12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жирохова Наталия Васильевна19
0

Доклад «Технология лозоплетения как средство возрождения одного из забытых народных промыслов»

                          МБОУ «Дабанская средняя общеобразовательная школа»

 

                                                       Доклад

 

Технология лозоплетения как средство возрождения одного из забытых

                                                     народных промыслов.

 

                                                          2017 г.

                                                                    Введение

   С незапамятных времен люди занимались плетением различных изделий, которые до сих пор не изменились. Из всех плетеных изделий, наиболее распространены корзины. Искусство плетения корзин восходит к глубокой древности. Корзинами пользовались в Древнем Египте, в Греции и в Древнем Риме. В Киевской Руси в IXXI веках среди двухсот насчитывавшихся ремесел значилось и корзиноплетение. Оно было особенно распространено именно в тех городах и деревнях, которые расположены на крупных и менее крупных реках. Это связано с произрастанием на берегах рек ивы. Именно из нее и плетут корзины и другие изделия декоративно-прикладного искусства.

                                                      Актуальность.

   Актуальность нашей темы заключается в том, что плетеные изделия пользуются большим спросом и по сей день. Назначение изделий из тальника может быть весьма разнообразным, применяться в домашнем обиходе, а также являться оригинальным составляющим в дизайне интерьеров.

                                             Практическая значимость

   Практическая значимость работы заключается в том, что мы создали свои корзины, которые могут являться предметом быта. Полученные знания мы будем использовать для дальнейшего создания изделий в технике лозоплетения.

                                                          Новизна

   Новизна работы заключается в том, что мы решили возродить лозоплетение в нашем селе.

                                                                      Проблема

   Возможность использования природных материалов – краснотала в изготовлении предметов быта

                                                           Ожидаемый результат

   Мы думаем, что своей творческой работой привлечем внимание к искусству лозоплетения для того, чтобы возродить этот народный промысел, которым, по рассказам очевидцев, занимались наши предки в прошлом веке в селе Черендей.

 Цель:

   Вызвать интерес к искусству плетения на основе изготовления собственных корзин из краснотала.

Задачи:

  1. Изучить литературу по истории лозоплетения
  2. Освоить основные приемы лозоплетения
  3. Сплести свои корзины из краснотала

 

                                             Материалы и методика:

1.      Изучение научной литературы

2.      Приобретение необходимых инструментов

3.      Плетение своих корзин

 

                                              Литературный обзор:            

   Ива – это общее название для целого рода растений. К ивовому семейству относится ветла, шелюга, лоза, ракита, белотал, осокорь, краснотал. Всего на территории нашей страны насчитывается сто пятьдесят разновидностей ив, которые чаще встречаются по берегам рек, озер, на заболоченных местах, возле домов. Для изготовления плетеных изделий наиболее пригодны десять, двенадцать видов кустарников, растущих, как правило, по берегам рек, где много солнца и ветра. Эти прутья обладают большой гибкостью, малой побежалостью, красотой, крепостью и имеют небольшую сердцевину. Одной из классических пород в корзиноплетении является ива прутовидная. Заготавливать ивовые прутья можно в любое время года. Лучшим временем заготовки является май – июнь. Когда прутья имеют нежную окраску, очень гибкие и вязкие, хорошо окоряются. Лучше срезать те прутья, у которых нет боковых побегов. Летние прутья обладают высокой прочностью и гибкостью. Срезанные прутья сортируют по качеству, длине и толщине. Окоренные прутья подсушивают на солнце в течение трех часов. Потом их связывают и досушивают три дня. Неокоренные прутья либо сразу пускают в дело, либо окоряют после варки продолжительностью от тридцати до шестидесяти минут.

   Соотношение размеров прутьев в зависимости от того, на что их будут использовать, примерно следующее.Для прутьев основ, составляющих каркас корзин и прочих изделий, подбирают прутья с небольшой сердцевиной не длинные и прямые. Длина их должна быть такой, чтобы соответствовать высоте корзины, вазы или иного изделия, плюс припуск, который оставляют на закрепление плети основы в донышке или ободке. Диаметр плети основы обычно в два раза толще диаметра прута для плетения. Диаметр прута, идущего на ручку корзины, больше диаметра плети основы в полтора, два раза. Число стояков при сплошном плетении должно быть нечетным. Расстояние между плетьми основами должно быть равно примерно сумме пяти – шести диаметров. Приведенные размеры ориентировочны. На практике они могут быть иными, но знание этих соотношений при работе может пригодиться.

