Доклад по теме: «Критическое мышление как образовательная технология».
Доклад по теме: «Критическое мышление как образовательная технология».
Мамедова Эльнура Вахидовна
Учитель английского языка
ГКОУ «Горловская СШИ № 16»
Реализация федерального государственного образовательного стандарта требует от учителя умения владеть современными педагогическими технологиями системно-деятельностного подхода, включая технологию развития критического мышления. С данной технологией мы знакомы и отдельные её элементы используем на практике. Сегодня моя задача напомнить основные моменты технологии критического мышления.
Технология развития критического мышления предлагает набор конкретных методических приемов, которая рассчитана не на запоминание, а на осмысленный творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение.
Роль педагога, в данной технологии, заключается не в демонстрации личного мастерства в знании предмета, а в обеспечении оптимальной среды для понимания и самостоятельного извлечения информации учениками. Это включает критический анализ, практическое применение и творческое сотрудничество в группах. Знания, навыки и умения учителя служат инструментом для творческого процесса.
Суть технологии: ненавязчивость, отсутствие категоричности и авторитарности со стороны учителя, предоставление ученику возможности познать себя в процессе получения знаний. Развитие критического мышления возможно при выполнении следующих условий:
• учителем: принятие различных идей и мнений; поддержка активности обучающихся в процессе обучения; поддержка уверенности учеников в том, что они не рискуют быть непонятыми; вера в каждого ученика;
• учениками: развитие уверенности в себе и понимание ценности своих идей и мыслей; активное участие в учебном процессе; уважение к различным мнениям.
Данная технология решает следующие задачи:
формирование функциональной грамотности: (креативное мышление является компонентом функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.)
информационной грамотности: (развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности);
культуры письма: (формирования навыков написания текстов различных жанров);
социальной компетентности: (формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание). А также
образовательной мотивации: (повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;)
Авторы этой технологии выделяют в уроке три стадии:
вызов, осмысление, рефлексия
Первая этап – вызов. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
1. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Высказывания фиксируются. Нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Сочетание индивидуальной и групповой работы.
Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксирует и систематизирует информацию от школьников - «Любое мнение учащегося ценно».
На данном этапе учитель может использовать такие приёмы:
составление списка «известной информации», дерево предсказаний, по ключевым словам,
систематизация материала (графическая): ассоциативный куст, таблицы;
верные и неверные высказывание;
корзина идей и т.д.
Второй этап – реализация или осмысление содержания.
Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями через
осуществление контакта с новой информацией;
попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы.
На данном этапе учитель может использовать такие приёмы:
маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); Таблица INSERT (Инсерт):
ведение различных записей типа бортовых журналов и фишбоунов.
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Третий этап– рефлексия (размышление, самооценка) проверка изученных знаний учителем, а также помощь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, чтобы они могли самостоятельно проанализировать, удалось ли им достичь поставленной цел. Виды деятельности обучающихся те же, что и в предыдущих фазах.
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; понимание нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На данном этапе учитель может использовать такие приёмы:
1. заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
2. возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
3. приём «шесть шляп мышления»
4. организация устных и письменных круглых столов и различных видов дискуссий;
5. написание творческих работ (синквейн, эссе).
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы (см. памятку «Схема построения урока в технологии «критическое мышление»).
Для оценки развития критического мышления у учащихся учитель может использовать три категории данных.
1. Самый простой уровень – это вербальное мышление, где педагог анализирует речь учеников.
2. Второй уровень подразумевает понимание прочитанного и интерпретацию информации другими. Учитель наблюдает, как ученики осмысливают текст.
3. Наиболее сложный уровень – это письмо, когда ученик фиксирует свои мысли, а затем воспроизводит их устно. Учитель оценивает структуру, содержание и суть письменной работы, а также устное изложение.
Эти три вида деятельности важны, так как отражают способность ученика критически мыслить, и необходимы для оценивания обучающихся. Они требуют от учителя и учеников постоянной и системной работы. В таких условиях учитель и учащийся превращаются в творческий тандем, в котором они действуют вместе.
В заключении хочу сказать, что важно вдохновить учеников на веру в собственные силы и умение эффективно использовать энергию. В такой обстановке преподаватель и учащийся формируют творческий союз, действуя сообща. Учитель, как организатор, направляет процесс, показывая методы и алгоритмы решения задач, что позволяет ученикам перенимать подходы и рождать собственные идеи.
Предлагаю, учителям изучить схему построения урока в технологии «критическое мышление». Взять на вооружение использование приёмов данной технологии на разных этапах урока.