12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фокеева Ольга Александровна21



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова

города Димитровграда Ульяновской области»



Рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

от «___»_____________ 20____г.

Протокол № ________________


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 17

_____________ М.А.Сутягина

«____»_____________20____г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Интеллектуальная радуга»

социально-педагогической направленности

(краткосрочная с применением дистанционных технологий)



Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель: Фокеева Ольга Александровна, педагог дополнительного образования



г.Димитровград, 2019 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Интеллектуальная радуга».

Данная программа создана как авторская, она разработана на   

Актуальность программы, так как во время занятий у ребенка происходит становление   самосознания,  самоконтроля  и самооценки. Отсутствие отметок снижает  тревожность  и  необоснованное  беспокойство учащихся, исчезает боязнь, ошибочных ответов. В результате у детей формируется положительное отношение к данным занятиям как средству развития своей личности.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и нравственном развитии,

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

Отличительные особенности программы является то, что данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных игровых заданий,  дидактических  конкурсных  игр, которые помогут в развитии общих и интеллектуальных возможностей детей.  На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,  задачи,  вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для средних школьников.

В младшем и среднем школьном возрасте ведущей  деятельностью является обучение. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребёнка к  школьной жизни осуществлять плавный переход от игрового вида деятельности к учебному. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приёмы. Он может использовать их как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны иметь развивающий и познавательный характер.  Их целью является расширение кругозора, формирование собственного  мировоззрения,  интереса  к  знаниям. И здесь на первое место  

выходят именно игры, которые носят интеллектуальный характер.

Адресат программы: программа дополнительного образования «Интеллектуальная радуга» адресована учащимся 4 - 5 классов (10-12 лет).

Психолого-педагогические особенности: программа разработана для учащихся VII вида, 5 класса. Развивающая интеллектуальная программа будет актуальна для учащихся, будет способствовать их физическому и интеллектуальному развитию.


Объем  и  срок  освоения  программы: Занятия проводятся 4 раза в неделю по 30 минут. (2 ч в неделю, 18 учебных занятий).

Форма обучения - дистанционная

Состав группы переменный, до 10 -12 человек, как одного возраста, так и разного.

Содержание и материал программы «Интеллектуальная радуга» соответствует продвинутому уровню.

2. Цели и задачи программы

Целью программы  кружка  «Интеллектуальная  радуга»  является  развитие интеллекта и познавательных процессов ребёнка.

Задачи:

-создание  условий  для  реализации  приобретённых  знаний,  умений  и  навыков  в игровой деятельности;

- содействие развитию психических процессов  (представления, памяти, мышления) в ходе умственной деятельности;

- развитие  языковой  культуры  и  формирование  речевых  умений:  четко  и  ясно

излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения;

- развитие  познавательной  активности  и  самостоятельной  мыслительной

деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений (умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;

- уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников);





























 3. Содержание программы

3.1. Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

опрос

2

Игры на развитие речи и 

восприятия

-

1

Индивидуальная карточка

3

Игры на развитие мышления и памяти

1

-

1

Индивидуальная карточка

4

Игры на развитие внимания и воображения

1

-

1

Индивидуальная карточка

5

Игры на развитие ощущения

1

-

1

Индивидуальная карточка

6

методика Мюнстерберга

1

-

1

тест

7

методика «Исключение понятий»

1

-

1

тест

8

методика «Запомни числа»

1

-

1

тест

9

«Своя игра» по русскому языку и литературному чтению

1

-

1

текущий

10

Игра «Что? Где? Когда?» по окр. миру

1

-

1

текущий

11

 Интеллектуальный бумеранг 

1

-

1

текущий

12

Игра «Умники и умницы»

1

-

1

текущий

13

Игра «Крестики- нолики» по математике

1

-

1

опрос

14

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

1

-

1

текущий

15

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «В мире сказок»

1

-

1

Индивидуальная карточка

16

Познавательный морской бой

1

-

1

текущий

17

«Путешествие по станциям эрудита»

1

-

1

Маршрутный лист

18

Итоговое занятие «Самый умный»

1

-

1

Тематический кроссворд



Календарный учебный график

 

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1


 

 

 

 

 

 

Лекция,

практическое  занятие

1


Вводное занятие

Что такое интеллект?

