Роль семьи и ДОУ в усвоении детьми семейных ценностей
РОЛЬ СЕМЬИ И ДОУ В УСВОЕНИИ ДЕТЬМИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Часто можно услышать такую фразу: «У моего ребенка будет все самое лучшее». Здесь речь идет, прежде всего, о материальном благополучии своего чада. Родители хотят видеть своего ребенка красиво и тепло одетым, чтобы он хорошо питался, получил высшее образование, а во взрослой жизни смог найти достойную работу, ну и, конечно же, обрел бы семейное счастье. Хочется напомнить таким родителям слова святителя Иоанна Златоуста: «Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели». Ведь гоняясь за «самым лучшим и качественным» мы можем пропустить самое важное – становление наших детей, их преобразование, определение цели в жизни и своего предназначения. Дети, повзрослев, будут также гоняться за материальным благополучием.
Большинство родителей хотят, как можно раньше развить в своем ребенке таланты – записывают в различные кружки, секции и т.д. Весь день его (ребенка) расписан буквально по минутам. Стараясь дать ребенку хорошее образование, развить в нем таланты и способности, взрослые забывают о его душе, не всегда задумываются, что это вредно для ребенка. Не надо думать, что все остальное потом придет само собой, а сегодня главное – выполнить долг родительский: одеть, обуть, накормить.
Родителям следует помнить, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, осознать, что, главным образом, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.
На Руси у всех семей были свои традиции, объединявшие их, делая сильными и крепкими. Поэтому важно возрождать семейные традиции, передаваемые из поколения в поколение, виды деятельности и поведения, обычаи, правила, ценности. В сознании детей откладываются привычки взрослых, их вкусы, интересы, предпочтения, манера поведения, то построение поведения у них идёт по примеру копирования. Получается, что развитие идеалов рождается в семье. Какова же роль детского сада в формировании у детей семейных ценностей? Сегодня ребенок большую часть времени проводит в детском саду, а родители заняты на работе. И не всегда получается у них уделять своему ребенку достаточно времени. Большую помощь родителям оказывает детский сад, педагоги. В свою очередь, мы в детском саду стараемся создать условия для духовно-нравственного развития личности, формирования семейных ценностей. В этом нам помогает программа «Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение» Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Проводим различные мероприятия: беседы с детьми о семье, о близких людях, мастер-классы («Кулинарная фантазия», «Новогодняя игрушка», «Книжная мастерская», «Юные модельеры» и т.д.), семейные посиделки («Моя мама – лучшая рассказчица сказок», «Пасхальное яйцо. Писанки»), родительские собрания, круглые столы «Здоровая семья», «Взаимодействие с детьми», семинары-практикумы «Дети – зеркало семьи», «Совместные игры дома», совместные трудовые десанты по благоустройству участка, просмотр спектаклей и кинофильмов, прогулки по городу, праздники, посещение музеев и театров. Также в детском саду проводим различные выставки и творческие конкурсы, в которых родители принимают активное участие: «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Пасха Светлая пришла» и др.Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность, наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, – глубокие и сознательные.
Семейные ценности, усвоенные ребенком с малых лет жизни, будут иметь для него непреходящее значение в любом возрасте.
Если ребенок воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то, повзрослев, он сможет отличить добро от зла, сумеет удержаться от соблазнов.