12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусевская Евгения Г.25
2

Доклад по теме Технология Развития Информационно Интеллектуальной Компетентности

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мне хотелось бы вас познакомить с технологией информационно-интеллектуальной компетентности.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступившее XXI столетие - век информации и научных знаний. Это обязывает систему образования решать принципиально новую глобальную проблему подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Таким образом, в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов современный педагог, даже профессионал, оказался, как «витязь на распутье», перед многообразием подходов к процессу обучения. На главные вопросы, которые решались до этого сами собой в традиционном обучении – для чего, чему и как учить школьников - теперь даются другие ответы. Если до принятия стандартов главной выступала знаниевая парадигма, направленная на формирование знаний, умений и навыков школьников, то теперь акцент сместился на деятельностную, которая в качестве цели образования обозначает развитие учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя.

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) - эффективное использование освоенной информации для успешного решения проблем и задач в учебно-познавательной деятельности
Данная технология раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Эффективным способом конструирования урока в соответствии с ФГОС выступает развивающая система учебных заданий, под которой понимается их совокупность, в которой каждое задание выполняет определенную функцию в развитии информационно-интеллектуальной компетентности учащихся, а последовательность их выполнения обеспечивает повышение уровня информационно-интеллектуальных умений как метапредметных результатов и умений самоорганизации в этой деятельности. Предметные результаты достигаются при этом за счет содержательного наполнения заданий из соответствующих предметных областей. В отличие от традиционного понимания учебного задания как средства организации деятельности ученика и ее контроля, «учебное задание» понимается как форма организации совместной деятельности учителя и ученика по решению учебной задачи, где учебная задача представляет собой требование выполнить какие-либо учебные (теоретические или практические) действия [3].

Одним из ключевых условий развивающей системы учебных заданий является «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности» (ТРИИК), в контексте которой учебные задания выступают интегративным средством организации прохождения обучающимися этапа самоопределения в учебно-познавательной деятельности, этапа ее осуществления в соответствии с функциями познания (описания, объяснения, прогнозирования) и этапа рефлексии [4]. С учетом специфики этапов этой технологии определены цели каждого из видов заданий

На первом этапе технологии «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания», поэтому задания содержат работу с отдельными терминами, понятиями и высказываниями;

на 2 шаге — освоение этой же учебной информации, но уже на уровне «понимания», поэтому задания предполагает объяснение знания;

на следующем шаге - освоение этой же учебной информации на уровне «умения», такое задание предполагает применение приобретенных знаний;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся для предъявления результата по освоению этой же учебной информации в данном содержательном блоке.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по освоению темы и выполнению ситуативного задания в рамках ее изучения. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

К условиям эффективной реализации учебных заданий относятся: отбор педагогом учебно-познавательной информации в соответствии с целями каждого этапа и с единицами содержания изучаемой темы; конструирование заданий в форме структуры, включающей условие (содержание, контекст), способы действий и требование (разрешение проблемы); формулирование заданий с учетом требований логико-информационной корректности.

Для простоты конструирования системы учебных заданий разработан «конструктор учебных заданий», в котором предложены «фразы-конструкты» их возможных формулировок, соответствующие каждому виду, и «технологическая карта», как новый вид методического инструментария, описывающего организацию освоения содержания с использованием учебных заданий.

Конструктор заданий в периоде учебно-познавательной деятельности

(Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.)

Задания на «знание»

- назови (дай имя, озаглавь)

- опиши (изложи)

- ознакомься

- сообщи (объяви)

- расскажи, перескажи

- выдели, вырази

- укажи, покажи (уточни)

- сравни, соотнеси, сопоставь, установи соответствие

- найди

- определи, установи

- рассмотри

- отгадай

- раскройте особенности

На «понимание»

- раскрой смысл термина

-объясни, почему термин имеет разное значение

- обоснуйте выбранную структуру

- обоснуйте основания, лежащие в основе данной структуры текста

- ранжируйте... и обоснуйте...

- проанализируйте и дополните

-укажите связи между…

- выделите условия, при которых.

- обоснуйте (аргументируй) свое мнение

- сделайте вывод о ...

- приведите аргументы, подтверждающие.

- подбери и обоснуй

- подбери близкое (противоположное) по смыслу слово и обоснуйте

На «умение»

- разделите текст на части по смыслу и определите их количество

- найдите в тексте (модели, схеме и т. п.) подтверждение того…. .

- напишите (конспект, ключевые слова тезисы, план)

- сформулируй определение понятия, термина на основе выявленной структуры

- предложите новую (свою) классификацию...

- представьте информацию в другой форме (таблица, график, текст и т.д.)

- составьте (распорядок дня, правила, перечень)

- постройте классификацию

- составьте таблицу, график, кроссворд

- напишите реферат, статью

- восстановите (недостающие данные, классификацию...

- дополните (недостающие данные)

- решите (задачу, кроссворд, уравнение)

- предложите свой (вариант, способ, возможный сценарий развития) ...

- разработайте способ решения проблемы

- составьте вопрос к тексту, заданию, иллюстрации; - обведите контуры...