 

 

опрос

Индивидуальная карточка

2

 

 

 

практическое  занятие

1

Игры на развитие мышления и памяти

 

Индивидуальная карточка

3

 

 

 

практическое  занятие

1

Игры на развитие внимания и воображения

 

Индивидуальная карточка

4

 

 

 

практическое  занятие

1

Игры на развитие ощущения

 

Индивидуальная карточка

5

 

 

 

Тестирование

1

методика Мюнстерберга;

 

Тест

6

 

 

 

Тестирование

1

методика «Исключение понятий»

 

Тест

7

 

 

 

Тестирование

1

методика «Запомни числа»

 

тест

8

 

 

 

соревнование

1

«Своя игра» по русскому языку и литературному чтению

 

текущий

9

 

 

 

соревнование

1

Игра «Что? Где? Когда?» по окр. миру

 

текущий

10

 

 

 

соревнование

1

Интеллектуальный бумеранг

 

текущий

11

 

 

 

соревнование

1

Игра «Крестики- нолики» по математике

 

опрос

12

 

 

 

соревнование

1

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

 

текущий

13

 

 

 

соревнование

1

Познавательный морской бой

 

текущий

14

 

 

 

Соревнование

1

Игра «Сто к одному»

 

текущий

15

 

 

 

соревнование

1

«Путешествие по станциям

эрудита»

 

Маршрутный лист

16

 

 

 

соревнование

1

Интеллект - бой

 

текущий

17

 

 

 

викторина

1

«В мире сказок»

 

Индивидуальная карточка

18




практическое  занятие

1

Итоговое занятие «Самый Умный»


Тематический кроссворд

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

 Игры на развитие психических познавательных процессов

24

20

4

 

1.1

Вводное занятие

1

1

1

опрос

1.2

Игры на развитие речи и 

восприятия

4

Индивидуальная карточка

1.3

Игры на развитие мышления и памяти

5

1

4

Индивидуальная карточка

1.4

Игры на развитие внимания и воображения

5

1

4

Индивидуальная карточка

1.5

Игры на развитие ощущения

5

1

4

Индивидуальная карточка

1.6

методика Мюнстерберга

1

-

1

тест

1.7

методика «Исключение понятий»

1

-

1

тест

1.8

методика «Запомни числа»

1

-

1

тест

2

Интеллектуальные игры по учебным предметам

15

-

15

 

2.1

Вводное занятие (об интеллектуальных играх)

1

-

1

опрос

2.2

«Своя игра» по русскому языку и литературному чтению

1

-

1

текущий

2.3

Игра «Что? Где? Когда?» по окр. миру

1

-

1

текущий

2.4

 Интеллектуальный бумеранг 

1

-

1

текущий

2.5

Игра «Умники и умницы»

1

-

1

текущий

2.6

Игра «Крестики- нолики» по математике

1

-

1

опрос

2.7

Интеллектуальная игра по окр. миру «Счастливый случай»

1

-

1

текущий

2.8

Познавательный морской бой

1

-

1

текущий

2.9

Игра «Сто к одному»

1

-

1

текущий

2.10

«Путешествие по станциям эрудита»

1

-

1

Маршрутный лист

2.11

Эрудит - рулетка

1

-

1

текущий

2.12

Интеллект - бой

1

-

1

текущий

2.13

«Своя игра» общая по всем предметам

1

-

1

текущий

2.14

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «В мире сказок»

1

-

1

Индивидуальная карточка

2.15

Игра «Что? Где? Когда?» по лит.чтению

1

-

1

текущий

2.16

«Своя игра» по окр.миру

 

 

 

текущий

2.17

Итоговое занятие «Самый умный»

1

-

1

Тематический кроссворд

Учебный план



Раздел 1. Игры на развитие психических познавательных процессов

Теория:  Особенности  проведения  занятий.  Понятия  «мышление»,  «интеллект»,  «игра». Роль интеллектуальных игр в развитии психических познавательных процессов. Правила честной игры. Особенности памяти учащихся средней школы. Определение восприятия. Виды восприятия. Свойства  восприятия.  Особенности  восприятия  младших  школьников. Беседа  о  памяти  и  восприятии.  Определение  памяти.  Виды  памяти.  Процессы  памяти. Беседа  о  мышлении  и  речи.  Определение  мышления.  Взаимосвязь  мышления  и  речи. Основные формы мышления. Мыслительные операции . Виды мышления. Особенности мышления младших школьников. Определение речи. Особенности устной и письменной речи. Классификации речи. Чувство социальной роли в игре. Коллективизм. Беседа  о  внимании  и  воображении.  Определение  внимания.  Виды  внимания. Определение  воображения.  Виды  воображения.  Внимательность  действий  в  игре. Командная игра. Выявление лидерства. Классифицирование предметов по определённым признакам. Определение  процесса  ощущения.  Виды  ощущений.  Основные  закономерности ощущений.

