Доклад «Формирование культуры безопасного поведения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

17
3
Материал опубликован 31 December 2015 в группе

ДОКЛАД

«Формирование культуры безопасного поведения,

профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

Автор: Малютин Андрей Анатольевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ им. И.С. Тургенева», Мценский район

Резкое возрастание в последние годы количества автомобилей на дорогах породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм занимает особое место. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения. Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним из самых важных.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, пренебрежении культурой безопасности, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий в образовательных учреждениях по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

Необходимо осознавать, что количество несчастных случаев на дороге в нашей стране во много раз превышает показатели других стран. А анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма показал необходимость акцентирования внимания всего педагогического коллектива на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма мы понимаем целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат. Большая роль здесь отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни, в неблагоприятных и опасных ситуациях, умения оказывать само и взаимопомощь. Безопасность дорожного движения – одно из приоритетных направлений работы. И это не случайно, ведь актуальность и практическая значимость обучения подчеркивается высокими статистическими данными. За последние 5 лет в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибли более 7000 детей и подростков, более 116 000 – получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами.

В настоящее время организационные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение данного направления работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально, стихийно и бессистемно. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных и безопасных дорожных ситуаций, мало уделяется времени проведению практических занятий по отработке и применению знаний правил дорожного движения. Не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорожной среде. А это в свою очередь значительно влияет на результат работы.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране, в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в школе может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Ведь наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения);

выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти на дорогу);

игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр);

ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями);

недобросовестные водители, игнорирующие правила дорожного движения или находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

Одной из причин ДТП в последнее время всё чаще называют и плохие дороги.

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей культуры собственной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения на улицах села, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки (ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов);

развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Дети должны иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы, знать следующие основные правила дорожного движения:

переходить улицу только на зеленый свет светофора,

не играть на дороге или около проезжей части,

переходить улицу только по пешеходному переходу,

при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,

знать устройство проезжей части,

знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,

знать правила поведения в транспорте,

знать и соблюдать правила поведения во дворе.

Во многом безопасность детей на дороге зависит и от их родителей, которые сами зачастую подают нехорошие примеры. В этой связи хочется и родителям адресовать некоторые полезные советы:

Во время прогулок с детьми по городу или селу проводите с ними беседы о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Безопасность вашего ребенка  зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемый Андрей Анатольевич! Цитирую: "... при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо" - это глубоко устаревшее правило! Требование ПДД сегодня: ПОСТОЯННО наблюдать за дорогой! А это значит, смотреть столько раз, сколько нужно, пока человек не завершит переход, Вы же сами чуть выше об этом написали! Кроме того, читая Ваши стихи и просматривая другие материалы по теме ПДД, я нашла некоторые неточности: зелёный сигнал светофора не гарантирует нам безопасного перехода (стихи), а значит идти "смело" нельзя! Необходимо убедиться, что все машины остановились и пропускают. После чего, пересекая проезжую часть, постоянно следить за дорогой: налево-направо, налево-направо. Когда эти навыки будут доведены до автоматизма, тогда и наши сегодняшние ученики будут примером своим детям. И непонятно, опять-таки в стихах, про регулировщика: "вытянул руку" - какую? куда? кто идёт и в каком направлении???? Такие неточности в трактовке ПДД могут повлечь печальные последствия... С уважением, Наталья Николаевна, ответственный по профилактике ДДТТ, Ваш коллега.

4 July 2018

Спасибо за Ваши замечания.

4 July 2018

Андрей Анатольевич, одно дело делаем. Почему написала, потому что через сеть каждая неточность - возможная трагедия в геометрической прогрессии. А хотите в подарок авторскую презентацию - пособие по ПДД? Но для личного пользования в работе, не для конкурсов и публикаций? У Вас какой офис? От этого зависит что скидывать.

5 July 2018

Похожие публикации