   Прутья в процессе работы должны быть гибкими, то есть они должны сгибаться на 180 градусов и не ломаться. Если прутья сухие – их замачивают. Обычно корзины и другие крупные изделия делают из целых прутьев. Мелкие изделия плетут обычно из расщепленного прута – шин (шинков) или выструганной ивовой ленты. Для изготовления изделий подбирают тот или иной вид материала. Это может быть окоренный прут, неокоренный, но не распущенный на ленты, пластины или шинки. Для плетения крупных корзин или других больших изделий лучше использовать целый прут, который хорошо сгибается. Для изготовления, небольших изделий применяют окоренный прут, пластинки или шинки. Очищенный прут раскалывают колунком или ножом. Перед тем как прут расколоть, его увлажняют, положив на несколько минут в холодную воду, Затем на основании делают небольшие надрезы, количество которых зависит от числа плоскостей колунка. Затем эту надрезанную торцевую часть устанавливают на профиль колунка и небольшими подвижками протягивают через него.

   Ивовые ленты изготавливают при  помощи двух стругов, один струг плоскостной, снимающий с пластинки сердцевинку, шов, другой – краевой, выравнивающий пластинки по ширине – шмол.

   Для хранения неокоренные прутья укладывают пучками по 8 килограмм, чередуя комель и вершину. Прут , заготовленный осенью, обычно хранят в сухом проветриваемом помещении – гараже, сарае, кладовке, где прутья могут не терять сои свойства несколько лет.

   Основными инструментами и приспособлениями для плетения являются : секатор, круглогубцы, острый нож, шилья, прошивки, жамки, щемилки, изер, шаблоны. Щемилки применяют для ускорения очистки прутьев от коры. Колунки расщепляют прут на отдельные ленты. Кругогубцы необходимы для перегибания прута, особенно при плетении загибок. Ножами срезают прутья, очищают от коры, обрезают торчащие концы, строгают толстые палки, удаляют сучки. Шилья используют для загибки, заправки закончившейся ленты. С помощью прошивки легко протягивают тонкие прутья. Изер используется для выравнивания рядов. Шаблоны придают корзине форму.

   Очистка прутьев от коры называется окорением. Кора с ивовых прутьев, срезанных в период сокодвижения, снимается очень легко. Прутья, срезанные в другое время, перед окорением требуют специальной, дополнительной обработки, которую выполняют холодным или горячим способом. Холодный способ подготовки к окорению состоит в оживлении прутьев. Прутья замачивают от восьми до двадцати дней в холодной воде, чтобы вызвать сокодвижение. Горячий способ подготовки прутьев к окорению состоит в проваривании и пропаривании и тогда кору легко отделить от древесины. После проваривания прутья окоряют еще горячими. После окорения прутья сразу просушивают. Перед плетением окоренные прутья отмачивают.

   Чтобы получить красивое, прочное изделие, для плетения подбирают прутья отличного или хорошего качества. Качество прута определяют по следующим параметрам: цвет – оттенок должен быть равномерным и насыщенным; размер сердцевины не должен превышать третью часть диаметра прута (прутья с большой сердцевиной не гибкие); сучковатость – прутья должны быть по возможности без сучков, прутья с сучками часто ломаются; побежалость – это отношение разности диаметров в начале и в конце прута к ее длине, чем тоньше прут, тем меньше его побежалость; вязкость – прут должен быть мягким и хорошо сохранять форму изгиба в плетеных изделиях; гибкость – прут должен быть гибким.

 

                                            Материал и методика

1.      Изучая историю возникновения и технологию плетения корзин, мы воспользовались различной литературой, в том числе «Художественное плетение» А.А. Ханникова, «Плетение из лозы» В.А. Тоболина, «Белорусские художественные промыслы» Н.Н.Шкут и другими. Мы воспользовались рекомендациями по плетению из лозы Т.М. Фисановича.

2.      Приобрели необходимые инструменты – это секаторы, круглогубцы и др. Заготовили краснотал

3.      Руководствуясь, изученной литературой по лозоплетению изготовили опытные образцы корзин.