Практика:   Игры на развитие памяти и восприятия. Подбор  новых слов по образцу. Игры на развитие мышления и речи. Инструкции по игре. Сравнение и анализ предметов. Игры  на  развитие  внимания.  Нахождение  отличий  по  картинкам,  ошибок  в тексте,  собирание  рассыпанных  слов,  нахождение  слов  среди  напечатанных  букв. Рисование настроения по проведённым играм. Дорисовывание геометрической фигуры в какой-  либо предмет.  Оживление  предметов  с  картинок посредством  действий  ребёнка. Сочинение рассказов для развития воображения. Организация  игр  на  все  5  органов  чувств.  Игры  на  развитие  слуха,  зрения,

осязания, обоняния, вкуса. Диагностика развития внимания. Методика Мюнстерберга.  

Выявление внимательности у каждого ребёнка индивидуально с помехами и без помех. методика «Исключение понятий», методика «Запомни числа»

Раздел 2. Игры по учебным предметам

Теория: Мыслитель. Значение таких игр и понятия.

Практика: «Своя игра» по русскому языку и литературе. Игра «Что? Где? Когда?», Интеллектуальный бумеранг. Игра «Умники и умницы». Игра «Крестики-нолики» по математике. Игра «Счастливый случай». Познавательный морской бой. Игра «Сто к одному». «Путешествие по станциям эрудита. Эрудит – рулетка. Интеллект – бой. «Своя игра» (общая по всем предметам). Викторина по сказкам А.С.Пушкина «В мире сказок». Итоговое занятие «Самый умный»

Планируемые результаты

Уровни освоения программы

Стартовый  уровень  (приобретение  школьником  социальных  знаний, понимания  социальной  реальности  и  повседневной  жизни):  приобретение школьниками  знаний  об  этике  и  эстетике  повседневной  жизни  человека;  о принятых  в  обществе  нормах  поведения  и  общения;  об  психических познавательных  процессах;  об  интеллектуальных  играх;  о  правилах конструктивной  групповой  работы;  об  организации  коллективной  игровой деятельности;  о  способах  самостоятельного  поиска,  нахождения  и  обработки информации;

Базовый уровень  (формирование  позитивного  отношения  школьника  к базовым  ценностям  нашего  общества  и  к  социальной  реальности  в  целом): развитие  ценностных  отношений  школьника  к  родной  природе,  культуре,  труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру

Продвинутый уровень  (приобретение  школьником  опыта  самостоятельного социального  действия):  приобретения  опыта  публичного  выступления,  опыта самоорганизации и организации совместной деятельности друг с другом.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

определять и высказывать  под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в  предложенных  педагогом  ситуациях  общения  и  сотрудничества,  опираясь  на  общие  для  всех  простые  правила  поведения,   при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1


 

 

 

 

 

 

Лекция,

практическое  занятие

1


Вводное занятие

Игры на развитие речи и 

восприятия

 

 

опрос

Индивидуальная карточка

2

 

 

 

практическое  занятие

1

Игры на развитие мышления и памяти

 

Индивидуальная карточка

3

 

 

 

практическое  занятие

1

Игры на развитие внимания и воображения

 

Индивидуальная карточка

4

 

 

 

практическое  занятие

1

Игры на развитие ощущения

 

Индивидуальная карточка

5

 

 

 

Тестирование

1

методика Мюнстерберга;

 

Тест

6

 

 

 

Тестирование

1

методика «Исключение понятий»

 

Тест

7

 

 

 

Тестирование

1

методика «Запомни числа»

 

тест

8

 

 

 

соревнование

1

«Своя игра» по русскому языку и литературному чтению

 

текущий

9

 

 

 

соревнование

1

Игра «Что? Где? Когда?» по окр. миру

 

текущий

10

 

 

 

соревнование

1

Интеллектуальный бумеранг

 

текущий

11

 

 

 

соревнование

1

Игра «Крестики- нолики» по математике

 

опрос

12

 

 

 

соревнование

1

Интеллектуальная игра по окр. миру «Счастливый случай»

 

текущий

13

 

 

 

соревнование

1

Познавательный морской бой

 

текущий

14

 

 

 

Соревнование

1

Игра «Сто к одному»

 

