование технологии проблемно-поискового обучения на занятиях русского языка и литературы».
Актуальность проблемного обучения обусловлена основными задачами образования, а именно: в условиях постоянно меняющегося мира не просто вооружить обучающегося фиксированным набором знаний, а пробудить у обучающихся интерес к знаниям и поднять их престиж, развить способность к овладению способами получения информации, к саморазвитию. Одной из педагогических технологий, помогающих решать задачи современного образования, является технология проблемно-поискового обучения. Поэтому я использую в своей работе данную технологию.
Познакомившись с трудами В.К. Дьяченко, В.Н. Максимовой, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина и Е.И. Снопковой по вопросам проблемного обучения и обобщая собственный накопленный педагогический опыт по данному вопросу, прихожу к следующим выводам и обобщениям.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Главным понятием проблемного обучения остается учебная проблема - диалектическое противоречие между известными обучающемуся знаниями, умениями и навыками, и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом обучающиеся активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Проблемная ситуация заставляет обучающихся осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение занятия работает на мотивацию к обучению.
Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.
Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
развитие профессионального проблемного мышления.
При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает обучающимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность на поиск решения проблемы, так что на основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью преподавателя определенные понятия.
Деятельность обучающегося состоит в том, что он разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий обучающихся:
- выявление проблемы,
- формулирование,
- поиск решения;
- решение.
Преимуществами проблемного метода обучения являются:
1. Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
2. Высокий интерес к учебному труду;
3. Развитие продуктивного мышления;
4. Прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного метода обучения:
1. Слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся;
2. Большие затраты времени на достижение запроектированных целей;
3. Недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;
4. Нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы;
5. Непривычность подобной формы работы;
6. Трудность вовлечения обучающихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;
7. Риск трансформации дискуссии в спор между отдельными обучающимися.
В своей работе использую следующие дидактические способы создания проблемных ситуаций:
Побуждение обучающихся к теоретическому обоснованию.
Поиск новых путей применения знаний, навыков.
Побуждение к анализу, выдвижению предположений и их опытная проверка.
Организация межпредметных связей.
Наиболее эффективными путями возбуждения познавательного интереса к учебному материалу являются воздействие на эмоции и чувства обучающихся, а также показ практической, жизненной значимости учебной проблемы.
Основные приёмы создания проблемных ситуаций, которые я использую в работе:
«Подводящий диалог»: ставлю сама четко проблему и задаю конкретные вопросы на логику рассуждения: «Почему…?», «Вспомните…», «Выполните…».
Обучающимся сообщаю различные, противоположные мнения по какому-либо вопросу, на который нет готового ответа, и задаю вопросы: «Как вы думаете, кто прав? Какое у вас мнение на этот счет? Аргументируйте своё мнение», «Сравните, проанализируйте, сделайте вывод ….».
Внимание обучающихся обращаю на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение: «А задумывались ли вы, как …?», «А как бы вы поступили в данной ситуации…?»
Обучающимся сообщаю неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение: «А знаете ли вы, что…?»
Обучающимся даю задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация:
- ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание обучающимися и невозможностью это сделать без изучаемого в данный момент материала;
- упражнение с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
- упражнение с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к …);
- упражнение с заведомыми ошибками.
Обучающимся объясняю практическую значимость подлежащего изучению материала.
Перед обучающимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение нового материала и сделав соответствующие выводы. Обучающиеся внимательно слушают, по ходу объяснения выдвигают различные предположения, а после окончания рассказа дают правильный ответ.
Результатом применения технологии проблемно-поискового обучения явились достижения студентов, занятые ими призовые места в Международных и Всероссийских конкурсах.
Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по ОУД «Русский язык», «Литература». По итогам внутреннего мониторинга успеваемость на выпускных группах составляет 100%, качество обученности - 63 %.
Систематически велась работа с одарёнными детьми. Подготовлены обучающиеся для участия во втором этапе олимпиад (на муниципальном уровне) в 2019-2021 гг.: Олефиренко А., Мурзенкова М., Одарченко В., Назаренко А.