 

                                                 Описание работы

Для плетения корзины мы использовали краснотал – иву, произрастающую в нашей местности. Плетение мы начали с донышка, а именно изготовления каркасного скелета донышка, представляющую собой крестовину из толстых ивовых прутьев. Взяли восемь прутьев разной длины, которые на 4 см больше чем диаметр корзины. Половину прутьев расщепили посередине и продели в прорези другую половину прутьев. После изготовления каркаса донышка начали его оплетать двумя тонкими прутьями, выплетая веревочку в два прута. Таким образом, сердцевина крестовины плотно стянулась. Далее для нечетности будущих прутьев основ мы добавили к крестовине клин и начали плести одним прутом простой плетенкой. В процессе плетения друг за другом мы добавляли прутья: комель к комелю и верхушка к верхушке, с внутренней стороны будущей корзины. Затем секатором удалили торчащие кончики прутьев. После изготовления донышка мы вставили семнадцать плетей основ, предварительно сделав на них удлиненный срез. Чтобы закрепить плети основы в каркасе донышка, мы вставляли их, направляя плоский срез плети основы к пруту каркаса. Затем круглогубцами загнули плети основы вверх. Далее вставили во внутрь будущей корзины шаблон, который придал корзине форму. Вверху плети основы завязали вместе и начали выплетать веревочку в четыре прута, которая украсила переход от горизонтального основания к вертикальным бортам изделия. Плетение веревочкой применили для укрепления стенок. Для этого мы приготовили четыре длинных упругих прута. Первый прут заложили между двумя основами, остальные три прута по очереди заложили за соседние основы с правой стороны первого прута. Выплетали веревочку таким образом: первым прутом огибали три плети основы снаружи и четвертую изнутри, выводя прут наружу. Аналогично плели вторым, третьим и четвертым прутом. После веревочки в четыре прута мы выполнили веревочку в три прута, которая выполняется аналогично, только снаружи мы оплетали не три прута , а два.

   Основное плетение корзины мы выполняли прослойным плетением, которое применяется для замкнутых изделий. Для этого подобрали одинаковые по длине и толщине прутья. Всего их семнадцать, что соответствует числу плетей основ. Плетение начали комлевыми концами прутьев, которые вставляли между плетями основами и оплетали вторую плеть основу с наружи, третий изнутри, четвертый снаружи и так далее. Каждый новый прут вставляли слева от предыдущего и вплетали между четырьмя стойками, выводя наружу. Таким образом, изделие плели по всему периметру, заплетая столько прутьев, сколько основ в изделии. Последний прут подложили под первый. Далее завершив основное прослойное плетение корзины, для красоты и укрепления стенок корзины, сплели веревочку в три прута. Затем, чтобы изделие красиво закончить, мы выполнили загибку, предварительно развязав плети основы вверху.

   Загибкой называется окантовка корзины. Мы выполнили загибку в три пары прута, которая хорошо стягивает и укрепляет края изделия. При выполнении загибки первый прут загнули при помощи круглогубцев и завели за один соседний прут изнутри и вывели наружу между вторым и третьим прутом. Таким образом, загнули второй и третий прут. Затем первым прутом, выведенным наружу, обогнули второй и третий прут снаружи и четвертый изнутри. И вновь первый прут вывели наружу. Затем четвертым прутом обогнули пятый прут изнутри и положили рядом с концом первого прута. Когда загибка дошла до своего начала, мы выполнили стыковку прутьев. Выполняя стыковку мы пользовались шилом, которым раздвигали прутья. После того, как основная часть корзины выполнена мы, взяв более толстый прут для ручки корзины, придали ему округлую форму и, сделав плоский срез на обоих концах, вставили в корзину. Затем выполнили оплетку ручки более тонкими и длинными прутьями, обогнув ручку каждым прутом три раза. Предварительно сделав на каждом пруте плоский срез, вставляли его вокруг ручки, по четыре с каждой стороны.

           

                                               Результаты работы

   Изучив литературу по лозоплетению, мы пришли к выводам, что из всех плетеных изделий, наиболее распространены корзины, искусство плетений которых восходит к глубокой древности. Оно было особенно распространено в тех городах и близлежайших деревнях, которые расположены на крупных и менее крупных реках. Это связано с произрастанием на берегах рек разных сортов ивы. Именно из нее плетут корзины и другие изделия декоративно-прикладного искусства. Назначение этих изделий их тальника может быть весьма разнообразным, применяться в домашнем обиходе, а также являться оригинальным составляющим в дизайне интерьеров. Существует соотношение размеров прутьев в зависимости от того, на что их будут использовать. Прутья в процессе работы должны быть гибкими, т.е. они должны сгибаться на 180 градусов и не ломаться. Если прутья сухие – их замачивают. Обычно корзины и другие крупные изделия делают из целых прутьев. Мелкие изделия плетут обычно из разщепленного прута – шин (шинков) или выструганной ивовой ленты. Для изготовления изделий подбирают тот или иной вид материала. Это может быть окоренный прут, неокоренный, но не распущенный на ленты, пластины или шинки. Для плетения крупных корзин или других больших изделий лучше использовать целый прут, который хорошо сгибается.