текущий

15

 

 

 

соревнование

1

«Путешествие по станциям

эрудита»

 

Маршрутный лист

16

 

 

 

соревнование

1

Интеллект - бой

 

текущий

17

 

 

 

викторина

1

«В мире сказок»

 

Индивидуальная карточка

18

 

 

 

практическое  занятие

1

Итоговое занятие «Самый Умный»

 

Тематический кроссворд

добывать  новые  знания:  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  от учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной работы всего класса;

перерабатывать  полученную  информацию:  сравнивать  и  группировать  такие  математические  объекты,  как  числа,  числовые

выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  составлять  математические  рассказы  и  задачи  на  основе  простейших

математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

доносить  свою  позицию  до  других:  оформлять  свою  мысль  в  устной  и  письменной  речи  (на  уровне  одного  предложения  или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

читать и пересказывать текст;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

Участие в школьных олимпиадах, предметных неделях, краевых и всероссийских конкурсах.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ  УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

 

Из методических материалов:


1.Уровневая дифференциация программы: стартовый

Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых оценку изначальной готовности участника.

2.Объем (продолжительность) программы определяется от условий дистанционного обучения и определяется одним месяцем обучения.


«Базовый уровень» программы предполагает освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета.


Возможна разработка варианта программы, включающей формы индивидуальных или подгрупповых творческих (научно-исследовательских, технических и.т.д.) проектов учащихся и разработку индивидуальных образовательных маршрутов, на основе программы продвинутого уровня.

Данные формы выстраиваются на основе общей программы, в которой представлены ведущие образовательные модули, соответствующие продвинутому уровню.

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя индивидуальный план, составленный на основе модулей. Индивидуальный план составляется совместно с учащимся на основе его предпочтений и предполагает определенные результаты в виде промежуточных проектов, самостоятельных творческих работ, участия в олимпиадах, конкурсах, концертах и т.д.,


Срок освоения программы определяется содержанием программы — четыре недели обучения, по четыре, пять занятий в неделю, необходимых для ее освоения;


Программа рассчитана на один месяц обучения:

Форма обучения дистанционная

формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуаьная.


Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

Показ видеоматериалов, иллюстраций

Объяснительно-иллюстрированный

беседа, объяснение

показ педагогом

приемов

исполнения

вокальные упражнения

анализ текста

наблюдение

тренировочные упражнения

дискуссионный

Исследовательский проблемный

игровой


Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический,


Формы проведения занятий:

Таблица 2


беседа

презентация


КВН

размышление


викторина

мозговой штурм


занятие-игра

ринг


игра-путешествие

визуализация


консультация

развитие





формы организации учебного занятия -беседа, КВН, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, презентация, ринг, , соревнование, студия, тренинг, конкурс кроссвордов.


педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология программированного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности,


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

 

Дистанционное образование предполагает свободное выполнение заданий учащимися. Рабочее место учащегося оснащено необходимыми информационными технологиями.

Перечень оборудования:

- Компьютер или телефон

- Наборы  цифр

- Фишки из картона

- Сюжетные картинки

- Игровые задания

Информационное обеспечение:

http://ped-kopilka.ru

http://infourok.ru

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Анкеты

материал  анкетирования  и  тестирования

методические разработки.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

грамота

диплом

журнал посещаемости

материал тестирования

фото.

Оценочные материалы

методика Мюнстерберга;

методика «Исключение понятий»

методика «Запомни числа» 

Особенности организации образовательного процесса  – дистанционно.

Методы  обучения

Словесный

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

игровой.

Методы воспитания

убеждение

поощрение

упражнение

мотивация

Алгоритм  учебного  занятия:

Организационная часть.

Основная часть

Подведение итогов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Изд.8-е. – Ростов н/Д :Феникс, 2008. – 186с.

Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 80с.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/12/06/matematicheskaya-igra-krestiki-noliki

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588590/

https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-umniki-i-umnici-1224503.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/11/27/igra-schastlivyy-sluchay

 



























5 вопросов для поддержания концентрации Брайана Трейси

6 этапов превращения идей в деньги Бодо Шефера

Жизнь по принципу 80-20 Ричарда Коха

Матрица Эйзенхауэра

Метод 5 пальцев Бодо Шефера

Техники расслабления 

Содержание учебного плана

Содержание: (из содержания убрать лишнее)

1.

Пояснительная записка

стр.