Развитие творческих способностей обучающихся:
В 2021 г. один студент стал победителем ХVII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» «Помнить хорошее» в номинации «Слово о русской земле, её традициях, памяти и героях», награждён дипломом победителя и ценными подарками, преподаватель-руководитель награждена дипломом.
В 2021г. осуществила руководство творческой работой студентки, получившей диплом победителя за победу в региональном этапе конкурса «Гренадёры, вперёд!» в номинации «Образ и память. Судьба человека». Творческая работа посвящена краснодонскому поэту Анатолию Никитенко.
В январе 2023 г. осуществила руководство творческой работой студента, занявшего первое место во втором, региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» с работой «История забвению не подлежит».
В октябре 2022 г. студентка приняла участие в VI Всероссийском конкурсе «Гимн России понятными словами».
24 ноября 2022 г. проведен I этап открытого конкурса сольного чтения «Волшебное перо» среди обучающихся ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонский горный колледж», победителем которого в номинации «Стихотворные произведения» в возрастной категории 18-23 лет стал студент Гриненко Максим.
В ноябре 2022 г. в литературно-поэтическом республиканском молодежном конкурсе «День матери» в номинации «Лучший рассказ о маме» приняли участие три студента.
25 мая 2023 г. прошли мероприятия, посвящённые Дню славянской письменности и культуры: историко-литературный час «Аз и буки - основа всей науки» и познавательная викторина «История славянской письменности», победителями стали 3 студента.
6 июня в честь Дня русского языка проведена познавательная викторина среди студентов по биографии и творчеству А.С. Пушкина, победителем которой стала студентка первого курса.
Студенты привлекаются к проведению предметных недель, в ходе которых проводятся познавательные викторины и конкурсы («Листая Далевский словарь», «Живой язык, родное слово», «Русские загадки» и др.)
Обучающиеся принимали участие в онлайн-викторинах и исторических диктантах.
Выявление и развитие интеллектуальных способностей обучающихся. В ходе реализации образовательной программы элективного курса «История Великой Отечественной войны» обучающимися были выполнены 10 информационных проектов в форме электронных презентаций.
В течение межаттестационного периода презентовала свой опыт работы путём проведения открытых занятий с применением современных образовательных технологий:
25 октября 2022 г. - «Мне имя - Марина» (к 130-летию со Дня рождения Марины Цветаевой);
21 февраля 2023 г. - «Родной язык – душа народа»;
6 июня 2023 г. «Бессмертие народа - в его языке»;
14 сентября 2023 г. Всероссийский урок, посвященный 100-летию со дня рождения Р.Г. Гамзатова.
В рамках проведения Года русского языка и культуры:
в марте провела акцию «Передай книгу»;
3-7 апреля преподавателем Илюхиной Т.В. проведена акция, посвященная неделе детской книги «Необъятен и велик мир волшебных детских книг»;
8 апреля 2023 г. - литературный час «Фантастические миры Ивана Ефремова», приуроченный к 115-й годовщине со дня рождения русского писателя и учёного.
Информация о проведенных мероприятиях освещалась на сайте колледжа.
Презентовала свой педагогический опыт, выступая на заседаниях МК общеобразовательных дисциплин с докладами:
«Методические приёмы подготовки студентов к ГИА по русскому языку»;
«Пути повышения функциональной грамотности на занятиях по русскому языку и литературе» и др.
На педагогическом совете были заслушаны доклады по темам:
«Проблемное обучение как современная технология образования»,
«Система методов проблемного обучения».
Разработала учебно-методический комплекс и комплект КОС по ОУД «Русский язык», «Литература».
Член аттестационной комиссии первого уровня.
Член апелляционной комиссии.
Член жюри многих конкурсов на уровне колледжа.
Председатель МК общеобразовательных дисциплин.
Являлась экспертом аттестационной комиссии III уровня и в 2021 г. и 2022 г. провела две процедуры экспертизы аттестующихся педагогов с составлением экспертного заключения.
В мекжаттестационный период согласно приказов являлась наставником трёх молодых педагогов.