12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куценко Надежда Ильинична39
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Некоторые приёмы коммуникативно-деятельностного подхода к обучению физики

     Куценко Н. И. преподаватель физики

     Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»,

     г. Волгоград


       Всем известно, что приёмы обучения определяются: постановкой целей и задач; созданием содержательных фрагментов; выбором элементов для проверки качества освоения материала; желательными результатами обучения. В процессе обучения целесообразны, как правило, приёмы, которые направлены на участие, и самое активное, самого обучающегося.

      Приёмы обучения проецируются на конечный результат, мы прогнозируем личность, отзывчивую, проникнутую вниманием к старшим, понимающую высокую ценность человеческой жизни; обладающую навыками познания окружающей действительности. Нам хотелось видеть бы натуру творческую, прагматичную, владеющей новыми технологиями и знаниями, необходимыми для реализации профессиональных устремлений, желательна личность мобильная, адаптированная к окружающему, социализированная.

      Конструкция такой личности достаточно сложна, предполагает смешивание всех известных и предполагаемых технологий, методов и форм обучения.

      Рассмотрим приём: кейс-задача, применение которой обоснованно экспертами и на занятиях физики. 

      Задача. Небезызвестный факт, что пальмовое масло, кладут во многие продукты питания и чаще всего в молочные, увеличивая срок годности продукта. При помощи «домашних» методов, опирающихся на физические законы, а также просто изучив информацию на этикетке можно определить наличие данной добавки в продукте питания. Необходимо построить алгоритм, который позволит провести экспертизу данного продукта. Результаты работы необходимо проанализировать, определить максимальную достоверность работы.

      Обучающимися разрабатывается модель конкретной ситуации, она имеет место в реальной жизни, Фокусируются все знания и практические навыки, которыми оперировали на ранее проведённых занятиях; при этом преподаватель следит за соблюдением правил безопасного поведения во время проведения эксперимента, выступает в роли фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

      Ситуационный анализ материала представляет не только мобилизацию имеющихся знаний, но и демонстрацию вновь приобретённых, вырабатывание практических навыков работы с материалом, а самое важное, формирование системы моральных ценностей, профессиональных взглядов, жизненных позиций и мироощущений.

      Вводный практикум. Известно, что если небольшой ломтик натурального масла расположить на ладони руки, то он растает полностью с образованием белесоватой жидкости, так как происходит контакт продукта с кожей человека при средней температуре 36,6оС. Температура плавления молочного жира, известно, 28–35°С. Масло с примесями полностью в руке не растает, ввиду того, что у «пальмового масла» температура плавления 48–52°С.
      Студенты предлагают другой способ экспертизы: растопить масло на пламени спиртовки, предварительно поместив его на какую-то металлическую поверхность, обосновав тем, что температура конечностей человека, как правило, ниже, а теплопроводность металла достаточно высока.

      Выводы: разогретое масло растекается в виде хлопьев, фиксируем присутствие элементов молочного белка, как данность натурального продукта, а если в виде однородной массы – растительного жира.

Так ли он однороден? И снова «пища» для размышлений!

      Кейс задача это множество решений, что важно для личного опыта, когда появляется ощущение сопричастности к действию и его значимость, это погружение в коллективную деятельность, когда выделяется важнейшая проблема, лежащая в основе представленной задачи; это организация коллективной работы по решению общей проблемы; анализ и рефлексия совместной деятельности, когда анализируется процесс работы, обсуждаются, комментируются действия, высказывается необходимость в повторной экспертизе, применения принципа «контрольной закупки».

      Событийные проекты: событие рассматривается как эпизод совместного переживания, диалога на основе общепринятых ценностей, что могут перевоплотиться в своевременный индивидуальный проект той же сюжетной линии.

      Событие: Ученые из Всемирного центра мониторинга при Цюрихском университете (Швейцария) работая совместно с коллегами из 30 стран, установили, что темп таяния ледников на Земле к настоящему времени, по сравнению c усредненными показателями за XX век, вырос в два-три раза. Индивидуальный проект: Глобальное потепление – миф или реальность?

      Событие: В апреле 2021 года цены на электричество в Финляндии упали ниже нуля — их уронил сильный ветер. Буквально: усилившийся ветер позволил ветряным электростанциям в странах Северной Европы производить электроэнергию на полную мощность и тем самым перевыполнить план. Индивидуальный проект: Может ли быть электричество бесплатным?

      Событие: Группа астрономов обнаружила, что отраженный свет астероида, Квазиспутника Земли, соответствует спектру лунный камней, добытых миссиями «Аполлон». Это позволяет предположить, что некогда астероид был фрагментом Луны. Однако ученые пока не могут сказать, когда и при каких обстоятельствах он откололся от спутника Земли.  Индивидуальный проект: Околоземной астероид Камооалева фрагмент Луны?

      Главный показатель событийных проектов – ее данность. В обсуждении событий необходимо определить степень подхода, обосновать достоверность, физическую законность. Эта деятельность способствует воспитанию самостоятельного узнавания данного события, творческого подхода к поставленному вопросу, а порой нарисованной развязке сюжетной линии.

      Событийный проект становится проявлением гражданской позиции, когда тематика события социально значима.

      Событийный проект всегда требует достойного внимания, совместных действия, его надо проговорить, обсудить, предположить дальнейшее разворачивания действий, оформить, описать, обрисовать, проиграть.

      Раз, мы стали невольными свидетелями события, этим надо воспользоваться, событие надо запечатлеть, расшифровать или, наоборот, заархивировать, эмоционально завизировать и не только, обучающимся это по нраву.

      Игра «Правда или вымысел» с пояснениями

      1.Утверждают, что Пизанская башня изначально по своей структуре была наклонной?

      Правда: Ещё в 1173 году, строители Пизанской башни обнаружили, что трёхметровый  фундамент и слабый грунт основания привели к началу искривления третьего этажа будущей башни, поэтому строительство сооружения было остановлено почти на 200 лет. Структура башни Бонанно Пизано никогда не была прямой, наклон определяется в 3° 54'.

Поясните, как должна проходит вертикальная ось башни, чтобы обеспечить стабилизированное её положение.

      2.Утверждают, что скорость полета волана бадминтона может достигать 270 км/ час?  

      Правда: Известно, что бадминтон — это самый быстрый ракеточный вид спорта: его средняя скорость во время профессиональных матчей около 300 км/ч.

Поясните, как можно вычислить скорость полета волана бадминтона.

      3.Утверждают, что бозон Хиггса определяет массу частиц?

      Правда: Это факт подтвердили в 2012 году.  Доказательство этого действия привёл Джон Эллис  со своим студентом Тевонгом Ю. при проверке свойств частиц, чтобы исключить какие-либо отклонения от предсказаний Стандартной моделиПоясните, как это стало возможным?

      Игра создаёт условия для сплоченности и пространство, во время поиска решения, наполняется атмосферой открытости. Здесь демонстрируются осведомлённость участников, умение слышать разные точки зрения, выстраивать свою позицию, аргументированно делать предположения, принимать мнение оппонента, брать на себя инициативу в принятии решения, критически мыслить.

      Приёмы коммуникативно-деятельностного подхода с помощью заданий по физике позволяют развить у обучающегося социально значимые компетентности, умения сознательно обосновывать свои суждения, способности слышать участников диалога и быть самому услышанным, навыки деятельного сотрудничества.


Информационные источники:


1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);

2. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"  (http://window.edu.ru/);

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

4. https://postnauka.ru/



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.