2

Цель и задачи программы


3

Содержание программы



3.1 Учебный план



3.1.1 Учебный план 1года обучения



3.1.2 Учебный план 2 года обучения



3.1.3 Учебный план 3 года обучения



3.2 Содержание



3.2.1 Содержание 1 модуля



3.2.2 Содержание 2 модуля


3.

Календарный учебный график



3.3 Календарный учебный график 1 года обучения группа 1



3.3.1 Календарный учебный график 1 модуля



3.3.2 Календарный учебный график 2 модуля


4

Планируемые результаты


5

Условия реализации программы


6

Формы аттестации 


7

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы


8

Методические материалы


9

Список литературы



9.1. Литература для педагога


.

9.2. Литература для обучающихся и родителей







Управление образования Администрации города Димитровграда

Ульяновской области


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества

города Димитровграда Ульяновской области»



Рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

от «___»_____________ 20____г.

Протокол № ________________


«Утверждаю»

Директор МБУДО ДДТ

_____________ О.В. Антипова

«____»_____________20____г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«___________________»



Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации _____ год(а)





Автор-составитель:

Ф.И.О., педагог дополнительного образования



г.Димитровград 2019 год

Содержание: (из содержания убрать лишнее)

1.

Пояснительная записка

стр.

2

Цель и задачи программы


3

Содержание программы



3.1 Учебный план



3.1.1 Учебный план 1года обучения



3.1.2 Учебный план 2 года обучения



3.1.3 Учебный план 3 года обучения



3.2 Содержание



3.2.1 Содержание 1 модуля



3.2.2 Содержание 2 модуля


3.

Календарный учебный график



3.3 Календарный учебный график 1 года обучения группа 1



3.3.1 Календарный учебный график 1 модуля



3.3.2 Календарный учебный график 2 модуля


4

Планируемые результаты


5

Условия реализации программы


6

Формы аттестации 


7

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы


8

Методические материалы


9

Список литературы



9.1. Литература для педагога


.

9.2. Литература для обучающихся и родителей



1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «________». Данная программа создана как:

авторская по степени участия в разработке (обязательное условие отнесения к авторской - новизна программы)(программу вы написали сами и такой одобной программы больше нет ни у кого)

модифицированная, (если программа модифицированная указать какая программа взята за основу, автор-составитель, издательство, год издания) (при изменении авторской программы с учётом особенностей учреждения , возраста, уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, не стандартизации индивидуальных результатов обучения и воспитания, педагог может внести измения в программу не затрагивая концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий присущих исходной программе которая была взята за основу. Корректировать может не более 25 % от общего содержания программы. При этом разработчик имеет право изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности, форму подведения итогов работы)


(выбрать какая у вас программа (лишнее убрать, что к вам не относится))


Актуальность программы: (описать своевременность, современность предлагаемой программы. Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач)

При этом следует не забывать , что программы дополнительного образования детей должны быть направлены смотри приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»


(расписать)


Отличительные особенности программы: характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

(описать чем ваша программа отличается от уже опубликованных, ответить на вопрос что заставило вас написать свою программу?


(расписать)


Адресат программы: дети

1 года обучения: ____- ___ лет

2 года обучения: ____- ___ лет;

3 года обучения ____- ___ лет

психолого-педагогические особенности:

(примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе)

(расписать)


Содержание и материал программы «_____________» соответствует _________________(стартовому, базовому, продвинутому) уровню (выбрать какая у вас программа (лишнее убрать, что к вам не относится))


Из методических материалов:


Уровневая дифференциация программ

Каждой программе присваивается уровень: «стартовый», «базовый» или «продвинутый» в зависимости от сложности содержания программы и возраста воспитанников.

Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых оценку изначальной готовности участника.

Объем (продолжительность) программы определяется в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала.

Матрица для разработки дополнительных общеразвивающих программ


Уровень

Кол-во

часов в

год

Срок обучения

Возрастной состав

Формы организации

Стартовый

до 144

1 г.

6-18 лет

одновозрастный разновозрастный

Групповые

Базовый

144 (216)

2-3 г.

7-18 лет одновозрастной

Групповые

Продвинутый

до 288

1 – 3 г.

9 (10) – 18 лет

Групповые

По подгруппам



до 144 ч.





Индивидуальный образовательный маршрут

«Стартовый уровень» предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Реализация стартового уровня предполагает наличие программы не более чем на один год обучения в количестве до 144 часов. Данная программа может быть использована:

как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности;

как первая ступень - переход к базовой общеразвивающей программе обучения;

Состав учащихся может быть как одновозрастным, так и разновозрастным

«Базовый уровень» программы предполагает освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета.