- сосчитайте; - нарисуйте, раскрасьте

Владение ТРИИК позволит учителю:

проектировать и использовать инновационный методический инструмент организации образовательного процесса (технологическая карта);

раскрыть творческий потенциал школьников;

целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся;

эффективно расходовать учебное время;

сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки;

обеспечить успешную самореализацию личности;

реализовать требования ФГОС второго поколения к результатам образования.

Основой организации образовательной деятельности в ТРИИК является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) – новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК.

Технологическая карта (ТК) для учителя — это одновременно и планирование, и конспект урока с исчерпывающей системой всех этапов учебного процесса, диагностическими и контрольными заданиями, с выверенным целеполаганием и с четко прописанными планируемыми результатами как для учащихся, так и для учителя. В связи с тем, что ТК включает весь технологический цикл ТРИИК, то учебный процесс организован с использованием данной технологии. Поэтому в каждой ТК ученику предоставляется возможность начать изучение темы с самоопределения (мотивации, определения потребности и постановки личностно значимой цели деятельности), продолжить изучение темы в учебно-познавательной деятельности, осваивая содержание посредством выполнения учебных заданий, и завершить работу по теме интеллектуально- преобразовательной деятельностью (ИПД), в рамках которой ученики самостоятельно используют приобретенные при изучении темы знания и умения в конкретной практической деятельности. Данный методический инструмент содержит необходимые диагностические и контрольные задания для мониторинга результативности учебного процесса, предусмотренные указанной технологией.

Учебно-познавательная деятельность в рамках ТК предполагает строгое логическое следование (переход) от задания на знание к заданию на понимание и только после этого к заданию на умение. В начале такой строгий порядок подачи материала может вызвать определенные трудности, поскольку требует от учителя дополнительного самоанализа и самоконтроля.

подобная система работы из урока в урок по логически выверенному сценарию через некоторое время показала, что между учащимися и учителем возникло взаимопонимание нового качества: один и тот же вопрос не приходилось повторять несколько раз, у ребят стало меньше уточняющих переспросов, а корректно сформулированные учебные задания школьники сразу понимали и выполняли успешно. Большинство учащихся стали активнее работать на уроке, в активную деятельность включились неуверенные в себе ученики, уровень самостоятельности школьников значительно вырос, урок проходил более динамично и продуктивно. Продуманная система промежуточного контроля (диагностические работы в конце каждого блока) эффективно готовила учащихся к итоговой контрольной работе и интеллектуально- преобразовательной деятельности.

Мне хотелось бы представить вам технологическую карту уроков в 5 классе по теме Family ties. (Объяснение структуры карты)

Вовлечение учащихся в деятельность с первой минуты изучения темы дает возможность каждому ученику сохранить мотивацию и потребность в ее освоении до конца изучения, осознать реальный результат от использования приобретенных им знаний и умений в конкретной практической деятельности.

Организация обучения в такой логике на каждом этапе позволяет формировать не только предметные, но личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) умения, соответствующие требованиям ФГОС к результатам образования.

Работая в ТРИИК с использованием ТК, я наблюдаю активное развитие устной речи учащихся, умение аргументировать свою точку зрения (мнение), умение самостоятельно работать с информацией (с текстом произведения, с таблицами, справочными материалами, словарями и т. д.). Ощутимы позитивные изменения в развитии личностных, регулятивных и коммуникативных умений школьников. Ребята приобрели неоценимый опыт в планировании своей работы в паре или в группе, в распределении обязанностей, представлении результата индивидуального или коллективного выполнения заданий.

Весь процесс обучения с использованием ТРИИК и ТК благодаря проектированию целого раздела программы строится через практическую деятельность учащихся. Учитель-консультант организует деятельность учащихся, в которой школьники приобретают умения, основанные на знании и понимании. Таким образом, в активной ежедневной и целенаправленной практике ученик приобретает не только умение учиться, но и возможность использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической и творческой деятельности.

Построение учебного процесса с использованием ТРИИК и оформление его в ТК позволяет учителю организовать деятельность школьников в рамках нового ФГОС:

проектировать учебный процесс по темам, ориентированный на конкретные результаты: личностные, метапредметные, предметные;

обеспечивать условия для успешной самостоятельной деятельности школьников, как учебной, так и практической.

Не менее важным является предоставление учителю и обучающимся возможности соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы и при необходимости вовремя внести коррективы, что предусмотрено в организации учебного процесса с использованием ТРИИК.

Преимущества ТРИИК

- Стимулирование учащихся к изучению учебного предмета.

- Преодоление возможных затруднений и создание ситуации успеха.

- Комплексное освоение материала для применения в практической деятельности.

- Формирование метапредметных, личностных и предметных умений.

Опыт практической деятельности убеждает, что ТРИИК и разработанные на ее основе ТК можно считать современным средством организации образовательного процесса в контексте нового стандарта, которое учитель может использовать ежедневно на каждом уроке в течение всего учебного года.

Обучение учащихся с использованием технологической карты позволяет любому учителю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных и мета предметных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку к уроку. За технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности будущее!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.