Доклад по теме: «НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ»

6
0
Материал опубликован 31 July в группе

Доклад по теме: «НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ»



                                                              Мамедова  Эльнура     Вахидовна
                                                                         учитель английского языка, 
                                                              ГКОУ «Горловская СШИ № 16»


Аннотация
     В настоящей статье анализируются подходы к обучению говорению, охватывающему как диалогическую, так и монологическую речь.
Устная речь – это динамичный вид речевой деятельности, эффективность которого определяется мотивацией к выражению мыслей. На занятии наличие стремления говорить – это ключевой фактор для осуществления коммуникации. Не менее важно создание для обучающегося условий, в которых он, используя языковые средства, мог бы разрешать важные для него вопросы. В данном процессе преподаватель использует различные приемы для развития и улучшения разговорных навыков учащихся.

         Современные преобразования в системе образования, особенно в области преподавания иностранных языков, в частности английского, предъявляют более высокие требования к квалификации выпускников школ. В связи с этим, большое значение придается навыкам говорения как средству общения. Обучение говорению помогает решать образовательные и коммуникативные задачи, формировать знания, ценностные установки и организацию совместной деятельности учащихся. Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности,     который      имеет несколько  этапов:
1) базовый (ответы на вопросы с помощью учителя),
2) промежуточный (использование текста и визуальных материалов),
3) продвинутый (отсутствие вспомогательных средств, применение сложных конструкций).

    Устная речь делится на диалогическую и монологическую.
Диалог, как наиболее простая форма устной речи, представляет собой общение между собеседниками, совместно обсуждающими и решающими конкретные вопросы. Для устной речи характерны реплики, взаимодействие между говорящими, повторы слов и выражений, вопросы, дополнения, уточнения, использование намеков, понятных только участникам беседы, а также различных вспомогательных слов и междометий. Особенности речи в диалоге во многом определяются уровнем взаимопонимания между участниками и их отношениями. Значительную роль играет также эмоциональное состояние во время       разговора.

   Монологическая речь, как вторая форма устного общения, представляет собой высказывание одного человека, адресованное слушателю или аудитории. Примеры включают лекцию преподавателя, развернутый ответ студента или доклад. Монолог отличается сложной структурой и требует логической завершенности, строгого соблюдения грамматических норм, а также четкости и последовательности в изложении. В отличие от диалога, создание монолога представляет собой значительную сложность, и его развитие у учащихся, особенно при изучении английского языка, является особой педагогической задачей, требующей внимания на протяжении всего периода обучения. Известно, что речь обусловлена мотивацией, ситуативностью и личностной значимостью. В реальной жизни люди говорят, когда испытывают потребность в этом. Желание выразить свои мысли – ключевое условие общения на иностранном языке. Вторым важным фактором является создание разнообразных ситуаций.

    Эти ситуации могут быть конкретными, условными, воображаемыми или проблемными. Ученик примеряет на себя определенную роль, что делает ситуацию личностно значимой. Задания, предлагающие представить себя в различных обстоятельствах (например, "Представьте, что вы…"), оказываются весьма эффективными. Они стимулируют мышление и выражение мыслей, помогают вспомнить изученный материал и активизируют речь. Например, можно предложить представить себя на конференции по вопросам экологии и высказаться о наиболее волнующей проблеме. Полезны задания, требующие выбора и защиты определенной позиции, объяснения своей точки зрения. Например, какой подарок выбрать для друга на день рождения: сделанный своими руками или купленный в магазине? Почему? Опыт работы в старших классах показывает, что ученики могут начать высказывание, выразить мнение или дать совет, но испытывают трудности с аргументацией и подбором лексики, соответствующей ситуации. Для преодоления этих сложностей я стараюсь использовать все возможности для развития устной речи.

     В своей практике я часто использую ролевые игры и симуляции, чтобы студенты могли применить полученные знания в приближенных к реальным условиям. Это позволяет не только закрепить изученный материал, но и развивает спонтанность речи, умение быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства  и находить     компромиссы в   общении.
    Ролевые игры помогают преодолеть языковой барьер и чувствовать себя более уверенно в ситуациях, требующих использования иностранного языка. Для разнообразия занятий я также включаю в программу интерактивные задания, такие как викторины, кроссворды и онлайн-игры. Они позволяют в игровой форме повторить и закрепить лексический и грамматический материал, а также способствуют развитию командного духа и конкуренции. Использование мультимедийных средств, таких как видео и аудиоматериалы, делает процесс обучения более интересным и наглядным. Важным аспектом моей работы является индивидуальный подход к каждому студенту. Я стараюсь учитывать их интересы, потребности и уровень владения языком при планировании уроков и выборе заданий. Это позволяет создать комфортную и стимулирующую атмосферу, в которой каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь максимальных результатов.

    В заключение, я убеждена, что успешное обучение иностранному языку – это результат сочетания различных методов и подходов, а также постоянного стремления к самосовершенствованию и поиску новых способов повышения эффективности обучения. Главное – создать условия, в которых студенты чувствовали бы себя комфортно, уверенно и мотивированно, чтобы изучение языка приносило им не только пользу, но и удовольствие.

                                  ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. В статье "Совершенствование навыков речи. Практика пересказа устной речи", представленной Е.В. Рассохиной на конференции "Современный урок" в Краснодаре в 2009 году, автор делится опытом по улучшению речевых компетенций.
  2. Развитие устной речи рассматривается С.Ф. Ильиной в онлайн-материале "Обучение говорению", который можно найти на веб-сайте ilyina-sf.narod.ru.

  3. В своей книге "Методика преподавания иноязычного общения" (издательство "Икар", Москва, 2011) А.Н. Щукин анализирует ключевые аспекты формирования коммуникативной компетенции.

  4.  А.А. Леонтьев в своей книге "Психология коммуникации", опубликованной издательством "Смысл" в 1997 году, исследует психологические основы речевого взаимодействия.

  5. Фундаментальная работа Л.С. Выготского "Мышление и речь" (издательство "Лабиринт", 1999) посвящена исследованию взаимосвязи между когнитивными процессами и речевой деятельностью.

  6. И.А. Зимней в учебнике "Педагогическая психология" (издательство "Логос", 2000).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.