Программа базового уровня реализуется в течение двух-трех лет (144 ч. - 216 часов в год),

направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения. При этом сохранность контингента составляет до 75 % обучающихся (на 1 году обучения у вас в группе было 12 человек, а на 2 год вы переводите 10 согласно устава МБУДО ДДТ, с 2 года обучения (10 человек)на 3 год обучения вы переводите 8 человек согласно устава МБУДО ДДТ).

«Продвинутый» уровень» предполагает доступ к сложным (возможно узкопрофильным) знаниям и навыкам в рамках программы. Рекомендуемый срок реализации программы - 1-3 года. Рекомендуемый объем часов - до 288 часов в год. (согласно устава МБУДО СЮН программы 1 года 144 часа, 2и 3 годов обучения 216 часов).

Возможна разработка варианта программы, включающей формы индивидуальных или подгрупповых творческих (научно-исследовательских, технических и.т.д.) проектов учащихся и разработку индивидуальных образовательных маршрутов, на основе программы продвинутого уровня.

Данные формы выстраиваются на основе общей программы, в которой представлены ведущие образовательные модули, соответствующие продвинутому уровню.

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя индивидуальный план, составленный на основе модулей. Индивидуальный план составляется совместно с учащимся на основе его предпочтений и предполагает определенные результаты в виде промежуточных проектов, самостоятельных творческих работ, участия в олимпиадах, конкурсах, концертах и т.д.,


Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

_________ часов (указать общее количество часов по программе)

1 год обучения - 144 академических часов в год;

(лишнее убрать)

Срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;


Программа рассчитана на ______ год(а) обучения:


1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)

(лишнее убрать)


Форма обучения очная

формы организации образовательного процесса: групповая


Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия (табл. 1):

(перечислить те которыми вы будете пользоваться на занятиях при реализации программы)

Таблица 1

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

Показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа, объяснение

показ педагогом

приемов

исполнения

вокальные упражнения

анализ текста

наблюдение

тренировочные упражнения

анализ структуры музыкального произведения и Др.

работа по образцу и др.

Лабораторные работы

и др.

методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);


Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др-;

(перечислить те которыми вы будете пользоваться на занятиях при реализации программы)


Формы проведения занятий (перечислить те которыми вы будете пользоваться на занятиях при реализации программы из (табл. 2):)

Таблица 2

акция

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж

мастер-класс

соревнование

викторина

мозговой штурм

спектакль

поход

наблюдение

студия

выставка

олимпиада

Творческая встреча

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

гостиная

посиделки

творческий отчет

диспут,

дискуссия,

обсуждение

встреча с интересными людьми

тренинг

занятие-игра

праздник

турнир

защита проектов

практическое занятие

фабрика

игра деловая

представление

фестиваль

игра-путешествие

презентация

чемпионат

игра сюжетно-ролевая

производственна я бригада

шоу

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

класс-концерт

поход

экскурсия

КВН

размышление

экспедиция

конкурс

рейд

эксперимент

консультация

репетиция

эстафета

конференция

ринг

ярмарка

концерт

салон

и другие


формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;


педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология

образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.


(перечислить те которыми вы будете пользоваться на занятиях при реализации программы)


Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

2 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

3 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

(лишнее убрать)


Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, социальные акции, зачет, выставка, презентации с использованием интернет-ресурсов.

(перечислить те которыми вы будете пользоваться на занятиях при реализации программы)



2. Цель и задачи программы.

Цель и задачи программы:

- цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима, Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат;

- задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

(расписать)

метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

(расписать)

образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами;

(расписать)


В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

-подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

-удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов ифедеральных государственных требований» (п. 3).


В Дополнительном образовании программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы направлены на:

создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;

удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;

оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;

накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.


Цель и задачи по годам обучения отдельно для 1года обучения, отдельно для 2 3 годов обучения:

(расписать)


3. Содержание программы


3.1.Учебный план

Учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;

В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60% на 30%).

При реализации программ дополнительного образования через проектную деятельность обучающихся можно формулировать её этапы (самоопределение, целеполагание и т.п.) и задачи каждого этапа.

Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

на комплектование группы первого года обучения;

на вводное занятие (введение в программу);

концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

итоговое занятие, отчетное мероприятие.



(Учебные планы расписывать по годам)






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.