   Основными инструментами и приспособлениями для плетения являются: секатор, круглогубцы, острый нож, шилья, прошивки, жамки, щемилки, изер, шаблоны. Очистка прутьев от коры называется окорением. Кора с ивовых прутьев, срезанных в период сокодвижения, снимается очень легко. Прутья, срезанные в другое время, перед окорением требуют специальной, дополнительной обработки, которую выполняют холодным или горячим способом. Чтобы получить красивое, прочное изделие, для плетения подбирают прутья отличного и хорошего качества. Качество прута подбирают по следующим параметрам: цвет – оттенок должен быть равномерным; размер сердцевины не должен превышать третью часть диаметра прута; прутья должны быть по возможности без сучков; побежалость это отношение разности диаметров в начале и в конце прута к ее длине, чем тоньше прут, тем меньше его побежалость; вязкость – прут должен быть мягким и хорошо сохранять форму изгиба в плетеных изделиях; гибкость – прут должен быть гибким.

  Для плетения корзины мы использовали краснотал – иву, произрастающую в нашей местности. Плетение мы начали с донышка. Затем вставили 17 плетей основ, предварительно, сделав на них удлиненный срез, закрепили плети основы в каркасе донышка. Вверху плети основы завязали вместе и начали выплетать веревочку в четыре прута, которая украсила переход от горизонтального основания к вертикальным бортам изделия. После веревочки в 4 прута мы выполнили веревочку в 3 прута. Основное плетение корзины мы выполняли прослойным плетением. Затем, чтобы изделие красиво закончит, мы выполнили загибку, предварительно развязав плети основы вверху. Загибкой называется окантовка корзины. После того, как основная часть корзины выполнена мы, взяв более толстый прут для ручки корзины, придали ему округлую форму и сделав плоский срез на обеих концах, вставили в корзину. Затем выполнили оплетку ручки более тонкими и длинными прутьями, обогнув ручку каждым прутом три раза.

 

                                                                   Выводы:

1.      Изучив литературу по лозоплетению, мы пришли к выводам, что из всех плетеных изделий, наиболее распространены корзины. Они были наиболее распространены в тех городах и близлежащих деревнях, которые расположены на крупных и менее крупных реках. Это связано с произрастанием на берегах рек различных сортов ивы, из которой и плетут корзины и другие изделия декоративно-прикладного искусства.

2.      Из литературных источников мы узнали и освоили основные приемы плетения корзин. К ним относятся: соединение крестовины, оплетение ее двойной веревочкой и простым плетением, вставление плетей основ, оплетение их веревочкой в 4 и 3 прута, наклонное плетение основной части, веревочка в 3 прута, загибка, оплетение ручки.

3.      В результате нами были сплетены корзины из краснотала.

 

                                                          Список литературы:

   

  1. Фисанович Т.М. «Плетение из лозы» Ростов-на-Дону: Феникс; Цитадель-трейд 2005 г.
  2. Шкут Н.Н. «Белорусские художественные промыслы» М., 1985 г.
  3. «Художественная обработка бересты и соломки, плетение из лозы, корны, рогоза» М., 1979 г.
  4. Лазарев А.В. «Плетение лозой, берестой, соломой, рогозом» М., 2005 г.
  5. Теличко А.А., Рыженко В.И. «Плетение» М., 2005 г.
  6. Ханников А.А. «Художественное плетение из лозы, соломы, камыша, рогоза, бересты» Ростов-на-Дону Феникс 2007 г.
  7. Попов В.В. журнал «Сделай сам» «Корзина плетеная по ягоду, по грибы…» М., Изд. «Знание» 1994 г.
  8.  Миринауская К.К. «Изготовление плетеных изделий» М., Россельхозиздат, 1986 г.
  9. Нестерова Д.В. «Плетение лозой, ивой, берестой» М., 2005 г.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.